Просмотр содержимого документа
««Лес – природное сообщество» »
Тема «Лес – природное сообщество» 4 класс
Ознакомление с окружающим миром
Учитель начальных классов: Баринова Т.В.
МБОУ Ново-Горкинская СОШ
Цели:
сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
развивать познавательную активность детей,
умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Ход урока
1. Организационный момент.
Погружение в путешествие
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному.
Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, сядьте поудобнее, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.
( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).
Слайд со звуками леса
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
Учащиеся:
- В лесу, возле ручья…
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Учащиеся:
- Щебет птиц, журчание ручья
- Итак, мы сегодня совершим нашу экскурсию в лес.
Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
-Итак, как вы считаете о чём же будем говорить на уроке?
Чтобы точнее узнать тему урока придвиньте к себе буклеты и прочтите её.
(Читают хором)
2.Актуализация опорных знаний
- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
Учащиеся:
- Сообща что–то, вместе…
Слайд Тема урока
- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
Слайд
СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе
(толковый словарь Ожегова)
-Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока?
Слайд
- Мы попробуем приоткрыть тайны леса, понять, как он живёт.
-А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром.
Начнём наше путешествие
3. Формирование новых понятий
Что растёт в лесу?
(Выступление помощников учителя)
Слайд (Ярусы леса)
1. Мы – деревья главные лесные жители. От нас зависит облик леса, его особенности. В лесу мы образуем верхние этажи или ярусы. Нам нужно много света.
2. Мы - кустарники расположены этажом ниже.
3. Мы маленькие кустарнички и травы растём этажом ниже кустарников. Нам хорошо в тени и яркий свет не нужен.
4. Мы,мхи , зелёным мягким ковром покрываем почву. Нам надо меньше света, больше влаги
- Давайте всех этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?
Учащиеся: Растения
- Сделайте себе запись в буклетах первой группы, а я на доске..
Что ещё растёт в лесу?
Слайд (Грибы)
5. Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство. В лесу мы занимаем нижние этажи. А чтобы узнать как нас зовут отгадайте загадку?
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд.
В шляпках молодцы стоят.
Учащиеся: Грибы
Лесу мы нужны. Мы помогаем деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Нами питаются и лечатся животные. А так же способствуют разложению растительных остатков.
- Давайте и этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?
Но нужно быть очень внимательным при сборе грибов. Ведь среди них встречаются не только съедобные, но и ядовитые.
- Сделайте себе запись в буклетах второй группы, а я на доске..
- Итак всё, что в лесу растёт, занимает свой этаж. Каждый ярус создаёт разнообразные условия в лесу, где многие животные могут найти кров и пищу.
Продолжим знакомство.
Кто живёт в лесу?
6. Так как в лесу много растений, то много и нас насекомых.Мы - самая большая группа.Отгадайте нас.
Слайд (Насекомые)
- Давайте всех этих жителей объединим в одну группу. Сделайте себе запись в буклетах третьей группы, а я на доске.
7. Мы, звери, очень разные. Среди нас есть травоядные, хищники, грызуны, всеядные.
Слайд (Звери)
Назовите животных, которые обитают в наших лесах.?
- Давайте всех этих жителей объединим в одну группу. Сделайте себе запись в буклетах четвёртой группы, а я на доске.
8.Нас птиц, хоть и меньше чем насекомых, но тоже много в лесу. Перечисли нас!
Слайд (Птицы)
- Давайте запишим ещё одну группу. Сделайте себе запись в буклетах пятой группы, .
Каких же лесных жителей мы узнали?
- Продолжим наше путешествие.
Слайд (Макет леса)
- А кто живёт в лесной почве?
-Вот мы и заселили сообщество «Лес».
- Это модель леса.
- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?
(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)
- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.
-Придвиньте к себе конверты с рисунками и создайте свою модель леса
-Есть научное название – природное сообщество. Лес – отец, а все лесные жители – его дети. Все они находятся между собой в тончайших взаимоотношениях.
-А сейчас мы с вами посмотрим, так ли это.Внимание на доску.
Слайд (видео фрагмент)
-Снова мы видим, что в лесном царстве всё взаимосвязано
-Что нового вы узнали из этого видео фрагмента?
-Какие вы запомнили цепи питания?
А сейчас снова обращаемся к буклетам.
Составьте 2 цепи питания
Слайд (интерактив)
Создание живой психологической цепочки
-Ребята встаньте в круг группой и возьмитесь все за руки, образуя цепь природы. Затем командиры опустите руки и выйдите из цепи.
- Что произошло с нашей цепочкой?
Учащиеся:
-Она распалась:- отвечают дети
Какой же вывод можно сделать?
Вывод: В природе все взаимосвязано. Изменения в одном из звеньев цепи питания обязательно влияют на другие.
Слайд (стихотворение)
Все-все
На свете.
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны , чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд и кто делает яд.
Слайд (физкультминутка)
- Мы прошли полпути, устали и….
А сейчас мы поиграем. Все встаньте. Если я назову какое-нибудь дерево нашего леса (например, берёзу), вы должны поднять руки вверх. Если я назову кустарник (например, шиповник) вы должны стоять с опущенными руками, назову растение (например, кислицу), вы должны присесть. Итак, начали.
- Так как в лесном сообществе всё взаимосвязано. Что будет, если нарушатся эти связи? Подумайте и запишите на карточках в экопрогнозах.
Слайд ( Экопрогноз) - Давайте проверим, что у в ас получилось
Все живые организмы в природе взаимосвязаны по причине питания, обитания, защиты от врагов. Поэтому экологи говорят, что лес - единое целое.
(Учащиеся читают свои записи и объясняют свой ответ.)
Слайд (Лесная подстилка)
Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
Ребята, а почему же в лесу и не скапливается большого количества старой листвы?
Что такое лесная подстилка? И какое значение она имеет для животных?
Попытайтесь найти ответ на эти вопросы на стр. 180 учебника.
Проверка по группам.
И опять мы видим, что все обитатели тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу.
Слайд (Значение леса)
- Проверим свои знания и поработаем группами с кроссвордом. (Каждой группе раздаётся кроссворд)
Проверка Слайд (Интерактив с помощью стирки)
- Давайте ребята подведём итог урока.
Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса - живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом)
- Мне интересно знать понравилось ли вам путешествие?
Если вам понравилось – похлопайте, если не понравилось – потопайте.
Оценить я вас всех смогу, после того как увижу выполненное вами домашнее задание. Закончить работу в буклете.
Слайд (Домашнее задание)
Природа леса вдохновляет поэтов, писателей, композиторов на прекрасные творения.
Хочу закончить урок замечательными словами:
Слайд
Будь здоров, зелёный лес,
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради,
Ты нам дал зелёный лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зелёный лес.
- Любите природу!
- Изучайте секреты и таинства удивительной лаборатории природы!
- Всем желаю здоровья. Отдыхайте, наблюдайте, любуйтесь красотой наших лесов.