К) Актуализация знаний. Целепологание. - Проверка домашнего задания. Работа над лексической и грамматической темой урока. (П) Формулирование темы и цели урока. Дифференциация. Диалог и оказание поддержки. Критерий: объясняют достижения ученых в науке. Задание: Мозговой штурм. Дети работают по рядам. Перед вами 3 предмета: лампочка, ручка и телефонный аппарат. -Назовите эти предметы -Можно ли их назвать изобретениями? -Кто создал эти изобретения? -С какой целью? - Какие изобретения вы знаете? Учащиеся отвечают на вопросы опираясь на знания, полученные в предыдущих классах Дескрипторы: - называют авторов изобретений - рассказывают, для чего и где используются эти предметы - называют 2-3 изобретения Дифференциация по результатам. Критерий: основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий, рассказывают об их вкладе в развитие страны (Г) Задание: Игра «Кто это?» Группам предоставляются портреты выдающихся личностей РК. Учащиеся распределяют эти портреты в следующем порядке: политик, деятель культуры, ученый, народный герой. Ответы учащихся проверяются путем сопоставления с правильным вариантом на слайде. Предложите ученикам биографии нескольких выдающихся личностей. Обратите внимание, чтобы при знакомстве с выдающимися личностями, учащиеся предоставили максимальную информацию о них. Дескрипторы: - соотносят портрет выдающихся с личностей с родом их занятий - предоставляют полную информацию о знаменитостях опираясь на слайды. (К) Работа с учебником. -Вспомните. Как вы думаете, какую роль играет наука в жизни страны? (И) Работа с учебником. В ХХ веке в стране бурно развивалась наука. В 1946 году была открыта Академия наук Казахстана. Её первым президентом был избран учёный Каныш Имантаевич Сатпаев. Достижения науки внедрялись в производство. Проводились научные исследования в области биологии, медицины, истории, археологии, языка, литературы, искусства, экономики. В XXI веке науке в республике придаётся огромное значение. Работают десятки научных институтов. Разрабатываются образцы техники для хозяйства страны. Создаются новые сорта полезных растении - пшеницы, риса, ячменя. Эти культуры отличаются высокой урожайностью и хорошо подходят к местным природным условиям. Выводятся новые породы домашних животных - лошадей, овец. Так, в Казахстане вывели новую породу овец Казахстанский меринос. С каждой овцы этой породы можно настричь более 10 кг шерсти. (И) Работа с учебником. Мугалжарская порода лошадей Ярким образцом служения науке является жизнь Каныша Сатпаева (1899-1964). К. Сатпаев - геолог, который открыл залежи медной руды Жезказгана в Центральном Казахстане. Благодаря его трудам были построены горно-металлургический комбинат в Жезказгане, металлургические заводы в Караганды и Балкаше. Каныша Сатпаева называют «генералом тыла». В годы Великой Отечественной войны он открыл в Казахстане залежи марганцевых руд. Это позволило увеличить выпуск броневой стали для танков. Именно добавление в состав стали марганца придало танковой броне прочность и твёрдость. Заслуги К. Сатпаева высоко оценены в нашей стране. Его именем названы улицы и университеты. В космосе совершает свои вечный - ход малая планета «Сатпаев» (астероид главного пояса). В его честь назван минерал «сатпаевит». В 100-летний юбилей учёного, по решению ЮНЕСКО, 1999 год был объявлен годом Каныша Имантаевича Сатпаева. (К) Физминутка. По ровненькой дорожке По ровненькой дорожке, Дети идут шагом, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два, По камешкам, по камешкам, прыгают на двух ногах, По камешкам, по камешкам... В яму — бух! приседают на корточки дифференциация по итогам. Критерий: Основываясь на информацию, полученную в учебнике, составляют кластер о Каныше Сатпаеве (Г) Задание: Работа в группах. - Составьте кластер «Учёный Каныш Сатпаев». Дескрипторы: - обсуждают информацию об ученом - выбирают основную иформацию - составляют кластер (П) Работа в парах. - Исследуем! Как увековечено имя Каныша Сатпаева в вашей области (городе)? (К) Пальчиковая гимнастика Каждый пальчик разотру, Каждый пальчик покручу… Разведу вперед, назад… И сожму их сильно. Здравствуйте, пальчики, Зверушки лесные! Здравствуйте, пальчики, Игрушки заводные! Знаешь ли ты? | Каныш Сатпаев очень любил родной народ и родную землю. Известен исторический эпизод встречи Каныша Сатпаева с Уинстоном Черчиллем, английским премьерминистром. Когда Черчиллю представили богатырской стати казаха, он спросил: - Все казахи так же высоки, как Вы? - Мой народ выше меня, - скромно и с достоинством ответил Каныш Имантаевич. | Дифференциация по темпам и итогам. Работа в группах. Критерий: Основываясь на данные интернета, находят информацию о том, какие ученые родились в нашей области. Задание: - Исследуем!!! Используя дополнительные ресурсы, выясните имена учёных из вашей области. Узнайте, в каких отраслях науки они работали. Дескрипторы: -обсуждают найденную информацию - выбираю из полученных данных только имена ученых - записывают отрасль, в которой работал ученый |