Слушаем аудиозапись произведения. После чтения делается небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями: - Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, задается проблемный вопрос: - Из-за чего мальчик совершил прыжок? (В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст). - Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту). - Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? (Он сын капитана, ему 12 лет). - Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? (Сын капитана - значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет - начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих). - Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов): ему было жалко потерянной шляпы; он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости; ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов. Уяснение мотива поступка героя. Работа с ней требует внимательного перечитывания основной части рассказа. В завершении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса: - Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Читатели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца). - Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? (Обезьянка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится). Характеристика героя. - Каким, предстает мальчик в этом рассказе? Для этого предлагается работа с тестовым заданием: «Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор». (Текст задания написан на доске и распечатан для каждого ученика). Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана. - Похож ли мальчик на отца-капитана? Работа в группах. Прочитайте пословицы, и выберите те, которые подходят к нашему тексту. Докажите! Будь храбр по уму и сердцу. Гордится отец, что сын — храбрец. Кому потеха, а мне не до смеха. |