I.Организационный момент. Проверка домашнего задания. | В стране родного языка Не всё известно нам пока, Мы путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Проверка домашнего задания. -Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить? ВЫСТУПЛЕНИЕ. (5-7 минут) - Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания? - Прочитайте предложения: (3 мин.) Учиться всегда пригодится. Учёба и труд всё перетрут. Корень учения горек, а плод сладок. - Как можно назвать эти предложения, одним словом? - Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц. (Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц) 1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни; 2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться. 3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся. | Ученики проверяют готовность к уроку. Выступают с проектами. Пословицы. Учиться(ца) всегда пригодится.(ца) | Р3 |
II.Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания. (3 мин.) - Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились? Орфограмма №23 в 4 классе вы будете изучать орфограмму ться и тся в глаголах. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет. В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е. - А для чего проводится этот этап урока? 2.Словарная работа. Работа в парах. (3 мин.) - Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже. Проверим по слайду. СЛАЙД 1 Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер. - Что можете сказать про эти слова? - Где можно посмотреть правописание этих слов? - Какое слово получилось в клеточках? | Посадка при письме, положение тетради. Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы. - Слова с безударной гласной непроверяемой ударением. - Все слова им.сущ. - Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные. В конце учебника, в орфографическом словаре. К о р е н ь | П1 Р2 К1 Л |
III.Мотивация учебной деятельности | 1.Работа над лексическим значением слова «корень» (3 мин.) - Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»? - Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте. Вспомните из уроков окружающего мира, какая часть дерева главная? СЛАЙД 2 - Какое значение слова корень имеет отношение к предмету «Русский язык»? - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3 Открываю запись на доске. - Какую цель перед собой ставим на урок? СЛАЙД 4 | 1.Посмотреть в учебнике, стр.152-153. 2.В толковом словаре Ожегова. - Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается. «Корень слова» Корень слова - Вспомнить, какие слова называются однокоренными. - Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?» - Научиться находить и выделять корень в словах. | П2 Р1 К2 Л |
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач | 1. Открытие нового. (3 мин.) - Вспомним цель урока. Каков первый вопрос? СЛАЙД 5 - Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите. вода, водитель, водичка Какое слово лишнее? Почему? мороз вьюга стужа - А эти слова будут однокоренными? Докажите. Вывод. - Какой вывод вы сделали, выполнив это задание? - Какие слова мы будем называть однокоренными? СЛАЙД 6 однокоренные слова одинаковый корень близкие по смыслу - Очень хорошо. Молодцы! | Какие слова называются однокоренным? - Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не близки по смыслу. Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет. - Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни. | П3 Р2 К2 Л |
Физминутка - Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник. |
| 3. Работа с учебником. Понятие корень слова. -Работаем по с.74, упр.130. - Прочитайте текст. - Какую работу нужно провести по упр .130? Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах? –Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах? Выделите корень дугой. – Что заметили? – Как пишется корень в однокоренных словах? Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение. СЛАЙД 7 Давайте убедимся в правильности выполнения задания. Верно, выполнено упражнение? С какой целью выполняли данное упражнение? Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова. Слово с деревом похоже, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный, Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается Корни повторяются, В разные слова встают, Общий смысл им придают. - Обратите внимание эти выводы есть у нас в учебнике. Прочитать. - Вот мы ответили на второй вопрос, поставленный в начале урока. | Фронтально, затем работают самостоятельно. Непроверяемая безуд.гласная О -ОСИН- Одинаково. Да. С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова. | |
V.Включение нового знания в систему знаний и повторений | Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата) В классе развешаны карточки со словами: гора сокол сок горевать соколиный горняк горный - Сейчас проведём игру «Найди родственника» - Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. -Объясните значение слова горняк. -Назовите лишние слова. Почему? Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются однокоренными. | Работа с диском. Как найти корень слова? Предлагаю выполнить упр. по диску. Диск. Какое задание вам предлагают выполнить? Какие? Прочитайте. Что заметили? Докажите. Кто выйдет, вставит слова и прочитает предложение? Какая часть всех слов хранит общее лексическое значение всех однокоренных слов? Как пишется корень во всех этих словах? Да, ребята в слове ЛЕС заключено общее лексическое значение всех названных вами слов. Значит, чтобы найти корень в словах, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую одинаковую часть – КОРЕНЬ. Ответили мы на вопрос как найти корень? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? Какое из слов является проверочным? Значит, это слово вы запишите первым. А потом все остальные. Запомните слова. Запишите по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Выделите корень. Проверка по диску. Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД 8 Разделите правило на 3 части. 1.Подобрать однокоренные слова. 2. Выделить общую часть-корень. 3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова? ЗАКРЕПЛЕНИЕ. -Предлагаю поработать в группах. Карточка №2 Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы. Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы. Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице. Проверка. СЛАЙД 9 Для чего выполняли данное задание? Вывод: Какие слова являются однокоренными? Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение. | СОК, ГОРЕВАТЬ. Вставить пропущенные слова. Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые. Они однокоренные. Объясняют. -ЛЕС- Одинаково. Да Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. –ЛЕС- С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень. Проверять орфограмму №1,№3,№4 | П1,3,2 Р2,1,3 К1,2 Л |
VI.Итог урока | -Ребята, наш урок подходит к концу. - Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? - А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? - Назовите эти слова. Какой корень у этих слов? - Мы достигли цели урока? - Что такое корень слова? - Какие слова мы называем однокоренными? - Как найти в слове корень? | ДА. В пословицах есть однокоренные слова. -Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы. Отвечают. | Р1,2,3 Л |