kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критическое мышление на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. 
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. 
Конфуций 
Современное образование выдвигает новые требования, в соответствии с которыми центральной фигурой в обучении должен стать ученик, причем понимаемый не абстрактно, не как класс, а рассматриваемый на уровне отдельного человека во всем его богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей и устремлений. Отсюда основной задачей системы образования становится создание благоприятных условий для их проявления и удовлетворения. В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления. 
«Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление на уроках литературного чтения »

Критическое мышление на уроках литературного чтения во 2 классе



Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. 
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. 
Конфуций 
Современное образование выдвигает новые требования, в соответствии с которыми центральной фигурой в обучении должен стать ученик, причем понимаемый не абстрактно, не как класс, а рассматриваемый на уровне отдельного человека во всем его богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей и устремлений. Отсюда основной задачей системы образования становится создание благоприятных условий для их проявления и удовлетворения. В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления. 
«Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей» поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира .Критическое мышление должно стать основой для образования людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе. 
Еще в 1933 г. Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. 
Главной целью внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» в практику является создание условий для развития критического мышления. Задача учителя на современном этапе: научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя. 
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 
С целью анализа процесса критического мышления и оценки навыков аналитического мышления учеников я провела работу с визуальными свидетельствами: виды транспорта. 
Для проведения исследования я выбрала трех учеников имеющих высокий, средний и низкий уровни успеваемости соответственно. Детям необходимо было, опираясь на имеющийся опыт, распределить картинки по группам, привести устные доказательства правильности такого деления, проявить свое умение рассуждать, сравнивать и делать выводы. 
Изначально детям нужно было распределить транспорт по виду передвижения: по воде, по земле, по воздуху. Время работы не ограничивалось. В работу включились все и сразу. Каждый брал картинку, проговаривал название и определял ее место в таблице. Увидев необычный транспорт, обращались друг к другу, показывали картинку вызвавшую интерес. 
Далее учащимся необходимо было поделить транспорт на четыре временных промежутка, когда он мог использоваться. При выполнении этого задания длительные рассуждения возникли над двумя картинками. Первая: черно-белая фотография современного военного корабля. 
Определение исторического времени использования воздушного шара вызвало спор. 
По завершении ранжирования детям было предложено выбрать одну картинку. Совместно выбрали изображение большой современной яхты. Ребятам предложила составить вопросы по картинке, при помощи которых они бы смогли узнать как можно больше об этом транспорте. 
Наблюдения помогли мне выяснить, что у детей хорошо выражены навыки видеть иллюстрацию, применять дополнительные сведения из других источников, анализировать, оценивать. 
С целью вовлечения детей в процесс развития критического мышления в серию последовательных уроков были включены приемы, способствующие этому. Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. В серии последовательных уроков приемы развития критического мышления использовались мной на разных стадиях, учитывая потребности учащихся. 
На первом уроке после прочтения сказки «Лисичка со скалочкой» группам были предложены творческие задания дифференцированного характера. Первой группе - задание на сравнение, второй группе - на воспроизведение, третьей группе - на исследование, четвёртой группе - творческое задание. Придумать три тонких вопроса к сказке. При распределении заданий учитывался состав групп, так- как не во все группы попали дети с ровным или одинаковым уровнем мыслительной деятельности. 
Для выхода на тему урока я предложила ребятам «Венгрворд» в котором было зашифровано название сказки, которую будем изучать на данном уроке. 
Далее на этом же уроке на этапе осмысления учащимся четвёртой группы (успешные дети) было предложено сравнить образ лисы в двух сказках «Лисичка со скалочкой», «Лиса и муравей», используя «Круги Венна».

Ученики, несмотря на сложность задания, успешно с ним справились, что говорит о высокой работоспособности и сообразительности детей данной группы. 
Домашнее задание было дифференцированно. Учащимся четвёртой группы было предложено написать эссе «Встречаются ли в жизни люди с чертами характера как у лисы». Учащимся третьей группы – придумать другую концовку сказки. Учащимся второй группы подготовить пересказ сказки, а детям первой группы – нарисовать рисунок к сказке. 
На третьем уроке я применила технику «Направленное чтение». 
На этапе осмысления материала группы получили задание дифференцированного характера: 
1 группа. Перед вами рисунки к сказке, распределите их так, как происходили события в сказке. (Даны были цветные иллюстрации, так как в этой группе собраны дети менее успешные и большинство визуалы, которым необходимо развитие образного мышления.) 
2 группа. У вас на столе лежат рисунки к сказке, запишите к каждой картинке слова из сказки. (Даны черно-белые рисунки к сказке, так как для ребят данной группы был важен не цвет иллюстрации, а содержание сказки, по восприятию учащиеся большинство аудиалы.) 
3 группа. Характеристика героев. Выберите слова, которые подходят для суслика, для ослика. 
Проворный, трудолюбивый, умный, хитрый, ловкий, отзывчивый, коварный, гордый, несообразительный, простой, изворотливый. 
Итоги работы 3 группы. 

4 группа. «Дневник двойной записи». Назовите три положительных поступка суслика и три отрицательных. Дана стратегия критического мышления для более успешных учащихся.
Итоги работы 4 группы. 
На этапе подачи домашнего задания я предложила более успешным учащимся составить три «толстых» вопроса к сказке, учащимся успешным – три «тонких» вопроса, учащимся менее успешным подготовить пересказ понравившейся части сказки, всем остальным – нарисовать иллюстрацию к произведению. 
Этап мотивации четвёртого урока начался с решения «Букворда». Глядя на высказывание «Можно ли гордиться красотой?», где под каждой буквой находится геометрическая фигура, нужно на карточке с такими же геометрическими фигурами вписать буквы и получить название сказки, с которой будем работать на уроке. 






Итоги работы 1 группы. 

Задание 1 группе. Напишите, как звали главных героев сказки.Почему Айога превратилась в гуся? 

Задание 2 группе.Какой была девочка Айога? Подчеркните слова для её характеристики. 
Трудолюбивая,послушная,ленивая,непослушная,грубая,ласковая,гордая,себялюбивая,красивая,некрасивая,злая,добрая.
Задание 3группе.Составить ассоциации «Поступки Айоги». 
Задание группы носило креативный характер с использованием стратегии критического мышления «Ассоциации». Я осталась довольна работой ребят, потому что они подробно выложили в кластере поступки Айоги, при этом использовали фломастеры разных цветов для каждого поступка девочки, что говорит о наличии креативности и эстетического вкуса у подопечных. 
Задание 4группе.Эссе «Можно ли Айогу взять примером для подражания?» 
Данное задание творческого характера. Дети еще только учатся работать в жанре эссе. Но для ребят данного возраста, я считаю, эссе написано неплохо. Учащиеся пытаются обосновать свое мнение письменно. 

Домашнее задание ребята получили дифференцированное. Менее успешным детям я предложила познакомить своих родителей с этой сказкой и узнать их мнение о поступках героя. Более успешным детям я предложила написать письмо Айоге. 
Проведя серию последовательных уроков, я могу с уверенностью сказать, что использование этих приемов способствовало развитию критического мышления учеников. Изменения я могла пронаблюдать в следующих моментах: стремление учащихся к самостоятельности при выполнении заданий, интерес к исследовательской деятельности. Хочется отметить то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, a сам процесс учения. Все без исключения ученики стремятся к взаимодействию в познавательной деятельности. Наметилась динамика и в работе с информацией: стали лучше выделять главное в тексте, учатся задавать «толстые» вопросы по теме, а главное, стремятся выражать свое мнение и отношение к происходящему. Пусть не всегда это получается уверенно, ясно и корректно, я уверена, что при системном подходе дети этому обучатся. Активное взаимодействие детей при изучении новой темы. 
Уроки с применением приемов развития критического мышления качественно отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. В процессе своей деятельности обратила внимание на следующий важный момент: особенностью развития критического мышления на уроках является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Критическое мышление на уроках литературного чтения

Автор: Дощанова Эльмира Махмутовна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Теххнолоогиеская карта урока литературного чтения "Л.Н.Толстой. "Котёнок"""
    ["seo_title"] => string(75) "tekhkhnoloogieskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_l_n_tolstoi_kotionok"
    ["file_id"] => string(6) "593912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638979667"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский." "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-korzina-s-ielovymi-shishkami-k-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "128104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415438564"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-priiomy-raboty-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Использование технологии «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе». "
    ["seo_title"] => string(124) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "207830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430660682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "235525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443725116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства