5)развивать речь учащихся, умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними.
6)воспитывать бережное отношения к природе родного края;
7)воспитывать уважение к мнению товарищей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрации), частично – поисковые (эвристические), практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).
Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, слайд-презентация, репродукции картин Шишкина, система контроля и мониторинга качества знаний.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения оценить важность здорового образа жизни, формирование учебно–познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, умение осознавать важность полученных знаний.
Метапредметные:
Познавательные
осознание необходимости нового знания, поиск информации, анализ, сравнение, классификация; умение строить речевое высказывание в устной форме, рассуждение; связи умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; умение строить логичес кое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Регулятивные
умение оценивать правильность выполнения действий, умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий по предложенным учителем критериям, умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке умение; использовать различные источники информации;
Коммуникативные
умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; способность учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; построение понятных для партнера высказываний, умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
Предметные:
обобщение имеющихся знаний о лесе, расширение знаний о лесе; умение различать ярусы, расширение знания о животных леса, их приспособленности к жизни, обобщение и систематизация представлений о лесе, как о природном сообществе.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Содержание деятельности
педагога
Содержание деятельности обучающихся
Инструментарий
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать речь учителя.
-Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в экспедицию.
-Кто из вас знает, что делают в экспедиции? В нашей экспедиции мы будем наблюдать, исследовать, делать выводы об услышанном и увиденном.
-А работать будем в группе. Не забывайте, что от работы каждого из вас будет зависеть оценка всей группы.
-У вас у каждого на столах лежит «Лесенка успеха» на которой вы будете отмечать результаты своей деятельности по каждому этапу урока.
- Внимательно рассмотрите требования к оцениванию:
Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы! Желтый листок – были ошибки в работе.
Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь!
Принимают и сохраняют учебную задачу
Внимательно слушают учителя
(Приложение 2)
Правила работы в группе
(Приложение 1)
«Лесенка успеха»
Этап 2. Актуализация знаний и способов деятельности.
Предметные:
обобщение имеющихся знаний о лесе.
Личностные:
формирование учебно-познавательного интере са к новому учебному материалу.
Познавательные:
поиск информации, анализ, сравнение, классификация;
умение строить речевое высказывание в устной форме, рассуждение;
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение планировать свои действия в соот вет ствии с поставленной задачей;
оценка правильности выполнения действий по предложенным учителем критериям
Коммуникативные:
умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
способность учитывать разные мнения и стремиться к координа ции разных позиций в сотрудничестве;
построение понятных для партнера высказываний.
Учитель демонстрирует слайды картин Шишкина
-Определите объект нашего исследования, по репродукциям картин русского художника И. Шишкина.
-Совершенно верно. Наша экспедиция будет проходить в лесу.
-Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны.
-Итак, объект нашего исследования – лес.
-Сейчас я вас попрошу заполнить в таблице столбик «знаю», используя слова, фразы, схематические рисунки. Запишите все, что вы знаете о лесе.
-Вы рассказали небольшую долю того, что известно о лесе. Сегодня на уроке мы попытаемся расширить ваши знания о лесе.
-А с помощью каких методов исследования сможем ответить на эти вопросы?
-Я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое лес?
-Ваше мнение мы узнали. Где мы можем найти научное объяснение слову лес?
-Какое определение является более точным с вашей точки зрения?
-Мы не можем прийти к общему мнению. Почему?
-Не все знают, что такое природное сообщество. Наша задача узнать это.
-Где эту информацию мы можем получить?
(работа в группах).
-Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в группе. Следите за осанкой.
Выступление групп.
-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».
Принимают и сохраняют учебную задачу
Планируют свою работу в группе.
Контролируют и оценивают работу группы.
Заполняют часть таблицы, используя знаково-символические средства и предложения.