Муниципальное образовательное учреждение Силинская основная общеобразовательная школа
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме «Кто такие рыбы?» разработан на основе общеобразовательной системы «Школа России», учебно-методического комплекта А.А. Плешакова и составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок был составлен с учётом здоровьесберегающих и диалоговых технологий.
На протяжении всего урока применяла такие методы, как словесные (рассказывала детям о рыбах), наглядные (использовала фотографии различных животных), практические (строили модель «одежды» рыбы), проблемно – поисковый метод (ставила перед детьми проблему «кто такие рыбы и что вы о них знаете? Данный метод работал в течение всего урока), метод работы под руководством учителя (составление детьми описания рыбы), метод самостоятельной работы (из фотографий животных выбирали только рыб и доказывали, что это действительно рыбы по определённым признакам).
Использовала следующие приёмы (практические и мыслительные) в процессе усвоения знаний, умений и навыков: создавала проблемную ситуацию; работали над выводами; снабжала детей учебно-наглядной информацией в виде презентации, фотографий; задавала детям различные вопросы; обобщали , анализировали, делали выводы; осуществляла самооценку детей по работе на уроке.
познакомить с общими признаками и разнообразием рыб.
Образовательные: учить распознавать представителей животного мира и выявлять признаки данного вида животных – рыб.
Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся ( внимание, память, мышление, речь) через наблюдение, анализ, систематизацию полученной информации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.
Развивать коммуникативные функции ( умение работать в паре, принимать совместные решения).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примеча ние |
I.Оргмомент. | Организую на плодотворную работу детей. Позитивное начало урока. Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. | Дети проверяют свое рабочее место. | Регулятивные: умение организовать свое рабочее место. |
1мин. |
II. Этап повторения изученного | Для начала вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. Блиц – опрос «Закончи предложения»: На прошлом уроке мы изучили… Я знаю таких насекомых… Я знаю, что пауки… Насекомые – это животные, у которых… Строение тела бабочки… Молодцы! |
… кто такие насекомые. … бабочка, жук, пчела, муха. … не насекомые. … 6 ног. … голова, грудь, брюшко, крылья, глаза, усики. |
Познавательные: умение отвечать на поставленные вопросы. |
1-2 мин.
|
III. Этап актуализации знаний | На прошлом уроке мы узнали кто такие насекомые. Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в царство животных. А сопровождать нас будут Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. Пожалуйста, встаньте около своих мест. Ваша задача - разгадать фотографии – загадки: если на фото животное – делаем прыжок, если это не животное – хлопок. Давайте поможем Муравью Вопросику разобраться с этой нелегкой задачей.
Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки - сообщаю ребятам, что все, кого они видели – животные. |
Ребятам демонстрируются слайды « Животные». При появлении каждого фото, дети делают прыжок. |
Личностные: оценивание жизненных ситуаций.
Познавательные: распознавание объекта. |
1-2 мин.
Слайды 1-11 |
IY. Этап определения темы и задач урока | Мы хорошо помогли Муравьишке Вопросику в предыдущем задании, а теперь он приглашает нас к водоему. - Кого же можно там увидеть? Мудрая Черепаха предложила ответить на вопрос, разгадав загадки. «У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке». «Без рук, без ног – умывается». - По каким признакам вы определили, что в загадках говорится о рыбах?
Попробуйте определить какая сегодня тема урока. Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 34 и прочитайте, что мы узнаем о рыбах. Итак, тема урока: Кто такие рыбы? |
Разгадывают загадки,
отвечают – рыбы. Высказывают свои предположения: -маленькие животные - на спине монетки – чешуя - нет рук, ног.
Определяют тему урока.
Рассказывают о том, чему научимся на уроке.
| Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
3-4 мин. |
Y.Этап изучения новых знаний | (Создание проблемной ситуации) - Кто такие рыбы? - Что вы о них знаете? ( Учитель записывает все предложения детей на доске.)
А теперь мы рассмотрим строение тела рыбы. Работа с учебником.(с 34)
- Догадайтесь, что нарисовано на правом рисунке? А теперь из кружочков фольги постройте модель «одежды» рыбы. Молодцы! | Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения.
Учащиеся работают в парах, рассматривая рисунок. Называют строение рыб.
Отвечают на поставленные вопросы. Моделируют «одежду» рыб из фольги, используя рисунок учебника. | Личностные: умение использовать знания из жизненного опыта.
Познавательные: умение добывать новые знания.
Коммуникатив.- е: умение работать в парах.
|
4-5 мин. |
Физкульт-минутка | А теперь, ребята, немного отдохнем. Встаньте около своих парт. Рыбки плавали, ныряли В теплой, голубой воде. То сойдутся – разойдутся То зароются в песке.
Продолжаем работать по учебнику. А теперь посмотрите на страничку 35. - Какие бывают рыбы? - Назовите рыб, которые нарисованы на левом рисунке. - Назовите рыб, которые нарисованы на правом рисунке.
Проверьте свои предположения на страничке 160-163 в атласе-определителе.
Организация работы по электронному приложению к учебнику А.А. Плешакова. (Слайд «Кто такие рыбы?» ) |
Морские и речные. Дети в парах определяют названия рыб.
Проверяют свои предположения.
Выполняют предложенные задания. |
Коммуникатив.- е: уважительное отношение друг к другу.
Регулятивные: умение проверять свои знания. Умение работать на интерактивной доске.
|
3-4 мин. |
Зрительная гимнастика | Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движения, а вы повторяйте его глазками: вверх — вниз, влево — вправо, круговое движение в обе стороны, близко — далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работу. |
Дети выполняют упражнения для глаз. |
Умение расслабляться. | |
YI. Этап первичной проверки понимания изученного | На партах расположены фотографии животных. Выбрать из предложенных фотографий животных только рыб.
Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это рыба. | Дети в парах договариваются, решают какую фотографию им нужно выбрать Сложность в том, что среди фото рыб есть фотографии дельфина, кита, рака, черепахи, лягушки...
Рыба имеет плавники, хвост, жаберную крышку. Тело покрыто чешуей. | Коммуникатив.- е умения: сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные: умение доказывать свою точку зрения. |
3-4 мин. |
YII.Этап применения изученного. Практическая работа учащихся | Муравьишка Вопросик поймал на удочку рыбку (на экране изображена рыба). Но, к сожалению, он не может определить, что это за рыбка. И он просит вас помочь ему выполнить следующее задание: определить название этой рыбы и по плану её описать.
План описания (один на парте) название рыбы; речная или морская; размеры (большая, средних размеров, маленькая.); форма тела; особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).
( При необходимости учитель дополняет ответы учеников.)
Ребята, а вы знаете, какую роль в природе играют рыбы? (сильным детям) - Как нужно правильно ловить рыбу?(слабым детям) - Можно ли около водоемов мыть автомобили (сильным) -Можно ли бросать в водоемы разный мусор? (слабым) (Слайд о природе с водоёмом) Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину». - Как вы понимаете это выражение? Правильно. Природа – наш дом. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать её, как и свою Родину, свой дом. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа. Что общего в этих словах? Единое звучание. А это значит, что всё в природе взаимосвязано. |
Работают в парах.
Дети определяют название рыбы и с помощью плана описывают её. Дополняют друг друга.
Дифференцированная работа
Дети высказывают свои мысли.
Дети отвечают на поставленный вопрос. | Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной речи.
Коммуникат.- е умение работать в паре.
Познавательные: умение работать по плану, выражать свои мысли.
Познавательные: умение отвечать на вопросы учителя.
Коммуникатив-е: умение оценивать жизненную ситуацию. |
3-4 мин.
Слайды 12-13.
3-4 мин.
Слайды 14-15 |
YIII. Этап подведения итогов. | Молодцы, ребята. Вы хорошо помогли Муравьишке Вопросику. Подведем итог нашей работы. - Скажите, кто такие рыбы? Проверьте в учебнике на с. 35. Какая отличительная особенность у этих животных? (Разрешение проблемной ситуации): а теперь посмотрите на запись на доске. - Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? Самостоятельная работа в рабочей тетради. | Отвечают на вопросы и проверяют свои ответы.
Анализируют записи на доске, которые читает учитель. Показать +или – ( пальчиками) в знак согласия или несогласия. Отмечают речных и морских рыб. |
Регулятивные: умение проверять свои знания.
Личностные: оценивание жизненных ситуаций |
2-3 мин. |
IX. Этап рефлексии. | - Что нового вы узнал о рыбах? -А что еще вы хотели бы о них узнать?
Оцените свою работу на уроке. | Дети отвечают на вопрос.
Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: умение отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: оценивание своих достижений. |
1-2 мин. |
1.Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учебник с приложением на электронном носителе, ч.1, М.: Просвещение, 2012.
2.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель, М.: Просвещение, 2011.
3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь, ч. 1, М.: Просвещение, 2012.
1.АсмоловА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011.
2.Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. М.: АРКТИ, 2013.
3.Круглов Ю.Д. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
4.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс, М.: ВАКО,2012.