kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лес - природное сообщество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель ставит своей целью знакомство учащихся с одним из природных сообществ - лесом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лес - природное сообщество»

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Цель урока: ознакомление учащихся с природным сообществом «лес», его растительным и животным миром.


Задачи урока:

1) сформировать представление учащихся о лесе как о природном сообществе;

2) познакомить с разнообразием животных и растений леса, показать связи между ними;

3) раскрыть значение леса для человека, выявить экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения в лесу.

4) развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать;

5)развивать речь учащихся, умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними.

6)воспитывать бережное отношения к природе родного края;

7)воспитывать уважение к мнению товарищей.



Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрации), частично – поисковые (эвристические), практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, слайд-презентация, репродукции картин Шишкина, система контроля и мониторинга качества знаний.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения оценить важность здорового образа жизни, формирование учебно–познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, умение осознавать важность полученных знаний.

Метапредметные:

Познавательные

осознание необходимости нового знания, поиск информации, анализ, сравнение, классификация; умение строить речевое высказывание в устной форме, рассуждение; связи умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; умение строить логичес кое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Регулятивные

умение оценивать правильность выполнения действий, умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий по предложенным учителем критериям, умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке умение; использовать различные источники информации;

Коммуникативные

умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; способность учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; построение понятных для партнера высказываний, умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;


Предметные:

обобщение имеющихся знаний о лесе, расширение знаний о лесе; умение различать ярусы, расширение знания о животных леса, их приспособленности к жизни, обобщение и систематизация представлений о лесе, как о природном сообществе.















Технологическая карта урока

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь учителя.



-Сегодня на уроке окружающего мира мы отправимся в экспедицию.


-Кто из вас знает, что делают в экспедиции? В нашей экспедиции мы будем наблюдать, исследовать, делать выводы об услышанном и увиденном.

-А работать будем в группе. Не забывайте, что от работы каждого из вас будет зависеть оценка всей группы.

-У вас у каждого на столах лежит «Лесенка успеха» на которой вы будете отмечать результаты своей деятельности по каждому этапу урока.

- Внимательно рассмотрите требования к оцениванию:

Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы! Желтый листок – были ошибки в работе.

Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь!

Принимают и сохраняют учебную задачу




Внимательно слушают учителя






(Приложение 2)

Правила работы в группе





(Приложение 1)

«Лесенка успеха»


Этап 2. Актуализация знаний и способов деятельности.

Предметные:

обобщение имеющихся знаний о лесе.


Личностные:

формирование учебно-познавательного интере са к новому учебному материалу.


Познавательные:

поиск информации, анализ, сравнение, классификация;

умение строить речевое высказывание в устной форме, рассуждение;

уметь устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

Умение планировать свои действия в соот вет ствии с поставленной задачей;

оценка правильности выполнения действий по предложенным учителем критериям


Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

способность учитывать разные мнения и стремиться к координа ции разных позиций в сотрудничестве;

построение понятных для партнера высказываний.


Учитель демонстрирует слайды картин Шишкина

-Определите объект нашего исследования, по репродукциям картин русского художника И. Шишкина.

-Совершенно верно. Наша экспедиция будет проходить в лесу.

-Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны.

-Итак, объект нашего исследования – лес.

-Сейчас я вас попрошу заполнить в таблице столбик «знаю», используя слова, фразы, схематические рисунки. Запишите все, что вы знаете о лесе.


-Вы рассказали небольшую долю того, что известно о лесе. Сегодня на уроке мы попытаемся расширить ваши знания о лесе.

-А с помощью каких методов исследования сможем ответить на эти вопросы?


-Я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое лес?


-Ваше мнение мы узнали. Где мы можем найти научное объяснение слову лес?


-Какое определение является более точным с вашей точки зрения?


-Мы не можем прийти к общему мнению. Почему?


-Не все знают, что такое природное сообщество. Наша задача узнать это.


-Где эту информацию мы можем получить?

(работа в группах).

-Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в группе. Следите за осанкой.


Выступление групп.


-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».




















Принимают и сохраняют учебную задачу


























Планируют свою работу в группе.












Контролируют и оценивают работу группы.



















Заполняют часть таблицы, используя знаково-символические средства и предложения.








Выявляют известное, осознают познавательную задачу.




Находят дополнительную информацию о лесе в учебнике и энциклопедии.






Выполняют учебно-познавательные действия, обобщают и делают вывод.








Высказывают свое мнение и доказывают свою точку зрения.























Высказывают свою точку зрения, внимательно выслушивают мнение других.



Участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.



Работают в группе, формулируют свой ответ, учитывают разные мнения, стремятся к сотрудничеству.



Слайд №1. Картина Шишкина.















Приложение 2.

Таблица успеха.






















Толковые словари (разные для каждой группы)

Учебник стр.164.


Личностные:

Умение оценить важность здорового образа жизни.


Регулятивные:

выполнение учебного действия в материализованной форме.




Физминутка для глаз.

Показ детям упражнений.




http://nachalka50.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_dlja_glaz_quot_babochki_quot/10-1-0-20


Этап 3. Формирование новых знаний и способов действий.

Предметные:

расширение знаний о лесе;

умение различать ярусы.


Личностные:

формирование учебно–познавательного интере са к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Регулятивные:

умение планировать свои действия в соот ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;

умение строить логичес кое рассуждение, включа ющее установление причинно- следственных связей.


Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других и вступать в беседу;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.



-Часто лес называют многоэтажным домом. Почему?


-У меня набор лесных растений. Расположите их так, как они растут в лесу.


-Ваше мнение подтверждается?

Действительно у вас получился многоэтажный дом.


-Но у каждого этажа есть свое название.

Про это вы услышите из рассказа.


-Как называются эти этажи?


-Каждая группа приготовит рассказ про свои этажи.

(работа в группах)


-Как называется 1 ярус? Какие растения находятся в 1 ярусе?

(1 группа)

-Как называется 2 ярус? Какие растения находятся в 1 ярусе?

(2 группа)

-Как называется 3 ярус? Какие растения находятся в 1 ярусе?

(3 группа)

-Как называется 4 ярус? Какие растения находятся в 1 ярусе?

(4 группа)





Выступление групп.











-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».























Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою работу.























Контролируют и оценивают работу группы.

Осуществляют анализ картинок с выделением существенных признаков.


Проводят классификацию растений по «этажам».












Выполняют учебно-познавательные действия, обобщают и делают вывод.



Слушают и понимают речь других, вступают в беседу.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.








Осуществлять совместную деятельность в группе, проявляя умение слушать собеседника и учитывать его мнение.







Слушают выступление групп, строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.




Картинки с изображениями растений.








Учебный диск.

Предметные:

расширение знания о животных леса, их приспособленности к жизни.


Регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

Учитель ставит цель перед демонстрацией фильма: познакомиться с представителями природного сообщества.


Учитель демонстрирует фильм о лесе.



-Животные, как и растения, тоже нашли свое место в лесу по душе, одни обитают на деревьях, другие – на земле, а третьи – в почве.


-Расселите животных по ярусам и докажите, что данное животное живет в этом ярусе?

(работа в группах).







Выступление групп.













-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».








-А что, кроме дома еще находят животные в лесу?


- Что такое пищевая цепочка?


-Из каких звеньев состоит цепочка?









-Составьте пищевую цепочку, пользуясь учебником.

(работа в группах)














Выступление групп.













-Оцените ответы групп, используя алгоритм и занесите результат в «Лесенку успеха».





















планируют свои действия в группе в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

















Контролируют и оценивают работу группы.








Принимать и сохранять учебную задачу












Планируют свои действия в группе в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации























Контролируют и оценивают работу группы.
















Выполняют учебно-познавательные действия, обобщают и делают вывод, строя логическое рассуждение.


























Выявляют известное, осознают познавательную задачу.


Находят дополнительную информацию о пищевой цепочке в учебнике и энциклопедии.



Строят логическую цепочку.

Выполняют учебно-познавательные действия, обобщают и делают вывод, строя логическое рассуждение.


Внимательно смотрят фильм с целью выявить представителей природного сообщества.

















Слушают выступление групп, строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.














Слушают и понимают речь других, вступают в беседу.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


















Слушают выступление групп, строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.









Фильм о лесе.








Картинки животных.






Этап 4. Обобщение и систематизация знаний.

Предметные

обобщение и системати зация представлений о лесе как о природном сообществе.


Личностные:

уметь осознавать важность полученных знаний.


Коммуникативные:

умение полно и грамотно выражать свои мысли.

-Еще раз прочитайте вывод на странице учебника, почему лес называют природным сообществом.


-Подтвердили наше предположение?


-Природа влияет на человека, так же как человек на природу. Поэтому бывая в лесу, мы не должны забывать, что мы лишь там гости, а не хозяева.


Обобщили и систематизировали знания о природном сообществе.

Слушают и понимают речь других, вступают в беседу.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.










Слайд №2. Правила поведения в лесу





Этап 5. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

Личностные:

понимание значения знаний для человека и умение принять их;

желание учиться

определять степень успешности выполнения своей работы.


Коммуникативные:

умение слушать,слышать и понимать учителя, одноклассников.

-Какова была цель урока?


-Достигли ли мы ее?













- А теперь заполните вторую часть таблицы (что я узнал нового о лесе).


- Чем пополнились ваши знания?



Оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Делают вывод о необходимости и значении учебной деятельности.

Слушают и понимают речь других, вступают в беседу.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

















Таблица успеха.

Личностные:

развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;


Регулятивные:

умение контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность на уроке;


-Обратите внимание на ваши «Лесенки успеха».



-Если на всех ступеньках зеленые листья, то ставите себе «5».


Тот этап урока, на котором красный кружок, это сигнал о том, на что необходимо обратить внимание, поработать над ошибками.

Контролируют и адекватно оценивают себя и свои достижения и работу группы.




Лесенки успеха.


Этап 7. Информация о домашнем задании.

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

а) стр. 164-169 учебника, подготовить рассказ о лесном сообществе.

б) Сообщение о лесах Курганской области.

в)Написать сочинение на тему «Если бы на Земле не было лесов».

Принимают и сохраняют учебную задачу.


Внимательно слушают учителя.




















«ЛЕСЕНКА УСПЕХА» Приложение 1

VII.Информация о домашнем задании



VI.Этап подведения итогов




V.Этап обобщения и систематизации





IV.Этап проверки и понимания изученного




III.Этап изучения новых знаний




II.Этап актуализации знаний учащихся





I.Организационный этап



Зеленый листок – успешно справились с заданием. Мы молодцы!

Желтый листок – были ошибки в работе.

Красный листок – не справились с заданием. Нужна помощь!







Правила работы в группе Приложение 2



1. В группе должен быть организатор обсуждения.


2. Каждый может высказать свою версию решения.


3. Один говорит, а остальные слушают.


4. Каждая версия обсуждается в группе.


5. В группе согласуется общее решение.


6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.


7. Оценить работу группы.






Таблица успеха. Приложение 3




Знаю


Узнал новое
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Лес - природное сообщество

Автор: Порохня Любовь Петровна

Дата: 22.01.2019

Номер свидетельства: 496734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Лес – природное сообщество. "
    ["seo_title"] => string(32) "lies-prirodnoie-soobshchiestvo-1"
    ["file_id"] => string(6) "108333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403676539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к уроку "Лес - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-k-uroku-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "108336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403676877"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по познанию мира "Лес природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "161561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422251635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства