kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лес- природное сообщество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  1. Сформировать представление учащихся о лесе, как

природном сообществе.

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами

леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, с                            

Темниковским заповедником.

3. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе,

любовь к родному краю.

4. Развивать познавательную активность детей, умение

использовать в работе ранее полученные знания, умение

рассуждать, выражать свои мысли.

 

Оборудование:

 Видеофильм «Жизнь леса», слайды: «Смешанный лес»,  деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные, цепь питания, Мордовский государственный заповедник.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лес- природное сообщество»

Тема: « Лес- природное сообщество».


Цель: 1. Сформировать представление учащихся о лесе, как

природном сообществе.

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами

леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, с

Темниковским заповедником.

3. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе,

любовь к родному краю.

4. Развивать познавательную активность детей, умение

использовать в работе ранее полученные знания, умение

рассуждать, выражать свои мысли.


Оборудование: Видеофильм «Жизнь леса», слайды: «Смешанный лес», деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные, цепь питания, Мордовский государственный заповедник. Ход урока:
  1. Организационная часть.

Сообщение темы и целей урока:

-Сегодня на уроке повторим тему «Почва». Познакомимся с лесом, как с природным сообществом, с разнообразием лесных обитателей,

ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами,ролью грибов.

(На экране слайд: тема: « Лес- природное сообщество»,цель урока)


  1. Проверка домашнего задания:

-Подготовьтесь к проверке домашнего задания

1.Фронтальный опрос:

  • Почему люди называют землю «кормилицей»?

(Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

- Как называется верхний слой земли? (Почва)

  • Какого цвета почва? (Темного)

  • Что входит в состав почвы? (Воздух, вода, песок, глина, соли, гумус).

  • Что такое гумус? (Перегной, который образовался из остатков растений и животных).

  • От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя).

  • Какие бывают почвы?(Черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные).

  • Какие почвы преобладают в нашем крае? (Черноземные и подзолистые).

  • Нуждается ли почва в защите? (Да).

2.Рассказ учащегося.

Охрана почвы.

(Молодец, приятно было слушать твой рассказ)

-О почве рассказали ещё не всё. На другие вопросы вы ответите, выполнив задания теста.

3.Тест «Земля- кормилица». (почвы).

(Слайды с тестами.)

(Выполняют тест, дежурный собирает. Оцениваю после урока).

4.Обобщение по домашнему заданию.

-Заканчивая работу по теме «Почва», надо сказать, что лесная почва плодородная. И не случайно я остановилась на слове «лесная». Сейчас мы переходим к изучению новой темы.


  1. Работа над новой темой.

(Видеофильм:»Жизнь леса»)

Учитель:

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательными будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

Ученик:

Лес не только для нашей забавы

В нем- деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

1.Беседа.

-В этом маленьком стихотворении вы услышали слово «сообщество». Объясним значение этого слова по толковому словарю.

Ученик:

В толковом словаре Ожигова даны два значения слова «сообщество».

Первое значение: Сообщество-это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели.

Учитель:

-Подходит ли это понятие к теме урока?(Нет)

Ученик:

Второе значение: Сообщество-это группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

Учитель:

-Подходит ли это понятие к теме урока?(Да)

(Проблемный вопрос на слайде)

-Какую из этих территорий можно назвать сообществом?

Лес Луг Водоём

-И лес, и луг, и водоём-это всё сообщества, только разные. Сегодня узнаем о природном сообществе, название которому - лес. Все живые организмы леса живут совместно, тесно связаны между собой. Растения в лесу растут ярусами.

(Слайд «Смешанный лес».)

-Перед нами лес. Попробуйте по описанию узнать, о чём идет речь?

1.Многолетние растения с одним стволом. (Деревья).

-Какой ярус образуют деревья? (Верхний)

-Какие деревья вы видели в наших лесах?

(Слайд «Деревья»)

2.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники).

-Какой ярус образуют кустарники? (Средний)

-Какие кустарники растут в наших лесах?

(Слайд «Кустарники»)

4.Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)

-Какой ярус образуют травы? (Нижний)

-Какие травы растут в наших лесах?

(Слайд «Травы»)

  • А что же растет на самой земле? (Лишайники, мхи).

(Слайд «Мхи, лишайники»)

-Какие же ярусы есть в лесу?

(Деревья ,кустарники, травы, мхи, лишайники)

(Слайд «Ярусы леса»)

Сообщение «Подрост»

(Слайд «В смешанном лесу» и открыть учебник на стр.124)

-Назовите молодые деревца, которые образуют подрост.

(Сосна, ель, берёзка)

Как вы думаете, случайно ли размещены растения в лесу ярусами и почему? (Борьба за свет и тепло, пространство, воду с растворенными в ней минеральными солями)

5.Животные нашего леса.

Весь лес - от верхушек деревьев до земли заселен животными.

-А почему в лесу так много животных?

(Лес является для них домом, в лесу они находят пищу.)

  • А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удаётся сразу сделать).

  • А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве).

(Слайд «В смешанном лесу» и 124 страница учебника)

  • Назовите лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях.(Птицы, звери, насекомые)

-Ведут наземную жизнь. (Птицы, звери, насекомые)

-Обитают в почве. (Черви, личинки насекомых, микроорганизмы)

  • Растения и животные леса - живут совместно, тесно связаны между собой. Это и есть … (сообщество)

Сценка «Три Белки»

Белка 1: Раньше нас называли скину -рида. Скиа- тень, аури- хвост.

Красиво, правда?

Учитель: Больше всего белка любит высокие, сухие и глухие леса.

Там, где много сосновых и еловых шишек, белка

устраивается на долгое житье.

Белка 2: Иногда мы поселяемся в старых вороньих гнездах, которые

переделываем для себя. Но для постоянного жилья мы

строим гнездо заново. Скажу по секрету: у каждой белки

есть по 3-4 гнезда.

Белка 3: Чаще гнезда у нас в дуплах деревьев. Внутри они выстелены

нежным мхом.

Учитель: Белка так хорошо прыгает, что может не сходить на землю,

а просто перепрыгнуть на соседнее дерево. В спокойном

состоянии белка занята отыскиванием пищи. А чем

питаются белки? (Грибами, ягодами, орехами, семенами

шишек).

Белка 1: Ещё мы едим почки и кору растений, но не против заняться

и хищничеством.

Белка 2: Иногда мы таскаем яйца и птенцов, а иногда нападаем на

взрослых птенцов.

Белка 3: Если пищи много, то мы делаем запасы. А вы знаете как? (Прячете шишки, ягоды, сушите грибы. Складываете их под корни, коряги, расщелины, дупла).

Белка 3: Оказывается, вы это знаете. А ещё, запасая корм на зиму,

уносим шишки далеко от дерева на котором они росли. Так

распространяются семена, вырастают новые деревья.

Учитель: У белок два раза за лето рождаются бельчата.

Белка 1: Рождаются они слепыми. Я их кормлю молоком. Когда

детеныши начинают выходить из гнезда, то мы всей семьёй

играем и резвимся.

Белка 2: Но надо быть очень осторожными, потому что у нас много

врагов. Вы знаете, кто наши враги? (Люди, куницы).

Белка 3: Ещё лисы, совы, коршуны, ястребы. Но от птиц и лисы легче

скрываться, чем от куницы. Куница- самый опасный враг.

Учитель: В полдень белки спят, гуляют утром и вечером. Они

чувствуют плохую погоду: начинают беспокоиться,

особенно часто прыгают с дерева на дерево, посвистывают,

пощелкивают.

Белка 2: Это мы вам подсказываем, чтобы вы быстрее нашли теплое

укромное местечко и переждали плохую погоду.

Белка 3: Извините нас, но мы должны делать запасы на зиму.

Белки: До свидания!

  • Составьте цепь питания по этой сценке, сложившийся в лесу.

(Ель- белка- куница. Грибы- белка- лиса. Кора деревьев- белка- лиса).

(Слайд «Цепь питания»)

-А ещё какие цепи питания вы можете составить, используя иллюстрацию в учебнике или слайд?

(Жёлуди, мышь, лиса. Дерево, жук, дятел)

-Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

(Нет. Они живут как бы семьёй, помогая друг другу)

-Назовите это научным словом. (Сообщество)


Физминутка.


IV.Продолжение изучения нового материала.

-Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идёт речь.

И на горке, и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы)

-Какие грибы вы встречали в наших лесах?

(Показ слайдов)

-Как вы думает, лесу грибы нужны?

-Найдите ответ в учебнике на стр.123 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

(Чтение статьи учащимися вслух)

-Так каким будет ваш ответ?

(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

Рассказ учителя.

(Слайд «Осенний лес»)

-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом и осенью. Закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу. Что лежит у вас под ногами?

(Листья, трава, цветы, веточки.)

-Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?

(Тем животным, которые впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам)

-Что же вы можете сказать о жизни леса? (Лес- это семья различных растений и животных. Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти ярусы: одни живут на деревьях, другие- в кустах, третьи- на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Поэтому лес называют природным сообществом )

  • Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом).

Прочитайть вывод в учебнике на стр.127.(Вслух)

Лес – это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесны связаны между собой.

Заповедники.

-Природное сообщество в обычных лесах может быть нарушен человеком. Но есть охраняемые леса, где природное равновесие более-менее поддерживается. Это заповедники.


Сообщение ученика

(Слайды: «Мордовский государственный заповедник имени П.И.Смидовича)

  • Трудно переоценить значение леса в нашей жизни. Однако лесов становится все меньше. Для охраны животных, а также для охраны лесов, сохранения редких дикорастущих растений создают

  • заповедники. Заповедник- это место, где и растения, и животные оберегаются и сохраняются. Там запрещена вырубка деревьев, запрещена или строго ограничена охота. В заповедниках нельзя строить заводы и фабрики. Звери в заповедниках спокойно живут и размножаются.

  • В мире насчитывается свыше 2000 заповедников. В России их 70.Один из них- это Мордовский государственный заповедник имени П.ИСмидовича, расположенный в Темниковском районе.

Высокоствольные сосновые боры, темные дубравы, светлые березняки, тихие лесные речки, многочисленные озёра, просторные луга- всё это являет прекрасную, незабываемую картину бережно охраняемой заповедником родной мордовской природы.


-И от нас тоже зависить природное равновесие в лесу.

-Каким образом?

-Какие правила поведения в лесу знаете?

Правила поведения в лесу.

(Слайд)

1.Не кричать.

2.Ходить по тропинкам, не мять траву.

3.Не подходить к гнёздам птиц.

4.Не ломать ветки деревьев.

5.Не мусорить.

6.Не жечь костров без надобности.

7Не рвать цветы охапками..

Помните, лес не только красивые места, но и сообщество растений и животных.Поэтому относитесь к лесу бережно.

(Слайд “Смешанный лес”)


V.Работа в тетрадях

Вариант1.№80, 83.

Вариант2.№81,№83.

Вариант3.№82,№83.


VI. Подведение итогов урока.

  • Что же такое природное сообщество? (Все живые организмы леса живут совместно, тесно связаны между собой).

  • Как растут растения в лесу? (Ярусами)

  • Какие ярусы знаете? (Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники)

  • Кому нужен лес и для чего? (Человеку, животным, насекомым).

  • Что такое заповедники?

  • Какой заповедник расположен на территории Мордовии?

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.(На слайде)

Стр. 122- 128.

Тетрадь: стр. 36 №79, стр.38 №84, № 85.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лес- природное сообщество

Автор: ЧЕТВЕРГОВА МАРИНА ИВАНОВНА

Дата: 16.12.2016

Номер свидетельства: 370340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Лес – природное сообщество. "
    ["seo_title"] => string(32) "lies-prirodnoie-soobshchiestvo-1"
    ["file_id"] => string(6) "108333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676539"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к уроку "Лес - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-k-uroku-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "108336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403676877"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по познанию мира "Лес природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "161561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422251635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства