Какие почвы преобладают в нашем крае? (Черноземные и подзолистые).
Нуждается ли почва в защите? (Да).
2.Рассказ учащегося.
Охрана почвы.
(Молодец, приятно было слушать твой рассказ)
-О почве рассказали ещё не всё. На другие вопросы вы ответите, выполнив задания теста.
3.Тест «Земля- кормилица». (почвы).
(Слайды с тестами.)
(Выполняют тест, дежурный собирает. Оцениваю после урока).
4.Обобщение по домашнему заданию.
-Заканчивая работу по теме «Почва», надо сказать, что лесная почва плодородная. И не случайно я остановилась на слове «лесная». Сейчас мы переходим к изучению новой темы.
Работа над новой темой.
(Видеофильм:»Жизнь леса»)
Учитель:
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательными будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Ученик:
Лес не только для нашей забавы
В нем- деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
1.Беседа.
-В этом маленьком стихотворении вы услышали слово «сообщество». Объясним значение этого слова по толковому словарю.
Ученик:
В толковом словаре Ожигова даны два значения слова «сообщество».
Первое значение: Сообщество-это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели.
Учитель:
-Подходит ли это понятие к теме урока?(Нет)
Ученик:
Второе значение: Сообщество-это группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
Учитель:
-Подходит ли это понятие к теме урока?(Да)
(Проблемный вопрос на слайде)
-Какую из этих территорий можно назвать сообществом?
Лес Луг Водоём
-И лес, и луг, и водоём-это всё сообщества, только разные. Сегодня узнаем о природном сообществе, название которому - лес. Все живые организмы леса живут совместно, тесно связаны между собой. Растения в лесу растут ярусами.
(Слайд «Смешанный лес».)
-Перед нами лес. Попробуйте по описанию узнать, о чём идет речь?
1.Многолетние растения с одним стволом. (Деревья).
-Какой ярус образуют деревья? (Верхний)
-Какие деревья вы видели в наших лесах?
(Слайд «Деревья»)
2.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники).
-Какой ярус образуют кустарники? (Средний)
-Какие кустарники растут в наших лесах?
(Слайд «Кустарники»)
4.Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)
-Какой ярус образуют травы? (Нижний)
-Какие травы растут в наших лесах?
(Слайд «Травы»)
А что же растет на самой земле? (Лишайники, мхи).
(Слайд «Мхи, лишайники»)
-Какие же ярусы есть в лесу?
(Деревья ,кустарники, травы, мхи, лишайники)
(Слайд «Ярусы леса»)
Сообщение «Подрост»
(Слайд «В смешанном лесу» и открыть учебник на стр.124)
-Назовите молодые деревца, которые образуют подрост.
(Сосна, ель, берёзка)
Как вы думаете, случайно ли размещены растения в лесу ярусами и почему? (Борьба за свет и тепло, пространство, воду с растворенными в ней минеральными солями)
5.Животные нашего леса.
Весь лес - от верхушек деревьев до земли заселен животными.
-А почему в лесу так много животных?
(Лес является для них домом, в лесу они находят пищу.)
А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удаётся сразу сделать).
А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве).
(Слайд «В смешанном лесу» и 124 страница учебника)
Назовите лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях.(Птицы, звери, насекомые)
-Ведут наземную жизнь. (Птицы, звери, насекомые)
-Обитают в почве. (Черви, личинки насекомых, микроорганизмы)
Растения и животные леса - живут совместно, тесно связаны между собой. Это и есть … (сообщество)
Сценка «Три Белки»
Белка 1: Раньше нас называли скину -рида. Скиа- тень, аури- хвост.
Красиво, правда?
Учитель: Больше всего белка любит высокие, сухие и глухие леса.
Там, где много сосновых и еловых шишек, белка
устраивается на долгое житье.
Белка 2: Иногда мы поселяемся в старых вороньих гнездах, которые
переделываем для себя. Но для постоянного жилья мы
строим гнездо заново. Скажу по секрету: у каждой белки
есть по 3-4 гнезда.
Белка 3: Чаще гнезда у нас в дуплах деревьев. Внутри они выстелены
нежным мхом.
Учитель: Белка так хорошо прыгает, что может не сходить на землю,
а просто перепрыгнуть на соседнее дерево. В спокойном
Белка 1: Ещё мы едим почки и кору растений, но не против заняться
и хищничеством.
Белка 2: Иногда мы таскаем яйца и птенцов, а иногда нападаем на
взрослых птенцов.
Белка 3: Если пищи много, то мы делаем запасы. А вы знаете как? (Прячете шишки, ягоды, сушите грибы. Складываете их под корни, коряги, расщелины, дупла).
Белка 3: Оказывается, вы это знаете. А ещё, запасая корм на зиму,
уносим шишки далеко от дерева на котором они росли. Так
распространяются семена, вырастают новые деревья.
Учитель: У белок два раза за лето рождаются бельчата.
Белка 1: Рождаются они слепыми. Я их кормлю молоком. Когда
детеныши начинают выходить из гнезда, то мы всей семьёй
играем и резвимся.
Белка 2: Но надо быть очень осторожными, потому что у нас много
врагов. Вы знаете, кто наши враги? (Люди, куницы).
Белка 3: Ещё лисы, совы, коршуны, ястребы. Но от птиц и лисы легче
скрываться, чем от куницы. Куница- самый опасный враг.
Учитель: В полдень белки спят, гуляют утром и вечером. Они
чувствуют плохую погоду: начинают беспокоиться,
особенно часто прыгают с дерева на дерево, посвистывают,
пощелкивают.
Белка 2: Это мы вам подсказываем, чтобы вы быстрее нашли теплое
укромное местечко и переждали плохую погоду.
Белка 3: Извините нас, но мы должны делать запасы на зиму.
Белки: До свидания!
Составьте цепь питания по этой сценке, сложившийся в лесу.
-А ещё какие цепи питания вы можете составить, используя иллюстрацию в учебнике или слайд?
(Жёлуди, мышь, лиса. Дерево, жук, дятел)
-Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
(Нет. Они живут как бы семьёй, помогая друг другу)
-Назовите это научным словом. (Сообщество)
Физминутка.
IV.Продолжение изучения нового материала.
-Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идёт речь.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
-Какие грибы вы встречали в наших лесах?
(Показ слайдов)
-Как вы думает, лесу грибы нужны?
-Найдите ответ в учебнике на стр.123 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
(Чтение статьи учащимися вслух)
-Так каким будет ваш ответ?
(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
Рассказ учителя.
(Слайд «Осенний лес»)
-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом и осенью. Закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу. Что лежит у вас под ногами?
(Листья, трава, цветы, веточки.)
-Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?
(Тем животным, которые впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам)
-Что же вы можете сказать о жизни леса? (Лес- это семья различных растений и животных. Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти ярусы: одни живут на деревьях, другие- в кустах, третьи- на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Поэтому лес называют природным сообществом )
Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом).
Прочитайть вывод в учебнике на стр.127.(Вслух)
Лес – это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесны связаны между собой.
Заповедники.
-Природное сообщество в обычных лесах может быть нарушен человеком. Но есть охраняемые леса, где природное равновесие более-менее поддерживается. Это заповедники.
Сообщение ученика
(Слайды: «Мордовский государственный заповедникимени П.И.Смидовича)
Трудно переоценить значение леса в нашей жизни. Однако лесов становится все меньше. Для охраны животных, а также для охраны лесов, сохранения редких дикорастущих растений создают
заповедники. Заповедник- это место, где и растения, и животные оберегаются и сохраняются. Там запрещена вырубка деревьев, запрещена или строго ограничена охота. В заповедниках нельзя строить заводы и фабрики. Звери в заповедниках спокойно живут и размножаются.
В мире насчитывается свыше 2000 заповедников. В России их 70.Один из них- это Мордовский государственный заповедник имени П.ИСмидовича, расположенный в Темниковском районе.
Высокоствольные сосновые боры, темные дубравы, светлые березняки, тихие лесные речки, многочисленные озёра, просторные луга- всё это являет прекрасную, незабываемую картину бережно охраняемой заповедником родной мордовской природы.
-И от нас тоже зависить природное равновесие в лесу.
-Каким образом?
-Какие правила поведения в лесу знаете?
Правила поведения в лесу.
(Слайд)
1.Не кричать.
2.Ходить по тропинкам, не мять траву.
3.Не подходить к гнёздам птиц.
4.Не ломать ветки деревьев.
5.Не мусорить.
6.Не жечь костров без надобности.
7Не рвать цветы охапками..
Помните, лес не только красивые места, но и сообщество растений и животных.Поэтому относитесь к лесу бережно.
(Слайд “Смешанный лес”)
V.Работа в тетрадях
Вариант1.№80, 83.
Вариант2.№81,№83.
Вариант3.№82,№83.
VI. Подведение итогов урока.
Что же такое природное сообщество? (Все живые организмы леса живут совместно, тесно связаны между собой).
Как растут растения в лесу? (Ярусами)
Какие ярусы знаете? (Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники)
Кому нужен лес и для чего? (Человеку, животным, насекомым).
Что такое заповедники?
Какой заповедник расположен на территории Мордовии?