Тема: «Лес и мы»
Цель : закрепить навыки поведения в лесу.
Задачи:
- формирование представлений о лесе;
- коррекция высших психических функций;
- воспитание бережного отношения к природе.
Словарная работа : Экология.
Оборудование: раздаточный материал; карточки со знаками природы; картинки цветов, деревьев, грибов; природный материал: шишки ели и сосны; жёлудь, грецкий орех; листья рябины, берёзы; мох.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дидактическая игра «Корзинка добрых пожеланий».
Воспитатель показывает детям красивую корзинку.
Инструкция: «Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она «Корзина добрых пожеланий». Какие это пожелания? Посмотрим.
Дети достают из корзины пожелания, читают их:
1.Желаю победы!
2. У тебя всё получится!
3. Ты всё знаешь!
4. Желаю тебе успехов!
5. Будь самым внимательным!
6. Будь самым активным!
7. Ты самый умный!
8. Лени – нет, ученью – да!
9. Успехов на занятии!
10. Будь самый решительный!
- Ребята я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на нашем занятии.
Коррекционное упражнение на узнавание.
Цель: развитие зрительного, слухового, речевого и тактильного анализаторов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится у него на столе. Дети отгадывают, что это и откуда.
(Шишки ели, и сосны, жёлуди, грецкий орех, листочки рябины и берёзы; мох).
Введение в тему:
Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты!
Коррекционное упражнение «Зашифрованное слово в листьях».
Цель: Упражнение на развитие логического мышления.
Задание: На доске разбросаны листья разных деревьев. Детям предлагается составить из этих листьев тему занятия («ЛЕС И МЫ»)
II. Основная часть:
Мы сегодня совершим удивительное путешествие в лес на нашем школьном автобусе. Усаживайтесь поудобнее. Наш автобус отправляется. Но прежде чем мы начнём наше путешествие по лесу, нам нужно вспомнить с вами правила поведения в лесу.
Дидактическое упражнение «Будь природе другом»
Цель : Развитие способности к восприятию мысленных образов.
Задание : У каждого ребёнка на столе лежит конверт со знаками природы и комментарием к нему, воспитатель по очереди выкладывает на доске знаки охраны природы и ребёнок, у которого в конверте есть, такой знак с надписью читает его и выкладывает рядом со знаком.
- Не обижайте лягушек и жаб
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников
- Не ловите диких животных и не уносите их домой
- Не ловите бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых
- Не подходите близко к гнёздам птиц
- Не рвите луговые и лесные цветы.
- Наш автобус сделал остановку на поляне с красивым названием
«Хоровод деревьев».
Игра - упражнение: «Хоровод деревьев»
Цель: Развитие высших психических функций.
Задание:
1. Работа с картинками деревьев и загадками.
2. Иллюстративные ответы детей выкладываются на доске.
- Наш автобус останавливается, и вот мы в лесу. Хором говорим: «Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес».
- Ребята, посмотрите, какая удивительная полянка?
Давайте узнаем, что растёт на полянке.
1.Разбежались по опушке, в белых платьицах подружки (Берёза)
2.Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Ель)
3. Весной зелена,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина).
4.У меня длинней иголки.
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(Сосна).
5.Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит?
(Осина).
6.Каждый год на нём с охотой
Врастают самолёты.
Жаль, что это вертолет
На всего один полёт.
(Клён)
7.Не загадка это даже,
Сразу назовём,
Если только кто-то
Скажет-
Жёлуди на нём.
(Дуб)
8.С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
- Как можно назвать, одним словом: ель, берёзу, сосну, рябину, клён, осину?
( деревья)
- Ребята посмотрите внимательно на поляну, что вы можете сказать о деревьях? (у одних есть листья, а у других – иголки; лиственные и хвойные).
Затем дети классифицируют деревья на лиственные и хвойные.
- Мы продолжаем наше путешествие и следующей остановкой будет поляна «Хоровод цветов».
Чтение и обсуждение рассказа И.Соколова. «Цветы лета»
Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру красные маки, голубые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики.
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зелёных лужайках, цветут, кланяются вам знакомые белые ромашки.
На радостную улыбку похожи скромные красные маки.
(И.Соколов)
- О каких растениях говорится в рассказе? (Мак, ромашка, колокольчик, одуванчик)
- А какого цвета эти цветы? (Мак-красный, ромашка – белая, колокольчик – синий, одуванчик – жёлтый).
( Иллюстративные ответы детей выкладываются на доске).
- Посмотрите, какая красивая у нас поляна.
- Как можно назвать одним словом ромашку, колокольчик, одуванчик.
(цветы)
Физминутка «Ветер дует…» Цель : поддержание здоровьесберегающих технологий
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
- Мы продолжаем наше путешествие и следующей остановкой будет поляна «Хоровод грибов».
- Посмотрите, сколько грибов вокруг! Какая это поляна? (грибная).
Давайте узнаем, а какие грибы мы встретили на поляне?
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: развитие высших психических функций.
Задание: Дети по очереди отгадывают загадки, а иллюстративные ответы выкладывают на доске.
1. Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
2. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
В пищу не пригодный. (Подосиновик)
3. Золотистые …(лисички)
Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
4. В лесу, в бору…
Стоят, стары старички,
На них красны колпачки
(Подосиновик)
5. Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно…
В березовой роще,
В роще у березки…
Повстречались тёзки! (Подберезовик)
6. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой – беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что это гриб – обманка
Враг наш – бледная…
(Поганка)
7. Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три- и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду. (Боровик)
8. В шляпе Розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой,
Будто плюшевое ушко,
Для соления…(Волнушка)
- Как можно назвать одним словом : опята, мухомор, волнушки, боровик, лисички, поганки, подосиновик.
(грибы).
Игра: «Съедобное и несъедобное».
Цель: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Ход игры:
- Ребята, сколько красивых грибов мы встретили на полянке?
- Давайте, проверим, все ли они съедобные?
(дети по очереди выходят к доске и классифицируют грибы на съедобные и несъедобные).
III. Словарная работа : Экология.
IV. Заключительная часть:
Чтение и обсуждение рассказа на экологическую тему.
«Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.
В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
(В. Маркин)
- Ребята перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (Фронтальный опрос).
Вопросы:
- Почему нельзя брать домой диких животных?
- Почему нельзя разжигать костры в лесу?
- Почему нельзя ломать ветки деревьев?
- Почему нельзя пинать и сбивать палками грибы?
- Почему нельзя трогать яйца птиц?
- Почему луговые и лесные цветы рвать нельзя?
(ответы детей)
V. Итог занятия:
Скажем на прощанье
Лесу до свидания!
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя все будем,
Добрый лес, красивый лес
Полный сказок и чудес.