kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения на тему: "А. П. Чехов "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 4 класс на тему "А.П. Чехов Маличики". Этот урок разработан в соответсвии с ФГОС. Тип урока: "открытие" новых знаний. 

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.      определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

2.      показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.      определять и формулировать цель деятельности на уроке;

2.      учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

3.      учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.  познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;

 2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность,  беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему: "А. П. Чехов "Мальчики"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения,

проведенного 22.10.2015 г. в 4 «Б» классе

МБОУ СОШ г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Гончаровой Юлией Ивановной









Зерноград

2015

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: А.П. Чехов «Мальчики»

Класс: 4«Б»


Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова; познакомить с рассказом А.П. Чехова «Мальчики».


Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;

  2. определять собственное отношение к поступкам героя;

  3. восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  2. учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. познакомить с жизнью и творчеством А.П. Чехова;

2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;

3. обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героев.

Оснащение урока:


Материалы для учащихся:

1. Учебник «Литературное чтение»


Материалы для учителя:

1. Учебник «Литературное чтение»

2. Презентация

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Ивановна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Мы вместе сочиним урок!

- Здравствуйте!

Присаживаются на свои места.




(Регулятивные) Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации пробного действия

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями.

- На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам запомнились?


- Какие произведения вам понравились?



- Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова?

- К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире.



- П.П. Ершов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой

- сказка «Конек – горбунок», стихотворение «Няне» и др.

Высказывают свое мнение.

(Познавательные)

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.



3. Этап выявления места и причины затруднения

- И наша Донская земля особенно гордится двумя именами – Шолохов Михаил Александрович и еще одно имя, которое вошло в русскую литературу.

- Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами (Тют…ев, Ф…т, Ми…алков, Т…лстой, Ершо…).

- Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать.

- Итак, это фамилия…

- Да, Чехов – это еще одна фамилия, которой гордится донская земля.

- Мы тоже с вами живем на донской земле.

- Всего лишь 200 километров от Зернограда до г. Таганрога, который стал родиной А. П. Чехова.

- Обучаясь в школе, вы когда – нибудь посетите этот город, в котором есть дом – музей, где родился и жил писатель, школа, лавка, где он работал еще мальчиком.




Слушают задание.


По одному выходят к доске и восстанавливают буквы в фамилиях.



- Чехов







Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Мы продолжаем знакомство с писателем.

- На странице 120 есть портрет А.П. Чехова.

- Каким вам представляется этот человек?



- Всмотритесь в его лицо, что вы можете сказать о нем?

- Да, только правильно они называются пенсне.

- Еще на лице есть усы и борода, которые он носил по моде того времени.

- Что читается на его лице?


- Что подсказывает нам костюм?


- Верно, А.П. Чехов был не только талантливым писателем, но и великолепным врачом, добрым, и очень порядочным человеком.

- Мне очень нравится одна его мысль, что человек должен быть прекрасен во всем. Как вы понимаете эти слова?

- А теперь рассмотрим 121 страницу. Мы можем познакомиться с юмористическими рассказами, пьесами, которые собраны в пяти томах, изображенных на странице.

- Выше на фотографии можно рассмотреть встречу писателя Максима Горького и Антона Павловича Чехова.

- Справа запечатлена класс школы, где учился писатель.

- Посмотрите на кабинет писателя. Что вы можете сказать о нем?

- Верно. В самом низу вы можете увидеть тот самый дом – музей, где жил А.П. Чехов.


Открывают учебники.

- Он сидит на кресле, подперев рукой подбородок.

- На лице мы видим очки.





- Выражение лица задумчивое, умное.

- Этот человек строгий, аккуратный.





- Высказывают мнение.











- Он светлый, уютный, простой.




Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

(Личностные)

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Этап реализации построенного проекта;
























- Далее мы приоткроем страницу в жизнь писателя.

- Что же авторы учебника расскажут нам о писателе.

- Прочитаем первый абзац.

-Вслушаемся в слова (учитель читает слова писателя).

- Что, значит, она была кроткая?

- А разумная?

- Верно. Как понять слова писателя о матери?

- А понять их можно так, что Антоша очень любил свою маму, уважал ее. А от самой матери он взял такую черту как кроткость, которая видна на портрете автора.

- Поближе познакомимся с семьей Чеховых.

- Прочитаем второй абзац.

- Итак, семья большая, дружная.

- Как, по-вашему, в такой семье хорошо жить?

- Чем увлекался А.П. Чехов?

- Прочитаем последний абзац.

- Как вы относитесь к этому поступку?


- Этот поступок говорит нам о том, что насколько был велик талант Чехова.

- Ведь не просто сыграть нищего и просить милостыню у своего дяди.

- Все это пригодилось в жизни Чехова.

- Он был связан с театром и писал пьесы для него.

- Как врач Чехов следил за своим здоровьем и здоровьем окружающих. Попробуем и мы сделать зарядку.




Ученик читает первый абзац.


- Незлобная, мягкая.

- Умная, рассудительная

Высказывают свое мнение






Ученик читает второй абзац.

- Да.

- Его увлекал театр.

- Ученик читает третий абз.

- Высказывают свое мнение.







- Ребята выполняют физминутку.

(Регулятивные)

Следовать режиму организации учебной деятельности.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;

- Присаживайтесь. А мы возвращаемся к нашей беседе о писателе.

- Посмотрим на стр. 123. Перед вами одно из произведений А.П. Чехова «Мальчики».

- Мальчики, казалось бы, обычное название.

- Можно ли по названию определить, о чем данное произведение?

- Да, может и о военных события, и об обыденной жизни, а может и о приключениях.

- А что нам нужно сделать, чтобы узнать, о чем произведение?

- Но перед чтением, разберем трудные слова, которые будут встречаться нам на пути.

-Что такое розвальни?


- А башлык?



- Начнем чтение рассказа «Мальчики».

- Ребята, а вас не удивляет начало рассказа?

- Почему написано «Володечка приехали!»?

- С таким обращением говорили о детях господ слуги.

- Продолжим чтение.

- Вот с такой сценой встречи начинается рассказ.

- Как, по-вашему, ему рады?

- А сам Володя рад, что приехал?

- Если мы бы ставили фильм, эта сцена была спокойной или суетливая, шумная?

- Здесь много глаголов. Найдем их.

- Посмотрите, даже двери скрипели и хлопали, все было в движении.

- И в эту суматоху врывается голос отца. Прочитаем.

- Сколько вопросов. Почему нет ответов?

- Прочитаем дальше.

- Что значит действие пса «стучал хвостом по стенам»?

- Что же было дальше. Прочитаем.

- А. П. Чехов умел немногими словами охарактеризовать действие происходящего вокруг.

- Найдите в этом абзаце такие слова.

- Верно.

(Учитель читает одно предложение «Володечка, а это кто же?»)

- А действительно кто же?

- Прочитаем.

- Ребята, а Володя привез друга, спросив разрешения у родителей?

- А почему он решил, что можно?

- Что же было дальше? Узнаем, прочитав текст.

- Так, что произошло дальше?

-По давней русской традиции всякая встреча начиналась с чаепития. Узнаем, как проходило чаепитие.

- Как проходило чаепитие?

- Какие слова говорят, о том, что это доброжелательное и лаковое чаепитие? Найдите в тексте.

- Дальше читаем.

- Гостеприимство в доме во многом зависит от отца.

- Как ведет себя отец?

- А теперь познакомимся с сестрами.

- Какие же сестры?

- Почему они «не отрывали глаз от нового знакомого»?

- Читаем дальше.

- Как вы думаете, почему так ведет себя Чечевицын?

- Хорошо. А что же описывается в следующем абзаце. Прочитаем.

- А изменилось ли что в поведении гостя?






Высказывают свое мнение.




- Нам нужно его прочитать.




Розвальни – это низкие и широкие сани.

Башлык - это теплый головной убор, надеваемый поверх шапки.

- Ученик начинает чтение рассказа.

- Высказывают свое мнение.




- Да.

- Да.

- Эта сцена была бы шумной и суетливой.

Ищут в тексте глаголы.



Читают текст рассказа.

Высказывают свое мнение.

- Читают следующий абзац.

- Собака тоже рада приезду Володи.

Читают следующий эпизод.



Ищут в тексте слова.



- Это друг Володи.


- Нет, Володя не просил разрешения.

- Потому что ему все рады.

Читают текст рассказа.

Высказывают свое мнение.

Читают следующий отрывок.


- Чаепитие проходило доброжелательно.

Ищут в тексте слова.





Отец ведет себя весело, доброжелательно.

- Сестры любопытные.

- Он ведет себя скромно и тихо.



- Чечевицын был воспитанным.


- Да, он повеселел и стал разговорчивым.

(Познавательные)

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- В последнем абзаце говорится о том, что мысли мальчиков были общие.

- Обсудите в парах. Какие общие мысли могли быть у мальчиков?

- Итак, ребята, поделитесь своими мыслями.

Работают в парах, обсуждая мысли мальчиков.



Делятся своим мнением с учителем.

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

9. Этап рефлексии учебной деятельности

- Первые страницы рассказа познакомили нас с героями.

- Кто же они?

- Каково отношение автора к этим героям?

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Что интересного вы о нем узнали?

- А теперь ребята, у вас есть маленькие листочки. Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов разных по настроению .

- Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 126 – 134 – прочитать ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Описывают урок на листочках.


(Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

МЕТОДИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА


31 марта 2015 года проходил урок литературного чтения на тему «Э. Мошковская “Я маму мою обидел…”». 2 «А» класс работает по программе «Школа России».

У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность. Умеют находить в книгах нужный материал.

Урок литературного чтения занимает в разделе место урока рефлексии. Урок взаимосвязан с предыдущим, так как направлен на повторение изученного материала – стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», и изучение нового материала – стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1. определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

2. показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке;

2. учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

3. учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;

2. работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Все задачи удалось решить, так как дети активно и с интересом работали. Детей удалось включить в запланированную деятельность, потому что им очень понравился материал урока, все вопросы и задания они выполняли. Также материал урока был направлен на жизненные ситуации детей.

Урок достиг своих целей, ребята выразительно читали стихотворение Эммы Мошковской, а также познакомились с биографией автора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения на тему: "А. П. Чехов "Мальчики"

Автор: Гончарова Юлия Ивановна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конструкт урока по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Мальчики»"
    ["seo_title"] => string(70) "konstrukt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_a_p_chekhov_malchiki"
    ["file_id"] => string(6) "652694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718250750"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок - соревнование "Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-sorievnovaniie-obobshchieniie-po-razdielu-chudiesnyi-mir-klassiki"
    ["file_id"] => string(6) "227868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440973700"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока литературного чтения "Мир детей и мир взрослых в рассказе А .П. Чехова «Белолобый»" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mir-dietiei-i-mir-vzroslykh-v-rasskazie-a-p-chiekhova-bielolobyi"
    ["file_id"] => string(6) "187105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426463459"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "А. П. Чехов «Мальчики» (конспект урока по литературному чтению)"
    ["seo_title"] => string(61) "a_p_chekhov_malchiki_konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu"
    ["file_id"] => string(6) "593253"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638435725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства