kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение А.П. Чехов "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся научатся определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, поступки героев произведения.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение А.П. Чехов "Мальчики"»

Учитель:

Лакутина Валентина Васильевна

Тема:

А. П. Чехов «Мальчики». Деление текста на части. 2 урок

Класс:

4 «А»

Цель:

Составить план рассказа

Задачи:

- формировать умения раскрывать главную мысль произведения, выделять главное в изучаемом материале;

- отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- учить оценивать события, поступки героев произведения;

- способствовать развитию речи учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формирование системы нравственных ценностей (благородство, ответственность, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А. П. Чехова.

Предметные УУД:

научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения.

Метапредметные УУД:

познавательные: понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли произведения), осуществлять поиск необходимой информации в тексте, ориентироваться в художественной и учебной книге; 

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; 

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в группе.

Ресурсы:

– учебник «Литературное чтение» 4 класс с аудиоприложением на электронном носителе 2 ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2013;

- Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. М.: Просвещение, 1990;

компьютер, интерактивная доска, презентация





Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Мотивация к учебной деятельности.


Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

- Какой сегодня хороший день! Наша школа радушно распахнула всем двери. На уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Улыбнитесь друг другу. Хочу пожелать всем успешной и плодотворной работы.

На уроке нам поможет наш девиз:

Мы …,

Мы…,

Мы …,

У нас всё получится.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность к уроку Внимательно слушают
.


- внимательные

- старательные

- учимся

Последнюю строку произносят хором.



II. Актуализация

знаний


Проверяет домашнее задание.

- Отгадайте ребус: Слайд

МА ель ЧИКИ

- О чём вам говорит это слово?

- Кто написал рассказ «Мальчики»?

- Какие факты из жизни А. П. Чехова вас особенно впечатлили?

- Какие черты характера А. П. Чехова вы можете назвать?

- В любой семье и у взрослых, и у детей могут возникнуть какие- то проблемы, непредвиденные ситуации. И решать эти проблемы, искать выход из создавшейся ситуации необходимо всем вместе.

-Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл»

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А, если виноват, пойми, раскайся».

- Какова главная мысль стихотворения?

-Подумайте и скажите, а как связан этот рассказ «Мальчики» со словом « семья»?


Отгадывают ребус.

- Мальчики.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

- Мы будем продолжать работать над рассказом «Мальчики».

- Рассказ «Мальчики» написал А. П. Чехов.

- Трудолюбие, ответственность, целеустремлённость.




Ученики рассказывают наизусть стихотворение.

















- В радости и беде с нами всегда родители, наша семья.






- Семья Королёвых жила в ожидании праздника. А случилась беда.

III.Постановка

учебной задачи,

целей урока



- Перед вами текст произведения. На прошлом уроке мы познакомились с содержанием рассказа, ответили на вопросы. Следующий этап – пересказ текста.

-Что нам поможет в подготовке к пересказу этого произведения?

- Правильно. Чтобы составить план, мы должны текст разделить на смысловые части и каждую часть озаглавить.

- И сегодня на уроке мы постараемся ответить на важный вопрос: 

- Чему учит нас А. П. Чехов рассказом «Мальчики»?



Размышляют и отвечают на вопросы.


- Нам поможет план.




IV. Реализация

выбранного

проекта

























































































Физминутка







V.Самостоятельная работа. Работа в группах.




















VI.Итог урока.













VII. Рефлексия.








VIII.

Домашнее задание.






-Приступаем к работе. Разделим рассказ на смысловые части.

-Обратим внимание на 1 эпизод рассказа. Ищем границы.

- Какое событие произошло в 1 части рассказа?

- Словами из текста докажите, что Володю все очень ждали. Какова была атмосфера встречи?

- Как можно озаглавить 1 часть?
-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? Выберите из слов на доске:

мир
любовь
согласие
тревога
непонимание

План рассказа поэтапно записывается учителем на доске.

-Перейдем ко 2 эпизоду произведения. Ищем границы.

- О чём рассказывается во 2 части рассказа?

-Что за гость появился в дружной семье Королевых?
- Найдите строки, в которых Чехов дает описание внешности Чечевицына.
- Что можно сказать о внешности мальчиков?
- Как восприняли Чечевицына сестры Володи?
- Прочитайте, какие изменения в поведении брата они заметили?

- Как можно озаглавить 2 часть рассказа?

-Обратим внимание на 3 эпизод рассказа.

- Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостным, веселым событием? Докажите словами из текста.
-Прочитайте, как мальчики отнеслись к общей работе.
- Почему же Володя был таким непохожим на себя?

- Как можно озаглавить 3 часть рассказа?

Приступаем к 4 эпизоду рассказа.

- О чём Чечевицын разговаривал с девочками?

-Как можно озаглавить 4 часть рассказа?

-Продолжаем работу по тексту.

- О чём идёт речь в 5 части рассказа. Ищем границы.

- Как девочки догадались, что они готовят побег?
-Почему мальчики так мечтали попасть в Америку?
-Какие слова мальчиков вызывают у вас улыбку?
-Почему девочки не стали говорить родителям о том, что услышали?
-Как вы думаете правильно ли они поступили?

Озаглавим эту часть рассказа.

Ищем смысловые границы следующей части.

- О чём идёт речь в 6 эпизоде рассказа?
-Найдите и прочитайте, как Володя себя чувствовал накануне побега.
-Чем вы это объясните?
-Было ли что-то подобное в душе у Чечевицына?

-Озаглавим 6 часть рассказа.

-О чём идёт речь в 7 части рассказа?

- Прочитаем диалог по ролям.

-Озаглавим 7 пункт плана.

-О чём идёт речь в 8 части рассказа? Найдём границы.

- Озаглавим 8 пункт плана.

- О чём 9 часть рассказа? Найдём её границы?

-Чем завершается рассказ?
-И вот мы снова возвращаемся к членам семьи Королевых. Прочитайте, как искали мальчиков.
-Как вы думаете, почему их обнаружили достаточно быстро?

- Озаглавим 9 пункт плана.
-А теперь прочитайте заключительный эпизод рассказа.

Давайте представим, как произошла встреча Чечевицына с его матерью?

- Озаглавим 10 пункт плана.

- Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернулись домой?

- Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына?

- То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель, Чечевицын, не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. 

- Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа.

- Подберите слова из текста, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков.

- Как вы думаете, Чехов любит своих героев?

- Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Они ещё маленькие, чтобы их осуждать. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.

План рассказа

1. Приезд Володи.

2. Действия в столовой.

3. Действия в детской.

4. Диалог Чечевицына с Катей.

5. Подслушивание разговора.

6. Прощание с родными.

7. Диалог Чечевицына с Володей.

8. Поиски мальчиков.

9. Второй приезд Володи.

10.Отъезд Чечевицына.



- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте знакомый песчаный морской берег. Вы сидите на берегу. Набегает волна. Она всё больше и больше подкрадывается к вам. Она словно зовёт вас. Вы не выдерживаете, поднимаетесь и осторожно заходите в воду.



Вспомним правила работы в группах.

Работают 5 групп.

Ответьте на вопросы:

1.Мальчики решились на побег, потому что…

- были смелыми и решительными;

- были глупыми и самонадеянными;

- хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными.


2.В конце и в начале рассказа описаны встречи Володи с семьёй. Чем эти встречи похожи?


3.Рассказ «Мальчики» смешное произведение или грустное? Почему вы так считаете?


4.Решится ли Володя повторить свое путешествие в Америку, а Чечевицын? Обоснуйте свой ответ.


5.Чехов сначала дал рассказу название «Сценка». В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а решили отложить бегство в Америку до более удобного случая.

- Какой вариант вам понравился больше и почему?


Организует подведение итогов урока с помощью беседы по вопросам:

- Чему учит нас автор произведения?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

- Мы не случайно в начале урока обратились к стихотворению Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл». А что может быть ценнее семьи, которая тебя поддержит в трудную минуту, родные и близкие, которые переживают вместе с тобой.

Выставление оценок.


Дополните предложения:

«Я понял, что…»

«Мне надо…»

«Я хочу воспитать в себе…»

«Хочу избавиться от…»





Объясняет домашнее задание.

- Подготовить пересказ рассказа «Мальчики» по плану.







Выборочное чтение рассказа.

Делят рассказ на смысловые части и составляют план.







- Читаем произведение с карандашом в руках.





- Отвечаем на вопросы.


Учащиеся записывают план на листах, подготовленных учителем.



- Встречает вся семья, бросились к окнам, целовать, обнимать, подняли визг.







Выбирают слова «мир», «любовь», согласие».







Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися.


Предлагают свои варианты.




- Они разные, даже противоположные.


- Володя говорил мало, не улыбался, не разговаривал с сётрами.



Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися.















Отвечают на вопросы, работают с текстом произведения, выборочное чтение учащимися.


-Володябыл подавлен, расстроен, лежал.


-Нет, он был горд собой




-Однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек - да, а в глазах взрослых – нет.


-Вас могут исключить из гимназии.

- Безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей.


























В группе обсуждаются все вопросы. На 1 вопрос отвечает 1 группа. Все остальные группы слушают и дополняют ответ. Таким образом разбираются все вопросы.
































- Нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать.

- Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. Путешествовать надо со всей семьёй.

- Автор учит любить и беречь свою семью, не огорчать близких людей и бережно относиться к их чувствам.




Дополняют предложения.



Записывают задание в дневник























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературное чтение А.П. Чехов "Мальчики"

Автор: Лакутина Валентина Васильевна

Дата: 14.12.2019

Номер свидетельства: 531890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок литературного чтения  на тему: "А. П. Чехов "Мальчики""
    ["seo_title"] => string(53) "uroklitieraturnoghochtieniianatiemuapchiekhovmalchiki"
    ["file_id"] => string(6) "267711"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450446156"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока литературного чтения "Мир детей и мир взрослых в рассказе А .П. Чехова «Белолобый»" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mir-dietiei-i-mir-vzroslykh-v-rasskazie-a-p-chiekhova-bielolobyi"
    ["file_id"] => string(6) "187105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426463459"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме "А.П.Чехов "Мальчики""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_4_klass_po_tiemie_"
    ["file_id"] => string(6) "373487"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482746160"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока литературного чтения на тему А.П.Чехов "Мальчики""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_na_temu_a_p_chekhov_malchiki"
    ["file_id"] => string(6) "481867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1540323816"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства