закрепить основные знания о ракетостроении (конструкции, история создания ракеты);
расширить представление о назначении ракеты-носителя;
учить экономно расходовать бумагу с целью сохранения природных ресурсов,
показать значение бумаги в практической жизни человека; совершенствовать умения чтения чертежа, выполнение чертежа, используя чертежные инструменты (линейка-циркуль);
совершенствовать умения организовывать собственную деятельность, определять последовательность операций по изготовлению изделия;
расширить представление учащихся о профессиональной деятельности космонавта.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, различные виды бумаги, бросовый материал виде втулок,образец готового изделия; материалы: тонкий цветной картон или плотная цветная бумага, тонкая цветная бумага; инструменты и приспособления: ножницы, клей, карандаш, циркуль, линейка, карандаш, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Какой раздел учебника изучаем? (Человек и воздух).давайте поиграем в игру.
Игра «Вопрос- ответ». Работа в парах.
- У вас на партах карточки, на которых написаны понятия, имена, даты. Ваша задача объяснить их. (стр. 117 учебника)
Ю.А.Гагарин - был первым человеком, побывавшим в космосе.
108 минут - Сколько времени он провел в космосе.
12 апреля 1961 года - был совершен первый полет человека в космос.
«Восток» - На этом космическом корабле.
12 апреля - весь мир отмечает день космонавтики.
Сергей Королев - фамилия конструктора космической ракеты.
Мы продолжаем наше путешествие по промышленным предприятиям нашей страны. Сегодня на уроке мы с вами вновь будем работать в авиационно-космической промышленности. Она не ограничивается только производством самолетов.
-Ребята, кто догадается, что мы будем производить сегодня, узнаете, досказав словечко.
Распустила алый хвост
Улетела в стаю звезд
Наш народ построил эту
Межпланетную (Ракету)
- Верно, эта промышленность выпускает и космические ракеты-носители.
- Что такое космическая ракета? Ее назначение? (Исследование верхних слоев атмосферы, доставка груза на космические станции) ( стр.115- прочитать, словарь-объяснить значение)
- Кто из нас не хотел бы посмотреть на нашу планету из космоса? Те, кто видел эту картину, говорят, что это незабываемо. Может быть, кому-нибудь из вас это и удастся сделать. Для того, чтобы сделать модель ракеты, необходимо знать ее конструкцию.
Рассмотрим конструкцию ракеты. ( стр.116) Из каких элементов она состоит? (Конструкция ракеты состоит из нескольких ступеней, поэтому ее называют многоступенчатой. Также существует ракета-носитель – ракета, которая выводит в космос (несет) полезный груз)
Каждая ступень является отдельной ракетой со своим двигателем и топливом. По мере удаления от Земли ракета потребляет много топлива. Когда топливо заканчивается в одной ступени, ее топливный бак отделяется и происходит зажигание топлива в следующей ступени. Облегченная ракета продолжает лететь заданным курсом. Последняя ступень выводит полезный груз на орбиту, после чего работа ракеты считается завершенной.
Запуском ракеты управляют с Земли. Из центра управления полетами постоянно следят за космическим кораблем и оборудованием на протяжении всего полета. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов, называется космодромом. Обычно космодромы занимают большую площадь и находятся вдалеке от густонаселенных мест, чтобы отделяющиеся в процессе полета ступени не навредили населенным территориям или соседним стартовым площадкам.
Люди какой профессии совершают полет в космос на ракете? Что вы знаете о космонавтах? (ответы учащихся)
Совершают полеты космонавты. Это опасная и сложная профессия. К полету в космос люди должны быть подготовлены. Они тренируются, чтобы успешно работать в космической среде.
В экипаже две должности: командир экипажа и бортинженер. В полете необходимо выполнять много различных задач: управлять кораблем, выпускать спутник на орбиту, проверять новые приборы, проводить эксперименты в условиях невесомости. Некоторые работы совершаются вне корабля.
Какую специальную одежду необходимо надевать космонавту?
Герметичный скафандр поддерживает температуру тела, обеспечивает защиту от микрометеоритов, подает кислород для дыхания. (фото)
Что мы будем делать сегодня на уроке? (Ракету – носитель)
Из чего будем мастерить изделие? (Из бумаги, картона )
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы? (Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, циркуль, линейка. Для работы над основой изделия понадобится тонкий картон или плотная цветная бумага, а для оформления изделия – тонкая цветная бумага.)
Назовите геометрические фигуры, лежащие в основе элементов конструкции.
- Как мы будем выполнять работу? Какими способами? (Черчение, вырезание, скручивание, склеивание, складывание, оформление) слайд
- Обсудите с товарищем план нашей работы. ( с помощью рисунков с. 119) Проверим
1. Разметка (выполнение чертежа),
2. Раскрой ( вырезание всех деталей).
3. Сборка.
4. Отделка .
- Для чего будем мастерить это изделие? ( Для школьной выставки)
- Вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами, циркулем и клеем.
Физкультминутка.
Практическая работа.
- Поработаем в роли конструкторов и соберем модель ракеты из бумаги и картона.
1. Разметка.
-Прежде, чем приступить к разметке необходимо прочитать чертеж изделия (слайд) Чертежи каких деталей представлены? (разверстка корпуса, часть корпуса, стабилизатор.) Какой формы чертеж каждой из деталей? Назовите размеры. (Слайд 1,2. Учтены правила экономии бумаги, выбор бумаги)
- Выполните чертежи деталей в масштабе 1 : 1 на бумаге.
-Самые сложные этапы сделаем вместе.
Чертеж части корпуса выполняется с помощью циркуля. Отложить при помощи линейки 80 мм, приложить иглу к углу цветной бумаги и начертить дугу. Отложить70 мм и внутри начертить еще 1 дугу. Отметить клапаны –треугольники. Отрезок 10 мм для промазывания клеем.
-Разметить 4 квадрата по55мм самостоятельно.
2. Раскрой. Вырежем все детали. (слайд 2-4). Правила работы с ножницами.
3.Сборка. (слайд 3, 5-9) выполнение оперения продемонстрировать. (Диск)
- С помощью рисунка соберите изделие.
4. Отделка. ( Слайд 10) Оформить макет с помощью цветной бумаги.
- Самостоятельно выполните отделку ракеты.
- Объединились в пары и распределили обязанности.
(Практическая работа проходит под руководством учителя по плану)
Рефлексия.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.
Тех, кого в полет берут,
Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый,
Только сильный и отважный.
А ракета выше дома,
Улетает с космодрома,
Жителям других планет
Передавать с Земли привет.
Ракеты на старт!
7. Выставка работ.
Учащиеся презентуют свои работы, оценивают
Итог урока:
- Все ли вам удалось в этом задании?
- Что не удалось? Почему?
- Что такое ракета-носитель?
Какую работу выполняет космонавт?
Что в практической работе было сложнее всего?
Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
8. Уборка рабочего места.
9. Домашнее задание.
Подготовить материалы для изготовления самолета.
Самооценка
II. Задание на самооценку.
а)
!
+
V
«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;
« Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»
б) Самооценка собственной деятельности
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.