| II. Актуализация   знаний 
 | Проверяет домашнее задание.   - Отгадайте ребус: Слайд   МА , ель ЧИКИ   - О чём вам говорит это слово?   - Кто написал рассказ «Мальчики»? - Какие факты из жизни А. П. Чехова вас особенно впечатлили? - Какие черты характера А. П. Чехова вы можете назвать? - В любой семье и у взрослых, и у детей могут возникнуть какие- то проблемы, непредвиденные ситуации. И решать эти проблемы, искать выход из создавшейся ситуации необходимо всем вместе. -Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл»   Моя семья – надежный крепкий тыл.Со мною мать, отец, сестренки, братья…
 Здесь могут охладить ненужный пыл,
 Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
 
 Дом пахнет пирогами и теплом,
 Да лаской добрых рук любимой мамы.
 И, если гроз и бед нагрянет гром,
 Помогут пережить легко, без драмы.
 
 Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
 Успехи будут, только постарайся.
 Учись, трудись и с песнею иди,
 А, если виноват, пойми, раскайся».
 - Какова главная мысль стихотворения? -Подумайте и скажите, а как связан этот рассказ «Мальчики» со словом « семья»? 
 | Отгадывают ребус. - Мальчики. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. - Мы будем продолжать работать над рассказом «Мальчики». - Рассказ «Мальчики» написал А. П. Чехов. - Трудолюбие, ответственность, целеустремлённость. 
 
 
 Ученики рассказывают наизусть стихотворение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - В радости и беде с нами всегда родители, наша семья. 
 
 
 
 
 - Семья Королёвых жила в ожидании праздника. А случилась беда. | 
  | IV. Реализация   выбранного  проекта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физминутка 
 
 
 
 
 
 V.Самостоятельная работа. Работа в группах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 VI.Итог урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 VII. Рефлексия. 
 
 
 
 
 
 
 VIII. Домашнее задание. 
 
 
 
 
 | -Приступаем к работе. Разделим рассказ на смысловые части.   -Обратим внимание на 1 эпизод рассказа. Ищем границы. - Какое событие произошло в 1 части рассказа? - Словами из текста докажите, что Володю все очень ждали. Какова была атмосфера встречи? - Как можно озаглавить 1 часть?-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? Выберите из слов на доске:
  мирлюбовь
 согласие
 тревога
 непонимание
  План рассказа поэтапно записывается учителем на доске. -Перейдем ко 2 эпизоду произведения. Ищем границы. - О чём рассказывается во 2 части рассказа? -Что за гость появился в дружной семье Королевых?- Найдите строки, в которых Чехов дает описание внешности Чечевицына.
 - Что можно сказать о внешности мальчиков?
 - Как восприняли Чечевицына сестры Володи?
 - Прочитайте, какие изменения в поведении брата они заметили?
 - Как можно озаглавить 2 часть рассказа? -Обратим внимание на 3 эпизод рассказа. - Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостным, веселым событием? Докажите словами из текста.-Прочитайте,  как мальчики отнеслись к общей работе.
 - Почему же Володя был таким непохожим на себя?
 - Как можно озаглавить 3 часть рассказа? Приступаем к 4 эпизоду рассказа. - О чём Чечевицын разговаривал с девочками? -Как можно озаглавить 4 часть рассказа? -Продолжаем работу по тексту. - О чём идёт речь в 5 части рассказа. Ищем границы. - Как девочки догадались, что они готовят побег?-Почему мальчики  так мечтали попасть в Америку?
 -Какие слова мальчиков вызывают у вас улыбку?
 -Почему девочки не стали говорить родителям о том, что услышали?
 -Как вы думаете правильно ли они поступили?
 Озаглавим эту часть рассказа. Ищем смысловые границы следующей части. - О чём идёт речь в 6 эпизоде рассказа?-Найдите и прочитайте, как Володя себя чувствовал накануне побега.
 -Чем вы это объясните?
 -Было ли что-то подобное в душе у Чечевицына?
 -Озаглавим 6 часть рассказа. -О чём идёт речь в 7 части рассказа? - Прочитаем диалог по ролям. -Озаглавим 7 пункт плана. -О чём идёт речь в 8 части рассказа? Найдём границы. - Озаглавим 8 пункт плана. - О чём 9 часть рассказа? Найдём её границы? -Чем завершается рассказ?-И вот мы снова возвращаемся к членам семьи Королевых. Прочитайте, как искали мальчиков.
 -Как вы думаете, почему их обнаружили достаточно быстро?
 - Озаглавим 9 пункт плана.-А теперь прочитайте заключительный эпизод рассказа.
 Давайте представим, как произошла встреча Чечевицына с его матерью? - Озаглавим 10 пункт плана. - Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернулись домой? - Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына? - То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель, Чечевицын, не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности.  - Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа.   - Подберите слова из текста, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков. - Как вы думаете, Чехов любит своих героев?   - Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Они ещё маленькие, чтобы их осуждать. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.    План рассказа 1. Приезд Володи. 2. Действия в столовой. 3. Действия в детской. 4. Диалог Чечевицына с Катей. 5. Подслушивание разговора. 6. Прощание с родными. 7. Диалог Чечевицына с Володей. 8. Поиски мальчиков. 9. Второй приезд Володи. 10.Отъезд Чечевицына. 
 
 - Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте знакомый песчаный морской берег. Вы сидите на берегу. Набегает волна. Она всё больше и больше подкрадывается к вам. Она словно зовёт вас. Вы не выдерживаете, поднимаетесь и осторожно заходите в воду. 
 
 Вспомним правила работы в группах. Работают 5 групп.   Ответьте на вопросы: 1.Мальчики решились на побег, потому что… - были смелыми и решительными; - были глупыми и самонадеянными; - хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными. 
 2.В конце и в начале рассказа описаны встречи Володи с семьёй. Чем эти встречи похожи? 
 3.Рассказ «Мальчики» смешное произведение или грустное? Почему вы так считаете? 
 4.Решится ли Володя повторить свое путешествие в Америку,  а Чечевицын? Обоснуйте свой ответ. 
 5.Чехов сначала дал рассказу название «Сценка». В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а решили отложить бегство в Америку до более удобного случая. - Какой вариант вам понравился больше и почему? 
 Организует подведение итогов урока с помощью беседы по вопросам:  - Чему учит нас автор произведения?   - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? - Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. - О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор? - Мы не случайно в начале урока обратились к стихотворению Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл». А что может быть ценнее семьи, которая тебя поддержит в трудную минуту, родные и близкие, которые переживают вместе с тобой. Выставление оценок. 
 Дополните предложения: «Я понял, что…» «Мне надо…» «Я хочу воспитать в себе…»   «Хочу избавиться от…»   
 
 
 
 Объясняет домашнее задание. - Подготовить пересказ рассказа «Мальчики» по плану. 
 
 
 
 
 
 | Выборочное чтение рассказа.   Делят рассказ на смысловые части и составляют план. 
 
 
 
 
 
 - Читаем произведение с карандашом в руках. 
 
 
 
 - Отвечаем на вопросы. 
 Учащиеся записывают план на листах, подготовленных учителем. 
 
  - Встречает вся семья, бросились к окнам, целовать, обнимать, подняли визг. 
 
 
 
 
 
 Выбирают слова «мир», «любовь», согласие». 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися. 
 Предлагают свои варианты. 
 
 
 - Они разные, даже противоположные. 
 - Володя говорил мало, не улыбался, не разговаривал с сётрами. 
 
 Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися. 
 -Володябыл подавлен, расстроен, лежал. 
 -Нет, он был горд собой 
 
 
 -Однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек - да, а в глазах взрослых – нет. 
 -Вас могут исключить из гимназии. - Безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В группе обсуждаются все вопросы. На 1 вопрос отвечает 1 группа. Все остальные группы слушают и дополняют ответ. Таким образом разбираются все вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать.  - Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. Путешествовать надо со всей семьёй. - Автор учит любить и беречь свою семью, не огорчать близких людей и бережно относиться к их чувствам. 
 
 
 Дополняют предложения. 
 
 Записывают задание в дневник 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |