3. Сравнение звуков [ ш ] – [ щ ] -Давайте назовём одежду ещё раз и послушаем, как звучат слова. -Какое слово можно назвать лишним? Почему? -Какой это звук? -Выберите картинку, подходящую этому звуку. -Составим схему слова «шуба» -А какой звук последний в слове «плащ». Какой это звук? -Выберите картинку, подходящую этому звуку. -Составим схему слова «плащ» Дифференциация звуков в слогах. -Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если я назову мягкий согласный звук [щ], а твёрдый [ш]. -Правильно, я буду называть слоги с этими звуками, а вы делайте ходы:ша, ще, шу, шо, щу, щи, ши, ше, ща, щё -С каким счетом закончились соревнование? 5. Физ. минутка. Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова – это «два». Руки вверх, вперёд смотри – это «три». Руки в стороны – «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». Соотнесение звука и буквы. -Мы учились различать звуки [ш] и [щ]. Чем отличается звук от буквы? -Возьмите листочки в клетку и простые карандаши. Внимательно слушайте и делайте так, как я скажу: [ш]: 3 кл. вниз, [щ]: 3 – вниз. 5 - вправо, 5 - вправо 3 - вверх, 1 – вниз 1 - влево, 1 - вправо 2 - вниз, 2 - вверх 1 - влево, 1- влево 2 - вверх, 2 - вверх 1 - влево, 1 – влево, 2 - вниз, 2 - вниз влево 1 - влево вверх, 2 - вверх 1 – влево. 1 - влево 2 - вниз 1 - влево 2 – вверх 1 – влево -Что у вас получилось? Какая буква первая? Вторая? -Посмотрите, похожи эти буквы? А чем они отличаются? «Не схвати букву Ш руками: Ш – это ветка с тремя шипами». «Щ – это щётка с загнутой ручкой. Всё перечистим щёткой-колючкой». «Букву ш напишу неспеша: Три крючочка – вот и ш». Узнавание на ощупь. -Интересно, узнаете ли вы эти буквы на ощупь. Работа в тетрадях. -Откройте тетради, запишите число. У вас на карточках дано задание: вставь пропущенные буквы, запиши слова в два столбика. Столбик слева – слова с буквой «Ш», столбик справа - слова с буквой «Щ». ...апка, ...ука, ...ум, ...ётка, ...утка, ...енок, пла..., малы..., ово..., ланды.... -Команда буквы «Ш» остаётся выполнять задание, а команда «Щ» идёт со мной к компьютеру. -Теперь меняемся местами. Работа с предложением. -Вспомните, как одним словом мы называли вещи нашего Мишутки? -А где хранят одежду? -Прочитайте слова на доске. Это предложение? -Составьте предложение из этих слов. -Сколько слов в этом предложении? -Чего недостаёт в этом предложении? -Составьте предложение правильно, запишите его Закройте тетради. 10. Итог. Чему мы учились сегодня на занятии? Пароль на выход. -Вспомните, какую одежду вы ещё знаете, и назовите по 3 слова. | Сопряженно проговаривают слова -«Плащ», т.к. все остальные слова начинаются со звука [ ш]. По опорной таблице дети дают характеристику звука [ш]: - Согласный, всегда твёрдый, глухой. Дети выбирают картинку-символ. Дети поочерёдно называют звуки в слове, логопед выставляет схему на наборном полотне (доске). -[щ], согласный, всегда мягкий, глухой. Дети выбирают картинку-символ Дети поочерёдно называют звуки в слове, логопед выставляет схему на наборном полотне (доске). -[щ] –по зелёной, [ш] – по синей. -5:5. Дети выполняют соответствующие движения. -Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем (по опорной таблице). -Первая – «Ш», вторая – «Щ». Сравнение букв по таблицам. Дети выходят к доске поочередно, ощупывают буквы в мешочке, называют их и оставляют у себя. Упражнение «Конструктор» (вставь пропущенную букву в середине слова). -Одежда. -В шкафу, на полке, на вешалке. -Нет, т.к. слова не связаны между собой. -4. Составляется схема на доске. -Предлога. Предварительно проговаривается каждое предложение. -Различать звуки и буквы «ш» и «щ», составлять предложения с предлогами. Дети поочерёдно выполняют задание и выходят из класса. |