Актуализация знаний | -Ребята, посмотрите на доску. Кто изображен на этой фотографии? -Верно. Именно с творчеством этого писателя вы познакомились на прошлом уроке. Сегодня к уроку вы подготовили сообщения о его творчестве. Кто хочет первый рассказать о том, что интересного про этого писателя он нашел? Давайте один человек предоставит свое сообщение, а другие в это время будут внимательно слушать, после чего вы можете задать любой вопрос по сообщению своему однокласснику. (прослушать 2-3 сообщения). -Молодцы, ребята! Остальные ребята сдадут доклады на оценку Ирине Антоновне. -Ребята, с каким произведением А.П. Чехова вы знакомились на прошлом уроке? -Верно. В рассказе были устаревшие слова, значение которых, вы должны были посмотреть дома. Давайте проверим ваши знания с помощью небольшой игры. Вам нужно соединить устаревшее слово с картинкой, которая ему соответствует. Каждый ученик может выбрать по одному слову. (спросить учащихся после соединения слова и картинки, о его значении). | -На фотографии изображен Антон Павлович Чехов? *Желающий из учащихся выходит к доске и представляет сообщение, другие дети внимательно слушают и после чего задают вопросы выступающим. -С рассказом «Мальчики». *выходят по одному и соединяют картинку со словом, после чего, говорят о его значении, которое нашли дома* Розвальни – широкие сани с низкими боками. Пампасы – степи (равнины) покрытые травой и редкими кустарниками или деревьями. Бизон – животное из подсемейства быков. Москиты – длинноусые , двукрылые насекомые, с тонким хоботком. Это не комары, хоть и очень похожи. Термиты – родственные тараканам насекомые, похожие на муравьем, но не являющиеся ими. | Предметные: продолжают знакомство с А. П. Чеховым, получают новые знания о творчестве и других аспектов личности, путем прослушивания сообщений; узнают значение устаревших слов. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других. |
Открытие нового знания | -Ребята, на прошлом занятии вы уже начали читать произведение. Расскажите мне, что вы прочитали? -Как зовут главного героя? -Как зовут одноклассника Володи, который приехал вместе с ним? -В каком классе они учатся? Кто они такие? -Как их встретила Володина семья? -Как выглядел Чечевицын? -Что заметили сестры, когда Володя приехал домой? Был ли он рад? -Сейчас мы с вами и узнаем причину, по которой Володя по приезду домой, вел себя не так, как обычно. Я начну читать рассказ со страницы 89 со слов «Совершенно непонятные слова Чечевицина…». Вы внимательно следите за текстом. После прочтения, ответьте на вопрос: «Что узнали сестры Володи, когда подслушивали их разговор?» (Читаю отрывок со слов «Совершенно непонятные слова Чечевицина…» до «Рано утром в Сочельник…»). -Что узнали сестры? -Верно. Но как будет проходить их побег, давайте с вами прочитаем дальше. На странице 91 диалог между Володей и Чечевицыным. Давайте почитаем по ролям. Кто хочет читать слова Володи и Чечевицына из мальчиков? -Остальные внимательно слушают. (2 учащихся читают диалог, учитель читает слова автора, до слов «до двух часов ночи») *после прочтения учитель оценивает прочтение учащихся* -Ребята, какие чувства испытывал Володя? Почему он передумал ехать в Америку? Считаете ли вы его трусом? -Давайте узнаем, что произошло с героями дальше. Начинаем читать с последнего абзаца. Кто хочет начать? -Что обнаружили родители Володи за обедом? - что случилось с мальчиками, после того, когда они сбежали? -Что испытывала семья Володи? -Жалеет ли о своем поступке Володя? - Что написал Чечивицын в знак памяти девочкам? Почему автор завершил рассказ именно таким образом? -Что дает нам этим самым понять автор? Понял ли Чечевицын, какой неразумный поступок он совершил? -Как вы считаете, почему сестры не рассказали родителям о побеге? | - Володя. -Чечевицын. -Они гимназисты. Учатся во 2 классе. -Они очень ждали Володю, мать и тетка бросились его обнимать, сестры подняли визг от радости, отец вбежал в переднюю вместе с ножницами в руках, чтобы встретить сына (бросил дела). -Такого же возраста как и Володя. Худой, смуглый, покрыт веснушками. Волосы щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Похож на кухаркиного сына. -Девочки заметили, что Володя говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад, что приехал домой. -Мальчики собираются бежать в Америку добывать золото, слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, обрабатывать плантации, пить джин и жениться на красавицах. *Поднимают руку те, кто хочет, прочитать слова героев* -Володе было грустно, он жалел свою маму, он хотел побыть еще дома. *Высказывают свое мнение по поводу трусости Володи* *учащиеся читают рассказ до конца, по очереди* -Что мальчики сбежали. -Их задержали в городе, в Гостином дворе, а потом вернули домой. -Семья, мать Володи очень беспокоилась, плакала. Ночью они ходили искать мальчиков в деревне, на реке. Поднялась суматоха. -Да. Когда он приехал он бросился на шею матери и заплакал. -Он написал свою кличку «Мантигомо Ястрибиный Коготь». -скорее всего нет. Автор дает нам понять это именно последней фразой, даже после такого происшествия он не перестает жить нереальными представлениями. -Так как они сами поверили в затею мальчиков, поверили в то, что они привезут для них золота, слоновую кость. А в Чечевицине увидели героя. | Предметные: узнают полноценное содержание произведения «Мальчики», закрепляют полученную информацию во внешней речи, отвечая на вопросы учителя. Развивают умение выразительного, осмысленного, ролевого чтения. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают, понимают и принимают речь и мнения других людей. Развивают умение сотрудничества методом ролевого чтения. Регулятивные УУД: формируют умения читать вслух, читать выразительно, осмысленно, работают с произведением. Учатся воспринимать учительское чтение и чтение других учащихся. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | -Давайте вернемся к нашим вопросам в начале урока. *На слайде открываются скрытые вопросы* 1. Какая главная мысль произведения? Что же хотел нам сказать автор? 2. Что было бы с Володей и Чечевицыным, если бы они сбежали в Америку? Осуществилась бы их мечта? -Чему вас научил этот рассказ? | -Главная мысль рассказа в том, что прежде, чем совершать какой-либо поступок, а в данном случае побег из дома, следует понимать о последствиях. Стоит подумать о своей семье, о своих близких, уважать их чувства и не быть эгоистами. - Их мечта не смогла бы осуществиться, ведь она была нереальна. Они бы не могли жить этой жизнью, ведь то, что когда-то мальчики прочитали в книгах, уже изменилось, и описанное там, было лишь плодом фантазии автора, а потом и мальчиков. *говорят свои версии* | Предметные: выделяют главную мысль рассказа, делятся собственными мнения по поводу содержания, поступков, последствий произведения. Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение основываясь на полученную информацию. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других. |