Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие для детей 5-6 лет на тему : Гласные и согласные звуки»
Тема: Гласные и согласные звуки
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить выделять гласный звук в середине односложных слов; учить образовывать приставочные глаголы; развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О чем я говорю?».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:
— У меня синяя ... рубашка, черные ... брюки, красное ... пальто.
2. Артикуляционная гимнастика
«Маляр»
Язычок наш- кисточка, нёбо- потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем- привет!
«Пароход»
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
«Пупь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
3. Знакомство с гласными звуками
Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голосом, без преграды, их можно долго петь. Предлагает обозначить их красным кружком.
• «Узнай звук».
Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ау-и-э-о-а-о-у...
Логопед просит показать, как дует ветер (у-у), какой звук произносит лошадка (и-и), как плачет малыш (а-а), как стонет тот, у кого заболели зубы (о-о).
• «Продолжи слово».
Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а...рбуз, у...тка, о...сень, и...грушки, э...таж, о...блако, у...тюг, э...кскаватор и т.д.
• «Отгадай звук».
По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в середине слова: доле, мак, лук, сок, кит...
4. Знакомство с согласными звуками
Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твердыми и мягкими.
• «Наоборот» — по рядам дети называют твердые и мягкие звуки и слоги:
Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произносят название, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):
пирамидка, мяч, Незнайка...
волк, баран, матрешка, паровоз...
• «Звуковые бусы».
У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.
5. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел. (бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
6. Работа в тетради
В тетради у каждого ребенка — контурное изображение платья. Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при помощи приставки, и одновременно рисует в тетради:
— К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуговицы пришить. (Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом обшить. (Обводят воротник.) Карман нужно пришить. (Рисуют карман.) На кармане цветок вышить. (Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)