2. Этап актуализации пробного действия | - Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями. - На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам запомнились? - Какие произведения вам понравились? - Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова? - К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире. | - П.П. Ершов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой - сказка «Конек – горбунок», стихотворение «Няне» и др. Высказывают свое мнение. | (Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | - И наша Донская земля особенно гордится двумя именами – Шолохов Михаил Александрович и еще одно имя, которое вошло в русскую литературу. - Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами (Тют…ев, Ф…т, Ми…алков, Т…лстой, Ершо…). - Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать. - Итак, это фамилия… - Да, Чехов – это еще одна фамилия, которой гордится донская земля. - Мы тоже с вами живем на донской земле. - Всего лишь 200 километров от Зернограда до г. Таганрога, который стал родиной А. П. Чехова. - Обучаясь в школе, вы когда – нибудь посетите этот город, в котором есть дом – музей, где родился и жил писатель, школа, лавка, где он работал еще мальчиком. | Слушают задание. По одному выходят к доске и восстанавливают буквы в фамилиях. - Чехов | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Мы продолжаем знакомство с писателем. - На странице 120 есть портрет А.П. Чехова. - Каким вам представляется этот человек? - Всмотритесь в его лицо, что вы можете сказать о нем? - Да, только правильно они называются пенсне. - Еще на лице есть усы и борода, которые он носил по моде того времени. - Что читается на его лице? - Что подсказывает нам костюм? - Верно, А.П. Чехов был не только талантливым писателем, но и великолепным врачом, добрым, и очень порядочным человеком. - Мне очень нравится одна его мысль, что человек должен быть прекрасен во всем. Как вы понимаете эти слова? - А теперь рассмотрим 121 страницу. Мы можем познакомиться с юмористическими рассказами, пьесами, которые собраны в пяти томах, изображенных на странице. - Выше на фотографии можно рассмотреть встречу писателя Максима Горького и Антона Павловича Чехова. - Справа запечатлена класс школы, где учился писатель. - Посмотрите на кабинет писателя. Что вы можете сказать о нем? - Верно. В самом низу вы можете увидеть тот самый дом – музей, где жил А.П. Чехов. | Открывают учебники. - Он сидит на кресле, подперев рукой подбородок. - На лице мы видим очки. - Выражение лица задумчивое, умное. - Этот человек строгий, аккуратный. - Высказывают мнение. - Он светлый, уютный, простой. | Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. (Личностные) Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
5. Этап реализации построенного проекта; | - Далее мы приоткроем страницу в жизнь писателя. - Что же авторы учебника расскажут нам о писателе. - Прочитаем первый абзац. -Вслушаемся в слова (учитель читает слова писателя). - Что, значит, она была кроткая? - А разумная? - Верно. Как понять слова писателя о матери? - А понять их можно так, что Антоша очень любил свою маму, уважал ее. А от самой матери он взял такую черту как кроткость, которая видна на портрете автора. - Поближе познакомимся с семьей Чеховых. - Прочитаем второй абзац. - Итак, семья большая, дружная. - Как, по-вашему, в такой семье хорошо жить? - Чем увлекался А.П. Чехов? - Прочитаем последний абзац. - Как вы относитесь к этому поступку? - Этот поступок говорит нам о том, что насколько был велик талант Чехова. - Ведь не просто сыграть нищего и просить милостыню у своего дяди. - Все это пригодилось в жизни Чехова. - Он был связан с театром и писал пьесы для него. - Как врач Чехов следил за своим здоровьем и здоровьем окружающих. Попробуем и мы сделать зарядку. | Ученик читает первый абзац. - Незлобная, мягкая. - Умная, рассудительная Высказывают свое мнение Ученик читает второй абзац. - Да. - Его увлекал театр. - Ученик читает третий абз. - Высказывают свое мнение. - Ребята выполняют физминутку. | (Регулятивные) Следовать режиму организации учебной деятельности. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; | - Присаживайтесь. А мы возвращаемся к нашей беседе о писателе. - Посмотрим на стр. 123. Перед вами одно из произведений А.П. Чехова «Мальчики». - Мальчики, казалось бы, обычное название. - Можно ли по названию определить, о чем данное произведение? - Да, может и о военных события, и об обыденной жизни, а может и о приключениях. - А что нам нужно сделать, чтобы узнать, о чем произведение? - Но перед чтением, разберем трудные слова, которые будут встречаться нам на пути. -Что такое розвальни? - А башлык? - Начнем чтение рассказа «Мальчики». - Ребята, а вас не удивляет начало рассказа? - Почему написано «Володечка приехали!»? - С таким обращением говорили о детях господ слуги. - Продолжим чтение. - Вот с такой сценой встречи начинается рассказ. - Как, по-вашему, ему рады? - А сам Володя рад, что приехал? - Если мы бы ставили фильм, эта сцена была спокойной или суетливая, шумная? - Здесь много глаголов. Найдем их. - Посмотрите, даже двери скрипели и хлопали, все было в движении. - И в эту суматоху врывается голос отца. Прочитаем. - Сколько вопросов. Почему нет ответов? - Прочитаем дальше. - Что значит действие пса «стучал хвостом по стенам»? - Что же было дальше. Прочитаем. - А. П. Чехов умел немногими словами охарактеризовать действие происходящего вокруг. - Найдите в этом абзаце такие слова. - Верно. (Учитель читает одно предложение «Володечка, а это кто же?») - А действительно кто же? - Прочитаем. - Ребята, а Володя привез друга, спросив разрешения у родителей? - А почему он решил, что можно? - Что же было дальше? Узнаем, прочитав текст. - Так, что произошло дальше? -По давней русской традиции всякая встреча начиналась с чаепития. Узнаем, как проходило чаепитие. - Как проходило чаепитие? - Какие слова говорят, о том, что это доброжелательное и лаковое чаепитие? Найдите в тексте. - Дальше читаем. - Гостеприимство в доме во многом зависит от отца. - Как ведет себя отец? - А теперь познакомимся с сестрами. - Какие же сестры? - Почему они «не отрывали глаз от нового знакомого»? - Читаем дальше. - Как вы думаете, почему так ведет себя Чечевицын? - Хорошо. А что же описывается в следующем абзаце. Прочитаем. - А изменилось ли что в поведении гостя? | Высказывают свое мнение. - Нам нужно его прочитать. Розвальни – это низкие и широкие сани. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый поверх шапки. - Ученик начинает чтение рассказа. - Высказывают свое мнение. - Да. - Да. - Эта сцена была бы шумной и суетливой. Ищут в тексте глаголы. Читают текст рассказа. Высказывают свое мнение. - Читают следующий абзац. - Собака тоже рада приезду Володи. Читают следующий эпизод. Ищут в тексте слова. - Это друг Володи. - Нет, Володя не просил разрешения. - Потому что ему все рады. Читают текст рассказа. Высказывают свое мнение. Читают следующий отрывок. - Чаепитие проходило доброжелательно. Ищут в тексте слова. Отец ведет себя весело, доброжелательно. - Сестры любопытные. - Он ведет себя скромно и тихо. - Чечевицын был воспитанным. - Да, он повеселел и стал разговорчивым. | (Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | - Первые страницы рассказа познакомили нас с героями. - Кто же они? - Каково отношение автора к этим героям? - С каким писателем мы сегодня познакомились? - Что интересного вы о нем узнали? - А теперь ребята, у вас есть маленькие листочки. Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов разных по настроению . - Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 126 – 134 – прочитать ответить на вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. Описывают урок на листочках. | (Познавательные) Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |