II. Актуализация знаний | Проверяет домашнее задание. - Отгадайте ребус: Слайд МА , ель ЧИКИ - О чём вам говорит это слово? - Кто написал рассказ «Мальчики»? - Какие факты из жизни А. П. Чехова вас особенно впечатлили? - Какие черты характера А. П. Чехова вы можете назвать? - В любой семье и у взрослых, и у детей могут возникнуть какие- то проблемы, непредвиденные ситуации. И решать эти проблемы, искать выход из создавшейся ситуации необходимо всем вместе. -Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл» Моя семья – надежный крепкий тыл. Со мною мать, отец, сестренки, братья… Здесь могут охладить ненужный пыл, Тут я делюсь любым мгновеньем счастья. Дом пахнет пирогами и теплом, Да лаской добрых рук любимой мамы. И, если гроз и бед нагрянет гром, Помогут пережить легко, без драмы. Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди Успехи будут, только постарайся. Учись, трудись и с песнею иди, А, если виноват, пойми, раскайся». - Какова главная мысль стихотворения? -Подумайте и скажите, а как связан этот рассказ «Мальчики» со словом « семья»? | Отгадывают ребус. - Мальчики. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. - Мы будем продолжать работать над рассказом «Мальчики». - Рассказ «Мальчики» написал А. П. Чехов. - Трудолюбие, ответственность, целеустремлённость. Ученики рассказывают наизусть стихотворение. - В радости и беде с нами всегда родители, наша семья. - Семья Королёвых жила в ожидании праздника. А случилась беда. |
IV. Реализация выбранного проекта Физминутка V.Самостоятельная работа. Работа в группах. VI.Итог урока. VII. Рефлексия. VIII. Домашнее задание. | -Приступаем к работе. Разделим рассказ на смысловые части. -Обратим внимание на 1 эпизод рассказа. Ищем границы. - Какое событие произошло в 1 части рассказа? - Словами из текста докажите, что Володю все очень ждали. Какова была атмосфера встречи? - Как можно озаглавить 1 часть? -Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? Выберите из слов на доске: мир любовь согласие тревога непонимание План рассказа поэтапно записывается учителем на доске. -Перейдем ко 2 эпизоду произведения. Ищем границы. - О чём рассказывается во 2 части рассказа? -Что за гость появился в дружной семье Королевых? - Найдите строки, в которых Чехов дает описание внешности Чечевицына. - Что можно сказать о внешности мальчиков? - Как восприняли Чечевицына сестры Володи? - Прочитайте, какие изменения в поведении брата они заметили? - Как можно озаглавить 2 часть рассказа? -Обратим внимание на 3 эпизод рассказа. - Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостным, веселым событием? Докажите словами из текста. -Прочитайте, как мальчики отнеслись к общей работе. - Почему же Володя был таким непохожим на себя? - Как можно озаглавить 3 часть рассказа? Приступаем к 4 эпизоду рассказа. - О чём Чечевицын разговаривал с девочками? -Как можно озаглавить 4 часть рассказа? -Продолжаем работу по тексту. - О чём идёт речь в 5 части рассказа. Ищем границы. - Как девочки догадались, что они готовят побег? -Почему мальчики так мечтали попасть в Америку? -Какие слова мальчиков вызывают у вас улыбку? -Почему девочки не стали говорить родителям о том, что услышали? -Как вы думаете правильно ли они поступили? Озаглавим эту часть рассказа. Ищем смысловые границы следующей части. - О чём идёт речь в 6 эпизоде рассказа? -Найдите и прочитайте, как Володя себя чувствовал накануне побега. -Чем вы это объясните? -Было ли что-то подобное в душе у Чечевицына? -Озаглавим 6 часть рассказа. -О чём идёт речь в 7 части рассказа? - Прочитаем диалог по ролям. -Озаглавим 7 пункт плана. -О чём идёт речь в 8 части рассказа? Найдём границы. - Озаглавим 8 пункт плана. - О чём 9 часть рассказа? Найдём её границы? -Чем завершается рассказ? -И вот мы снова возвращаемся к членам семьи Королевых. Прочитайте, как искали мальчиков. -Как вы думаете, почему их обнаружили достаточно быстро? - Озаглавим 9 пункт плана. -А теперь прочитайте заключительный эпизод рассказа. Давайте представим, как произошла встреча Чечевицына с его матерью? - Озаглавим 10 пункт плана. - Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернулись домой? - Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына? - То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель, Чечевицын, не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. - Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа. - Подберите слова из текста, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков. - Как вы думаете, Чехов любит своих героев? - Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Они ещё маленькие, чтобы их осуждать. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез. План рассказа 1. Приезд Володи. 2. Действия в столовой. 3. Действия в детской. 4. Диалог Чечевицына с Катей. 5. Подслушивание разговора. 6. Прощание с родными. 7. Диалог Чечевицына с Володей. 8. Поиски мальчиков. 9. Второй приезд Володи. 10.Отъезд Чечевицына. - Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте знакомый песчаный морской берег. Вы сидите на берегу. Набегает волна. Она всё больше и больше подкрадывается к вам. Она словно зовёт вас. Вы не выдерживаете, поднимаетесь и осторожно заходите в воду. Вспомним правила работы в группах. Работают 5 групп. Ответьте на вопросы: 1.Мальчики решились на побег, потому что… - были смелыми и решительными; - были глупыми и самонадеянными; - хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными. 2.В конце и в начале рассказа описаны встречи Володи с семьёй. Чем эти встречи похожи? 3.Рассказ «Мальчики» смешное произведение или грустное? Почему вы так считаете? 4.Решится ли Володя повторить свое путешествие в Америку, а Чечевицын? Обоснуйте свой ответ. 5.Чехов сначала дал рассказу название «Сценка». В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а решили отложить бегство в Америку до более удобного случая. - Какой вариант вам понравился больше и почему? Организует подведение итогов урока с помощью беседы по вопросам: - Чему учит нас автор произведения? - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? - Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. - О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор? - Мы не случайно в начале урока обратились к стихотворению Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл». А что может быть ценнее семьи, которая тебя поддержит в трудную минуту, родные и близкие, которые переживают вместе с тобой. Выставление оценок. Дополните предложения: «Я понял, что…» «Мне надо…» «Я хочу воспитать в себе…» «Хочу избавиться от…» Объясняет домашнее задание. - Подготовить пересказ рассказа «Мальчики» по плану. | Выборочное чтение рассказа. Делят рассказ на смысловые части и составляют план. - Читаем произведение с карандашом в руках. - Отвечаем на вопросы. Учащиеся записывают план на листах, подготовленных учителем. - Встречает вся семья, бросились к окнам, целовать, обнимать, подняли визг. Выбирают слова «мир», «любовь», согласие». Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися. Предлагают свои варианты. - Они разные, даже противоположные. - Володя говорил мало, не улыбался, не разговаривал с сётрами. Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися. Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися. -Володябыл подавлен, расстроен, лежал. -Нет, он был горд собой -Однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек - да, а в глазах взрослых – нет. -Вас могут исключить из гимназии. - Безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей. В группе обсуждаются все вопросы. На 1 вопрос отвечает 1 группа. Все остальные группы слушают и дополняют ответ. Таким образом разбираются все вопросы. - Нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать. - Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. Путешествовать надо со всей семьёй. - Автор учит любить и беречь свою семью, не огорчать близких людей и бережно относиться к их чувствам. Дополняют предложения. Записывают задание в дневник |