Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности | – Здравствуйте, меня зовут Надежда Евгеньевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. – Ребята, а чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы...» – Что необходимо сделать, чтобы у нас всё на уроке получилось? – Мы настроили себя на деловой лад, серьёзную работу. Пусть все у нас получится! - Девизом нашего урока будет: «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости». - К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и девизом нашего урока. | Эмоциональное слушание и ведение диалога | Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Актуализация знаний | - Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? - Сегодняшний урок не исключение. (портрет) -Вы узнаёте, кто это? ( Л. Н. Толстой) -Действительно, Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. - Что вы знаете об этом писателе? - Как давно он жил? (В какое время жил: давно?) - С какими произведениями вы уже знакомы? - Я предлагаю вам несколько высказываний о Л.Н. Толстом, вам необходимо сейчас прочитать текст о нём и верные высказывания отметить знаком «+», не верные знаком «-». Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии. В 1844 г. поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями. Жизнь Л. Н. Толстого была наполнена живым общением с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Главными героями его произведений являются люди. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и написал учебную книжку для самых маленьких «Азбука». Лев Толстой - один из самых известных писателей в мире. Его произведения читают во всем мире. Его называют духовным наставником. Утверждения (согласны вы с ними или нет). 1. Писатель жил в 19 веке. (+) 2. Л.Н. Толстой прожил 100 лет. (-) (92 года). 3. Больше всего писатель любил общаться с животными. (-) 4. Его произведения знают и любят во всём мире. (+) Проверка (обведение в кружок). - Что нового вы узнали о Л.Н. Толстом? - У вас на партах лежат белые полоски бумаги, которая в конце урока станет цветной, в зависимости от результата вашей работы. Начнём с первого квадратика (Верные не верные утверждения), оцените свою работу: если вы все высказывания отметили верно, раскрасьте её зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки, раскрасьте жёлтым цветом, если 3 и более ошибок, красным. | Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. Ребята отвечают на вопросы и высказывают свои предположения. Оценивают свою работу. | Личностные: потребность в общении, самоопределение (мотивация учения), проявлять учебно – познавательный интерес к предмету, готовность к обучению и сотрудничеству Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: умение контролировать процесс и результат своей деятельности, выполняют оценку результатов своей работы на уроке |
Постановка учебной задачи | – Итак, пришло время познакомиться с новым произведением Л.Н. Толстого. Узнать его название вам поможет моя загадка: В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу, Знают все прекрасно, С ней играть опасно! Зубы острые, как нож, Лучше ты её не трожь! – Это… Акула! - Итак, Тема урока: Л.Н. Толстой “Акула”. - Что вы испытываете, когда слышите слово акула? (тревогу, страх). - Как вы думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? Сделайте предположение, о чём текст? | Учащиеся совместно с учителем определяют называют тему урока и прогнозируют содержание произведения | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. |
Построение проекта выхода из затруднения Словарная работа | - Л.Н. Толстой жил очень давно, поэтому многие слова из рассказа мы редко используем в речи. - Давайте узнаем точное их значение. Палуба - часть судна. Купальня - строение для купания. Артиллерист - человек, стреляющий из пушки. Фитиль - шнур для поджигания пороха. Хобот - задняя часть орудия. | Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Познавательные: извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации. |
Знакомство с текстом | - А теперь, я предлагаю вам прослушать чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. - На какие вопросы мы сможем ответить после прослушивания? - Узнать кто герой рассказа, какие события происходили? - Откроем учебник на странице 167. Приготовьтесь следить, внимательно слушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать всё, что услышите. Беседа по содержанию – Понравился ли вам рассказ? – Какие чувства вы испытывали во время прослушивания этого рассказа? – Было ли вам страшно? За кого? – Видели ли мальчики акулу? – Как описаны переживания отца? – Почему после выстрела он закрыл лицо руками? – Кто же главный герой в рассказе? Артиллерист, мальчики, акула? | Слушают текст. Отвечают на вопросы. Ребята высказывают свою точку зрения, свое понимание смысла произведения. | Познавательные: извлекают информацию из сплошного текста Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Физминутка | - А сейчас отдохнем. Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить – нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) | Дети двигаются. | |
Работа в парах | - Предлагаю вам поработать в парах. Перед вами план рассказа, прочитаем его. - Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах - на карточках) План О Появление акулы. О Мальчики в открытом море. О Остановка корабля. О Стрельба из пушки. О Купание в парусе. О Дети спасены. Проверка: - Чья пара уже готова? План - Какое название подходит для 1-ой части? 1.Остановка корабля. 2.Купание в парусе. 3.Мальчики в открытом море. 4.Появление акулы. 5.Стрельба из пушки. 6.Дети спасены. (По ходу работы заполняется таблица). - Продолжим работу с полосками. Работаем со вторым квадратиком (План), оцените свою работу: если вы все пункты плана отметили верно, раскрасьте её зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки, раскрасьте жёлтым цветом, если 3 и более ошибок, красным. | Отвечают на вопросы. Соотносят содержание текста с предложенным планом. | Познавательные: перерабатывают и преобразовывают информации из одного вида в другой; анализируют, сравнивают, делают выводы. Коммуникативные: проявляют устойчивый интерес к общению в совместной работе. Регулятивные: выполняют оценку результатов своей работы на уроке. |
Чтение текста для решения частных задач | Чтение по цветным полоскам (5 человек) - На столах у вас лежит тест, чтобы ответить на его вопросы, прочитаем внимательно текст по цветным пометкам. (Работа с тестом). 1 вариант. 1. Где остановился корабль? а) у берегов Австралии б) у берегов Африки в) у берегов Америки 2. Какая погода установилась к вечеру? а) прохладная б) приятная в) жаркая, душная 3. Куда мальчики поплыли наперегонки? а) к небольшому островку б) к берегу в) в открытое море 4. Кто был отцом одного из мальчиков? а) капитан б) судовой врач в) старый артиллерист 5. Почему артиллерист кричал «Назад» Вернитесь!»: а) начинался шторм б ) появился пиратский корабль в) появилась акула 6. К какому литературному жанру относится произведение «Акула» Л.Н.Толстого? а) сказка б) рассказ в) басня 2 вариант. 1. Что произошло с отцом мальчика? а) побледнел и стоял, не шевелясь б) упал за борт в) прыгнул в шлюпку и поплыл к детям 2. Какая картина предстала перед глазами людей на корабле, когда дым рассеялся? а) тонущий пиратский корабль б) мальчиков не было видно в) жёлтое брюхо мёртвой акулы 3. Почему помощь матросов могла не успеть? а) мальчики стали тонуть б) поднялся сильный ветер в) акула была слишком близко 4. Почему мальчики стали плавать в открытом море? а) им не хватило места в общей купальне б) их не пустили в общую купальню в) им было тесно в общей купальне 5. С кем автор сравнивает мальчиков, когда они купались в море? а) с рыбами б) с лягушками в) с ящерицами 6. Что означает выражение «бледный, как полотно»? а) очень чистый б) очень испугался в) очень обрадовался - Выполним проверку. - Продолжим работу с полосками. Работаем с третьим квадратиком (Тест), оцените свою работу: если все ответы верные, раскрасьте его зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки, раскрасьте жёлтым цветом, если 3 и более ошибок, красным. | Отвечают на вопросы теста. Выполняют проверку теста. Оценивают результаты своей деятельности. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
Итог урока | - Итак, подведём итог урока. - Чтобы определить главную мысль рассказа. (Главная мысль – это то, что хотел донести до нас автор). - Выберите тот вариант, с которым вы согласны. Безответственность, беззаботность, легкомыслие мальчиков чуть не привела к трагедии. | О смелости мальчиков, они, несмотря на опасность учились плавать в открытом море, чтобы быть сильными и ловкими. | Быть готовым в любой момент прийти на помощь. | | | Познавательные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: выполняют оценку результатов своей работы на уроке. |
Домашнее задание | - Вашим домашним заданием будет разделить текс на части в соответствии с тем планом, по которому мы работали на уроке. | Записывают домашнее задание. | Личностные: проявляют интерес к теме. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Рефлексия | - Продолжаем работу с нашими полосками. (Итог урока). - Предлагаю самим оценить свою работу. Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой! Жёлтый – мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! - Смотрим на ваши полоски. Если больше зелёного цвета, то вы работали отлично и заслуживаете оценку «5». Если не совсем справились с заданиями, то оценка «4». Если многое не получилось, то оценка «3». - Вернемся к нашему девизу. «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости». Данный урок мы можем считать ступенькой к мудрости? - Я с вами согласна. Спасибо вам большое за работу! | Дают самооценку своей деятельности и деятельности своих товарищей. | Регулятивные: выполняют оценку результатов своей работы на уроке |