kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Лес – природное сообщество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Лес – природное сообщество» 4 класс

Ознакомление с окружающим миром

Учитель начальных классов: Баринова Т.В.

МБОУ Ново-Горкинская  СОШ

Цели:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  • ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  • развивать познавательную активность детей,
  • умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Лес – природное сообщество» »

Тема «Лес – природное сообщество» 4 класс

Ознакомление с окружающим миром

Учитель начальных классов: Баринова Т.В.

МБОУ Ново-Горкинская СОШ

Цели:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;

  • ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

  • развивать познавательную активность детей,

  • умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.


Ход урока

1. Организационный момент.

Погружение в путешествие

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному.

Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, сядьте поудобнее, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.

( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).

Слайд со звуками леса

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:

- В лесу, возле ручья…

- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:

- Щебет птиц, журчание ручья

- Итак, мы сегодня совершим нашу экскурсию в лес.

Здравствуй, вольная природа

Лес - великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.


-Итак, как вы считаете о чём же будем говорить на уроке?

Чтобы точнее узнать тему урока придвиньте к себе буклеты и прочтите её.

(Читают хором)


2.Актуализация опорных знаний

- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

Учащиеся:

- Сообща что–то, вместе…

Слайд Тема урока

- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Слайд

СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

(толковый словарь Ожегова)


-Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока?

Слайд

- Мы попробуем приоткрыть тайны леса, понять, как он живёт.

-А также мы попытаемся установить взаимосвязь меж­ду растительным и животным миром.

Начнём наше путешествие

3. Формирование новых понятий

Что растёт в лесу?

(Выступление помощников учителя)

Слайд (Ярусы леса)

1. Мы – деревья главные лесные жители. От нас зависит облик леса, его особенности. В лесу мы образуем верхние этажи или ярусы. Нам нужно много света.

2. Мы - кустарники расположены этажом ниже.

3. Мы маленькие кустарнички и травы растём этажом ниже кустарников. Нам хорошо в тени и яркий свет не нужен.

4. Мы, мхи , зелёным мягким ковром покрываем почву. Нам надо меньше света, больше влаги

- Давайте всех этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?

Учащиеся: Растения

- Сделайте себе запись в буклетах первой группы, а я на доске..

  • Что ещё растёт в лесу?

Слайд (Грибы)

5. Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство. В лесу мы занимаем нижние этажи. А чтобы узнать как нас зовут отгадайте загадку?

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд.

В шляпках молодцы стоят.

Учащиеся: Грибы

Лесу мы нужны. Мы помогаем деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Нами питаются и лечатся животные. А так же способствуют разложению растительных остатков.

- Давайте и этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?


Но нужно быть очень внимательным при сборе грибов. Ведь среди них встречаются не только съедобные, но и ядовитые.

- Сделайте себе запись в буклетах второй группы, а я на доске..

- Итак всё, что в лесу растёт, занимает свой этаж. Каждый ярус создаёт разнообразные условия в лесу, где многие животные могут найти кров и пищу.

Продолжим знакомство.

  • Кто живёт в лесу?

6. Так как в лесу много растений, то много и нас насекомых. Мы - самая большая группа.Отгадайте нас.

Слайд (Насекомые)

- Давайте всех этих жителей объединим в одну группу. Сделайте себе запись в буклетах третьей группы, а я на доске.

7. Мы, звери, очень разные. Среди нас есть травоядные, хищники, грызуны, всеядные.

Слайд (Звери)

Назовите животных, которые обитают в наших лесах.?

- Давайте всех этих жителей объединим в одну группу. Сделайте себе запись в буклетах четвёртой группы, а я на доске.

8.Нас птиц, хоть и меньше чем насекомых, но тоже много в лесу. Перечисли нас!

Слайд (Птицы)

- Давайте запишим ещё одну группу. Сделайте себе запись в буклетах пятой группы, .


Каких же лесных жителей мы узнали?

- Продолжим наше путешествие.

Слайд (Макет леса)

- А кто живёт в лесной почве?

-Вот мы и заселили сообщество «Лес».

- Это модель леса.

- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?

(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)

- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.

-Придвиньте к себе конверты с рисунками и создайте свою модель леса

-Есть научное название – природное сообщество. Лес – отец, а все лесные жители – его дети. Все они находятся между собой в тончайших взаимоотношениях.

-А сейчас мы с вами посмотрим, так ли это. Внимание на доску.

Слайд (видео фрагмент)

-Снова мы видим, что в лесном царстве всё взаимосвязано

-Что нового вы узнали из этого видео фрагмента?

-Какие вы запомнили цепи питания?

А сейчас снова обращаемся к буклетам.

Составьте 2 цепи питания

Слайд (интерактив)


Создание живой психологической цепочки

-Ребята встаньте в круг группой и возьмитесь все за руки, образуя цепь природы. Затем командиры опустите руки и выйдите из цепи.

- Что произошло с нашей цепочкой?

Учащиеся:

-Она распалась:- отвечают дети

Какой же вывод можно сделать?

Вывод: В природе все взаимосвязано. Изменения в одном из звеньев цепи питания обязательно влияют на другие.

Слайд (стихотворение)

Все-все

На свете.

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны , чем слоны

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мёд и кто делает яд.


Слайд (физкультминутка)

- Мы прошли полпути, устали и….

А сейчас мы поиграем. Все встаньте. Если я назову какое-нибудь дерево нашего леса (например, берёзу), вы должны поднять руки вверх. Если я назову кустарник (например, шиповник) вы должны стоять с опущенными руками, назову растение (например, кислицу), вы должны присесть. Итак, начали.

Липа(р), шиповник, , дуб(р), кислица(с), осина(р), брусника(с), береза(р), рябина(р), подорожник(с), ель(р), сосна(р), душица(с), пихта(р), медуница(с), орешник, клён(р), ландыш(с), ива, шалфей(с), зверобой(с), ромашка(с),дуб(р)


-А сейчас поработаем в группах.

- Так как в лесном сообществе всё взаимосвязано. Что будет, если нарушатся эти связи? Подумайте и запишите на карточках в экопрогнозах.

Слайд ( Экопрогноз) - Давайте проверим, что у в ас получилось

Все живые организмы в природе взаимосвязаны по причине питания, обитания, защиты от врагов. Поэтому экологи говорят, что лес - единое целое.

(Учащиеся читают свои записи и объясняют свой ответ.)

Слайд (Лесная подстилка)

Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?  (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

Ребята, а почему же в лесу и не скапливается большого количества старой листвы?

Что такое лесная подстилка? И какое значение она имеет для животных?

Попытайтесь найти ответ на эти вопросы на стр. 180 учебника.

Проверка по группам.

И опять мы видим, что все обитатели тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу.

Слайд (Значение леса)

- Проверим свои знания и поработаем группами с кроссвордом. (Каждой группе раздаётся кроссворд)

Проверка Слайд (Интерактив с помощью стирки)

- Давайте ребята подведём итог урока.

Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса - живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)

Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом)


- Мне интересно знать понравилось ли вам путешествие?

Если вам понравилось – похлопайте, если не понравилось – потопайте.

Оценить я вас всех смогу, после того как увижу выполненное вами домашнее задание. Закончить работу в буклете.

Слайд (Домашнее задание)

  1. Природа леса вдохновляет поэтов, писа­телей, композиторов на прекрасные творения.

Хочу закончить урок замечательными словами:

Слайд

Будь здоров, зелёный лес,

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради,

Ты нам дал зелёный лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зелёный лес.

- Любите природу!

- Изучайте секреты и таинства удивительной лаборатории природы!

- Всем желаю здоровья. Отдыхайте, наблюдайте, любуйтесь красотой наших лесов.













































Карта №1


Что будет если …


  • исчезнут насекомые? _____________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  • не станет в лесу грибов?__________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Карта №2


Что будет если …


  • вырубят все кустарники? _____________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  • будут уничтожены хищники?______________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________





Карта №3


Что будет если …


  • исчезнут травы? _____________________________________ ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  • исчезнут леса?______________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________







Что такое лесная подстилка?

---------------------------------------------

----------------------------------------------

----------------------------------------------

-----------------------------------

-----------------------------------











  • Почему в лесу не скапливается

большого количества старой листвы?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

___________________________

___________________________










  • Какое значение лесная подстилка

имеет для животных?

__________________________________

__________________________________

__________________________________

______________________

______________________

___________________


11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Лес – природное сообщество»

Автор: Баринова Татьяна Васильевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Лес – природное сообщество. "
    ["seo_title"] => string(32) "lies-prirodnoie-soobshchiestvo-1"
    ["file_id"] => string(6) "108333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676539"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к уроку "Лес - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-k-uroku-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "108336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403676877"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по познанию мира "Лес природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "161561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422251635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства