1 | Организация начала урока | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Даниил Дмитриевич, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Давайте улыбнемся друг другу. Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Сначала сядут девочки, а теперь сядут мальчики. Сели красиво, спинки прямо Все легонечко вздохнем И урок мы наш начнем. Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Желаю вам сегодня на уроке не упустить ни одной минутки, чтобы каждая минутка на уроке была для вас полезной. | Приветствуют учителя Слушают учителя Садятся девочки, а потом мальчики Слушают учителя | Словесный метод (приём: стихотворчество) |
2 | Актуализация знаний, подготовка учащихся к усвоению нового материала | - Ребята, к нам на урок сегодня пришёл гость. Хотели бы вы узнать, кто это? На доске появляется картинка Микки Мауса (Приложение 1) - Обратите ваше внимание на доску. Вы знаете, кто это? - Правильно! Наш сегодняшний гость – это Микки Маус. Он оставил для нас письмо (Приложение 1): «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Микки Маус. Сегодня я пришел к Вам на урок, чтобы узнать, как хорошо вы усвоили материал прошлого урока, а также помочь изучить новую тему. Для вас я приготовил разнообразные, интересные вопросы». | - Мы будем помогать отвечать на вопросы Микки Маусу? - Тогда давайте начнём! - Ребята, Микки хочет знать, какова была тема прошлого урока? - Из чего состоит Российская Федерация? - Приведите примеры республик, краёв, областей. - Чем вы занимались на уроке/какой вид работы выполняли? - Что нового вы узнали? - Чему научились? - Что запомнилось больше всего? - Какое домашнее задание у вас было? - Давайте его проверим. - Молодцы! Микки сообщает, что вы хорошо поработали дома! | - Да. Смотрят на доску - Да, это Микки Маус. Слушают учителя - Да. Слушают учителя - Российская Федерация. Работают с учителем в форме диалога Проверяют домашнее задание Слушают учителя | Словесный метод (приём: беседа) Наглядный метод (картинка Микки Мауса, письмо) |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей учебной деятельности | - Ребята, Микки нам говорит, что сегодня на уроке предстоит плодотворная работа. Поэтому, чтобы у нас всё получилось, он приготовил для нас девиз: Появляется девиз урока (Слайд 2) Не страшны нам любые испытания. И мы всегда готовы к новым знаниям! - Молодцы! Наш помощник Микки сообщает, что таким настроем у нас всё получится! - Ребята, подскажите нашему другу, как найти в незнакомом городе достопримечательности? - Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную местность без путеводителя? - Исходя из вопросов и ответов на них, как вы считаете, какова тема урока? Появляется слайд с темой урока (Слайд 4) - Микки нам сообщает, что тема сегодняшнего урока «О чём расскажет план?». - Какие задачи мы поставим на урок? Появляется слайд с задачами урока (Слайд 4) - Задачи на сегодняшний урок – это узнать, что такое план местности, научиться читать условные знаки. | Слушают учителя Знакомятся с девизом Слушают учителя Высказывают своё мнение Узнают тему урока Высказывают своё мнение Слушают учителя | Словесный метод (приём: беседа, ответы на вопросы) Наглядный метод (демонстрация презентации) |
4 | Открытие новых знаний | - Ребята, давайте вспомним, что такое горизонт? Что такое линия горизонта? Как называется прибор для определения сторон горизонта? - Микки подготовил для вас карточки-помощники, в которых есть определения горизонта и линии горизонта. Учитель выдаёт карточки-помощники (Приложение2) Горизонт | - это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. | Линия горизонта | - это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью. | Компас | - это прибор для определения сторон горизонта. | План местности | | Масштаб | | - Ваша задача: объединиться в пары и изучать карточку: внимательно прочитать и рассказать друг другу определения. На работу вам 3 минуты. Обращаю ваше внимание, что некоторые колонки пустые, их мы будем заполнять в течении урока. - Мы хорошо поработали в парах, поэтому Микки Маус предлагает нам немного отдохнуть. Релаксация - Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Реснички опускаются. Глазки закрываются. Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! За работу принялись! - Кто из вас совершал путешествие с родителями на автомобиле в другой город? - Что делал папа, если местность была ему незнакома? Появляется слайд с картинками: фото и план местности (Слайд 8) - Посмотрите на слайд: первое изображение - это фото, а что второе, предположите? Появляется слайд с определением «План местности» (Слайд 9) - План местности - это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков. Запишите, что такое «план местности» в карточку, которая у вас есть. - Какие вы знаете планы? Появляются слайды с примерами планов (Слайды 11-15) - Ребята, посмотрите, Микки приготовил для вас различные планы: план города Екатеринбурга, план деревни, план школы, план дома, план эвакуации. - Как стороны горизонта обозначаются на плане местности? Появляется слайд «Стороны горизонта» (Слайд 17) - А какие вы знаете стороны горизонта? Появляется слайд «План местности» (Слайд 18) - Какую еще особенность мы можем заметить на плане местности? - Верно! Появляется слайд «Масштаб» (Слайд 20) - Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния. Запишите это определение себе в таблицу. - Молодцы, ребята! Микки говорит, что вы очень хорошо поработали и пора отдохнуть. Встаём на физминутку. Физминутка (Видео 1) - Итак, важным источником информации об окружающем мире может послужить план местности, это мы с вами знаем. План местности – это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков. - Ребята, давайте откроем учебники на странице 24 - 25 (двадцать четвёртой и двадцать пятой) и рассмотрим, какие же бывают условные знаки. - Работать мы будем по цепочке. Каждый внимательно следит и называет знак из учебника. - Молодцы! А теперь, для закрепления, поднимем глазки и обратим внимание на презентацию, где я вам ещё раз продемонстрирую условные знаки, который подготовил для вас Микки Маус. Работа со слайдами «Условные знаки» (Слайды 22 – 31) | Работают в форме диалога Знакомятся с карточками Работают в паре Слушают учителя Выполняют релаксацию Работают в форме диалога - Смотрел карту, спрашивал у местных жителей, ехал по навигатору. Работают по презентации в форме диалога Записывают определение в карточку Высказывают своё мнение Смотрят планы - Стрелкой. - Север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. - Масштаб. Слушают учителя Записывают определение в карточку Слушают учителя Выполняют физминутку Слушают учителя Открывают учебники Работают по цепочке, изучают знаки. Рассматривают условные знаки по презентации | Словесный метод (приём: беседа, ответы на вопросы, стихотворчество) Наглядный метод (демонстрация презентации) Практический метод (выполнение заданий) |