kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Мальчики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при подготовке к уроку литературного чтения. Разработка соответствует нормам ФГОС НОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Мальчики»»








Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «А.П.Чехов «Мальчики»»

УМК «Школа России»







Учитель: Петрова Елена Ивановна

высшей квалификационной категории





Тема: А.П. Чехов «Мальчики»

Перспективная цель: совершенствование у обучающихся знаний о творчестве А.П. Чехова, его произведении «Мальчики», уметь характеризовать поступки героев и определять авторскую позицию.

Актуальная цель: совершенствование у обучающихся знаний о произведении А.П. Чехова «Мальчики», умение характеризовать и сравнивать поступки героев и определять авторскую позицию.

Задачи:

Обучающие: мотивировать на чтение и изучение рассказа А.П. Чехова «Мальчики»; обеспечить восприятие рассказа «Мальчики»; организовать выступление учащихся с сообщениями о творчестве А.П. Чехова; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать речь методом чтения рассказа; развивать воображение через словесное рисование картин; развивать внимательность и усидчивость в процессе чтения рассказа; развивать умение анализировать, сравнивать на примерах и поступках главных героев.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми и своими желаниями на примере поступков главных героев; воспитание интереса к чтению книг.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова и рассказом «Мальчики»; развивать умение давать характеристику героям (личностям, поступкам) рассказа; развивать умение определять тему и раскрывать основную мысль рассказа.

Метапредметные:

Коммуникативные: уметь работать в классе; учитывать мнение окружающих людей; доказывать мнение, адекватно аргументируя его; оказывать взаимопомощь.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя; выделять основную мысль произведения, формулировать ее в совместной деятельности; применять информацию полученную из учебника.

Регулятивные: читать осмысленно, выразительно, бегло; фиксировать в начале и конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность

Личностные: сравнивать поступки героев произведения с собственной личностью, с собственными моральными точками зрения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа России», интерактивна доска, презентация, интерактивная игра, раздаточный материал для рефлексии.

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: беседа.

Принципы: принцип непрерывности; принцип минимакса; принцип прочности.

Формы работы:

Методы (по классификации И.Я Лернер): объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые.

Приемы: выразительное чтение учителя; художественное рассказывание.

Литература: учебник «Литературное чтение» 4 класс УМК «Школа России».

Ссылки: https://learningapps.org/watch?v=pqxzvhop521




Конструкт урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
УУД

Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята!
Все готовы к уроку? Давайте проверим. На ваших партах обязателен учебник, дневники и пеналы.

Кто готов – помашите мне рукой.

*Приветствуют учителя.
Машут рукой учителю, если готовы к уроку*

Личностные УУД: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Актуализация знаний

-Ребята, посмотрите на доску. Кто изображен на этой фотографии?

-Верно. Именно с творчеством этого писателя вы познакомились на прошлом уроке. Сегодня к уроку вы подготовили сообщения о его творчестве. Кто хочет первый рассказать о том, что интересного про этого писателя он нашел?
Давайте один человек предоставит свое сообщение, а другие в это время будут внимательно слушать, после чего вы можете задать любой вопрос по сообщению своему однокласснику.
(прослушать 2-3 сообщения).

-Молодцы, ребята! Остальные ребята сдадут доклады на оценку Ирине Антоновне.

-Ребята, с каким произведением А.П. Чехова вы знакомились на прошлом уроке?

-Верно. В рассказе были устаревшие слова, значение которых, вы должны были посмотреть дома. Давайте проверим ваши знания с помощью небольшой игры. Вам нужно соединить устаревшее слово с картинкой, которая ему соответствует. Каждый ученик может выбрать по одному слову. (спросить учащихся после соединения слова и картинки, о его значении).




-На фотографии изображен Антон Павлович Чехов?












*Желающий из учащихся выходит к доске и представляет сообщение, другие дети внимательно слушают и после чего задают вопросы выступающим.












-С рассказом «Мальчики».



*выходят по одному и соединяют картинку со словом, после чего, говорят о его значении, которое нашли дома*
Розвальни – широкие сани с низкими боками.
Пампасы – степи (равнины) покрытые травой и редкими кустарниками или деревьями.
Бизон – животное из подсемейства быков.
Москиты – длинноусые , двукрылые насекомые, с тонким хоботком. Это не комары, хоть и очень похожи.
Термиты – родственные тараканам насекомые, похожие на муравьем, но не являющиеся ими.

Предметные: продолжают знакомство с А. П. Чеховым, получают новые знания о творчестве и других аспектов личности, путем прослушивания сообщений; узнают значение устаревших слов.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.





Целеполагание

-Молодцы, вы хорошо поработали дома. Ребята, в конце этого урока нам нужно ответить на важные для нас вопросы. Но вопросы откроются только тогда, когда мы дочитаем рассказ.
(на слайде представлены скрытые вопросы)

*узнают о плане и целях урока: дочитать произведение, проанализировать и ответить на вопросы в конце*

Регулятивные УУД: определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Открытие нового знания

-Ребята, на прошлом занятии вы уже начали читать произведение. Расскажите мне, что вы прочитали?
-Как зовут главного героя?
-Как зовут одноклассника Володи, который приехал вместе с ним?
-В каком классе они учатся? Кто они такие?
-Как их встретила Володина семья?





-Как выглядел Чечевицын?




-Что заметили сестры, когда Володя приехал домой? Был ли он рад?


-Сейчас мы с вами и узнаем причину, по которой Володя по приезду домой, вел себя не так, как обычно.
Я начну читать рассказ со страницы 89 со слов «Совершенно непонятные слова Чечевицина…». Вы внимательно следите за текстом. После прочтения, ответьте на вопрос: «Что узнали сестры Володи, когда подслушивали их разговор?»
(Читаю отрывок со слов «Совершенно непонятные слова Чечевицина…» до «Рано утром в Сочельник…»).
-Что узнали сестры?





-Верно. Но как будет проходить их побег, давайте с вами прочитаем дальше. На странице 91 диалог между Володей и Чечевицыным. Давайте почитаем по ролям. Кто хочет читать слова Володи и Чечевицына из мальчиков?
-Остальные внимательно слушают.
(2 учащихся читают диалог, учитель читает слова автора, до слов «до двух часов ночи»)
*после прочтения учитель оценивает прочтение учащихся*

-Ребята, какие чувства испытывал Володя? Почему он передумал ехать в Америку? Считаете ли вы его трусом?


-Давайте узнаем, что произошло с героями дальше. Начинаем читать с последнего абзаца. Кто хочет начать?

-Что обнаружили родители Володи за обедом?

- что случилось с мальчиками, после того, когда они сбежали?

-Что испытывала семья Володи?






-Жалеет ли о своем поступке Володя?



- Что написал Чечивицын в знак памяти девочкам? Почему автор завершил рассказ именно таким образом?

-Что дает нам этим самым понять автор? Понял ли Чечевицын, какой неразумный поступок он совершил?



-Как вы считаете, почему сестры не рассказали родителям о побеге?









- Володя.
-Чечевицын.

-Они гимназисты. Учатся во 2 классе.

-Они очень ждали Володю, мать и тетка бросились его обнимать, сестры подняли визг от радости, отец вбежал в переднюю вместе с ножницами в руках, чтобы встретить сына (бросил дела).
-Такого же возраста как и Володя. Худой, смуглый, покрыт веснушками. Волосы щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Похож на кухаркиного сына.
-Девочки заметили, что Володя говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад, что приехал домой.













-Мальчики собираются бежать в Америку добывать золото, слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, обрабатывать плантации, пить джин и жениться на красавицах.




*Поднимают руку те, кто хочет, прочитать слова героев*








-Володе было грустно, он жалел свою маму, он хотел побыть еще дома.
*Высказывают свое мнение по поводу трусости Володи*

*учащиеся читают рассказ до конца, по очереди*

-Что мальчики сбежали.


-Их задержали в городе, в Гостином дворе, а потом вернули домой.
-Семья, мать Володи очень беспокоилась, плакала. Ночью они ходили искать мальчиков в деревне, на реке. Поднялась суматоха.



-Да. Когда он приехал он бросился на шею матери и заплакал.


-Он написал свою кличку «Мантигомо Ястрибиный Коготь».


-скорее всего нет. Автор дает нам понять это именно последней фразой, даже после такого происшествия он не перестает жить нереальными представлениями.

-Так как они сами поверили в затею мальчиков, поверили в то, что они привезут для них золота, слоновую кость. А в Чечевицине увидели героя.


Предметные: узнают полноценное содержание произведения «Мальчики», закрепляют полученную информацию во внешней речи, отвечая на вопросы учителя. Развивают умение выразительного, осмысленного, ролевого чтения.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.



Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают, понимают и принимают речь и мнения других людей. Развивают умение сотрудничества методом ролевого чтения.

Регулятивные УУД: формируют умения читать вслух, читать выразительно, осмысленно, работают с произведением. Учатся воспринимать учительское чтение и чтение других учащихся.






Самостоятельная работа и проверка по эталону

-Давайте вернемся к нашим вопросам в начале урока.
*На слайде открываются скрытые вопросы*
1. Какая главная мысль произведения?
Что же хотел нам сказать автор?





2. Что было бы с Володей и Чечевицыным, если бы они сбежали в Америку? Осуществилась бы их мечта?




-Чему вас научил этот рассказ?





-Главная мысль рассказа в том, что прежде, чем совершать какой-либо поступок, а в данном случае побег из дома, следует понимать о последствиях. Стоит подумать о своей семье, о своих близких, уважать их чувства и не быть эгоистами.
- Их мечта не смогла бы осуществиться, ведь она была нереальна. Они бы не могли жить этой жизнью, ведь то, что когда-то мальчики прочитали в книгах, уже изменилось, и описанное там, было лишь плодом фантазии автора, а потом и мальчиков.
*говорят свои версии*

Предметные: выделяют главную мысль рассказа, делятся собственными мнения по поводу содержания, поступков, последствий произведения.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение основываясь на полученную информацию.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.




Рефлексия

-Молодцы! Я прошу вас выразить свое мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку.
(На парте каждого учащегося рисунок солнышка, у которого не достает рта). Пусть на его лице отразится ваше настроение.

*Дорисовывают рот солнышку, отобразив свое настроение*

Личностные: формулируют положительное отношение у урокам литературного чтения, понимают значимость знаний.

Предметные: проводят познавательную рефлексию.




Домашнее задание

-Открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вам предстоит перечитать рассказ, если вы не до конца поняли какие-либо моменты. А так же написать о том, что вы вынесли это этого рассказа, чему он вас научил. Совсем немного (предложений 5).
-Спасибо за урок!

*Записывают домашнее задание в дневники*





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конструкт урока по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Мальчики»

Автор: Елена Ивановна Петрова

Дата: 13.06.2024

Номер свидетельства: 652694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства