kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация ш-щ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения по написанию букв "ш" и "щ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме "Дифференциация ш-щ"»

Тема: Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (Ш – Щ)


Цели: 1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш] и [щ]

2. Закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ».

3. Формирование умения дифференцировать звуки и буквы в слогах и словах.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Активизация слухового внимания и памяти; зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия, межанализаторного взаимодействия.

6. Уточнение оптико-пространственной ориентировки.

7. Развитие лексико-грамматического строя речи.


Оборудование:

  1. Предметные картинки по теме «Одежда»

  2. Сюжетная картина «Маша шьёт».

  3. Дорожки для игры «Кто первый»

  4. Символы согласных звуков.

  5. Символы букв.

  6. Объёмные буквы «Ш», «Щ».

  7. Опорные таблицы «Звук – буква», «Характеристика звуков».

  8. Листы бумаги в клетку на каждого ученика.

  9. Карточки индивидуальных заданий

10)Схема предложения.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Повторение пройденного.

Логопед

Дети

- Здравствуйте. Первыми сядут те дети, чьё имя начинается с гласного звука; теперь – с твёрдого согласного звука, и – с мягкого согласного звука.

Поочередно садятся на свои места

  1. Введение в новую тему.

-Сегодня к нам на занятие пришли девочка Маша и её медвежонок Миша.

Внимательно послушайте стихотворение:

Маша нашему малышке

Шила новые штанишки,

Шила шубу, шапку, шарф

Для Мишутки-малыша.

Тёплую шубку он носит зимой,

В лёгком плаще он гуляет весной.

-Какие вещи есть у Мишутки?





-Как эти вещи можно назвать одним словом?

Демонстрируется сюжетная картинка.








-Шуба, шапка, шарф, штанишки, плащ.

Предметные картинки выставляются на доску.


-Одежда


3. Сравнение звуков [ ш ] – [ щ ]

-Давайте назовём одежду ещё раз и послушаем, как звучат слова.

-Какое слово можно назвать лишним? Почему?




-Какой это звук?






-Выберите картинку, подходящую этому звуку.



-Составим схему слова «шуба»






-А какой звук последний в слове «плащ». Какой это звук?


-Выберите картинку, подходящую этому звуку.


-Составим схему слова «плащ»






  1. Дифференциация звуков в слогах.

-Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если я назову мягкий согласный звук [щ], а твёрдый [ш].

-Правильно, я буду называть слоги с этими звуками, а вы делайте ходы:ша, ще, шу, шо, щу, щи, ши, ше, ща, щё

-С каким счетом закончились соревнование?




5. Физ. минутка.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два».

Руки вверх, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны – «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


  1. Соотнесение звука и буквы.

-Мы учились различать звуки [ш] и [щ].

Чем отличается звук от буквы?




-Возьмите листочки в клетку и простые карандаши. Внимательно слушайте и делайте так, как я скажу:

[ш]: 3 кл. вниз, [щ]: 3 – вниз.

5 - вправо, 5 - вправо

3 - вверх, 1 – вниз

1 - влево, 1 - вправо

2 - вниз, 2 - вверх

1 - влево, 1- влево

2 - вверх, 2 - вверх

1 - влево, 1 – влево,

2 - вниз, 2 - вниз

  1. влево 1 - влево

  2. вверх, 2 - вверх

1 – влево. 1 - влево

2 - вниз

1 - влево

2 – вверх

1 – влево


-Что у вас получилось? Какая буква первая? Вторая?


-Посмотрите, похожи эти буквы? А чем они отличаются?

«Не схвати букву Ш руками:

Ш – это ветка с тремя шипами».

«Щ – это щётка с загнутой ручкой.

Всё перечистим щёткой-колючкой».

«Букву ш напишу неспеша:

Три крючочка – вот и ш».


  1. Узнавание на ощупь.

-Интересно, узнаете ли вы эти буквы на ощупь.





  1. Работа в тетрадях.

-Откройте тетради, запишите число.

У вас на карточках дано задание: вставь пропущенные буквы, запиши слова в два столбика. Столбик слева – слова с буквой «Ш», столбик справа - слова с буквой «Щ».

...апка, ...ука, ...ум, ...ётка, ...утка, ...енок, пла..., малы..., ово..., ланды....


-Команда буквы «Ш» остаётся выполнять задание, а команда «Щ» идёт со мной к компьютеру.



-Теперь меняемся местами.


  1. Работа с предложением.

-Вспомните, как одним словом мы называли вещи нашего Мишутки?

-А где хранят одежду?


-Прочитайте слова на доске. Это предложение?


-Составьте предложение из этих слов.

-Сколько слов в этом предложении?


-Чего недостаёт в этом предложении?


-Составьте предложение правильно, запишите его

Закройте тетради.



10. Итог.

Чему мы учились сегодня на занятии?





  1. Пароль на выход.

-Вспомните, какую одежду вы ещё знаете, и назовите по 3 слова.



Сопряженно проговаривают слова

-«Плащ», т.к. все остальные слова начинаются со звука

[ ш].

По опорной таблице дети дают характеристику звука [ш]: - Согласный, всегда твёрдый, глухой.


Дети выбирают картинку-символ.


Дети поочерёдно называют звуки в слове, логопед выставляет схему на наборном полотне (доске).


-[щ], согласный, всегда мягкий, глухой.


Дети выбирают

картинку-символ

Дети поочерёдно называют звуки в слове, логопед выставляет схему на наборном полотне (доске).


-[щ] –по зелёной, [ш] – по синей.





-5:5.




Дети выполняют соответствующие движения.







-Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем (по опорной таблице).





















-Первая – «Ш», вторая – «Щ».

Сравнение букв по таблицам.









Дети выходят к доске поочередно, ощупывают буквы в мешочке, называют их и оставляют у себя.









Упражнение «Конструктор» (вставь пропущенную букву в середине слова).




-Одежда.


-В шкафу, на полке, на вешалке.

-Нет, т.к. слова не связаны между собой.


-4. Составляется схема на доске.

-Предлога.


Предварительно проговаривается каждое предложение.



-Различать звуки и буквы «ш» и «щ», составлять предложения с предлогами.


Дети поочерёдно выполняют задание и выходят из класса.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация ш-щ"

Автор: Гуцева Ольга Васильевна

Дата: 13.09.2022

Номер свидетельства: 612914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект   логопедического занятия  Тема: Дифференциация ч-щ. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-diffierientsiatsiia-ch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "163165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [з] - [ж]""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_diffierientsiatsiia_zvukov_z_zh"
    ["file_id"] => string(6) "399549"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489330963"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект логопедического занятия по дифференциации Л, Р"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_po_diffierientsiatsii_l_r"
    ["file_id"] => string(6) "463347"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521969862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zaniatiia_tema_differentsiatsiia_bukv_i"
    ["file_id"] => string(6) "508820"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556626544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж"
    ["seo_title"] => string(57) "individualnoe_zaniatie_po_differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh"
    ["file_id"] => string(6) "507333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555430834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства