Вызов | Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания. - Карточка 1. Слайд 3 1.Существительное отвечает на вопросы_______ 2.Имена существительные изменяются по______ 3.Имена существительные бывают____________ 4.К среднему роду относятся существительные с 5.К мужскому роду относятся существительные 6.К женскому роду относятся существительные - Карточка 2. Слайд 4 - «Верно ли утверждение» ? 1. Имя существительное обозначает предмет (+) 2. Имя существительное – это часть речи (+) 3. Имя существительное отвечает на вопрос «какой?» (-) 4. Имя существительное не изменяется по родам и числам (-) 2.Работа в тетрадях. - Чистописание Слайд 5 Дружный, дружба, друг, дружить, друг, подружка. - Что вы можете сказать об этих словах? (эти слова родственные и однокоренные) - Какому слову принадлежит схема? Разбор слов по составу. (у доски) - Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Это согласный, твёрдый, звонкий, парный, шипящий звук - Буква Ж. - Какие согласные называются шипящими? (При их произношении воздух выходит с шипением). - Назовите шипящие звуки. (ш, ш, ж, ч) - Что вы знаете об этих звуках? -[Ч, ], [Щ, ] - всегда мягкие - [Ш] , [Ж] - всегда твёрдые, они парные - Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Посмотрите на доску, вспомните, как правильно пишутся строчные буквы же, ша, ща, че. Тетрадь наклонно положу. Слайд 6 Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу. 3.Словарная работа. Слайд 7 Знакомство со словами президент, республика. (на доске) Первое декабря – День первого президента Республики Казахстан. - Что обозначает это слово «президент»? Слово «Президент», «республика» записываем в тетради, ставим ударение и подчеркиваем безударную гласную. - Какие ещё словарные слова есть в записи? (Казахстан, декабрь) | Работают в карточках Ответы детей Работают у доски Ответы детей Оформле-ние в тетради Письмо в тетрадях Ответы детей Записывают в тетради | Вспоми-нают изученное Развиваютнавыки критичес-кого мышления Вспоми-нают и отрабаты-вают алгоритм разбора слов по составу Вспоми-нают фонетиче-ский анализ Отработканавыков каллигра-фического письма Вспоми-нают правила посадки при письме Обогаще-ние словарно-го запаса Повто-рение изучен-ного |
Осмы-сление | 1. Учебно - познавательная деятельность. Задание 1 Прочтите слова на доске. Слайд 8 Камыш, ночь, нож, стриж, сторож, чиж, помощь, меч, страж, молодёжь, луч, дочь, тишь, плащ, пляж, врач, брошь. - Прочитайте их, что в них общего? (все они оканчиваются на шипящий звук) - Кто сможет сформулировать тему урока? - Какую цель поставим перед собой на урок? - Чему должны научиться на уроке? Слайд 9-10 Перед нами стоит проблемный вопрос – Почему же в одних существительных нужно писать ь, а в других нет? Слайд 11 Давайте проведем небольшое исследование и ответим на этот вопрос. Задание 2. Слайд 12 Распределительный диктант. Запишите слова в два столбика: женский род и мужской род. Рожь, глушь, дочь, помощь, сторож, ландыш, камыш, плащ. Самопроверка - по ключу. Слайд 13 «5» - без ошибок,« 4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, более двух ошибок – «2». - Какой вывод мы можем сделать? - Когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак? - У существительных какого рода, мягкий знак не пишется? Задание 3. Составление алгоритма правописания ь знака на конце существительных с шипящим. (кластер) Слайд 14 Чтение стихотворения на доске. (правило) Так запомним – род мужской Гонит мягкий знак метлой. Женский род - наоборот, Мягкий знак в друзья берёт. 2. Физкультминутка. Слайд 15 Я предлагаю вам закрепить наши знания и отдохнуть. Если я прочту вам слова, в которых на конце слова после шипящих должен писаться Ь, то вы – топаете ногами, а если слова, в которых нет Ь после шипящих на конце, то вы – хлопаете в ладоши. БРОШЬ, МЕЧ, ШАЛАШ, РОЖЬ, МЫШЬ, ПЛЯЖ, БАГАЖ, КАМЫШ, МОЛОДЁЖЬ, ПОМОЩЬ. ВРАЧ, НОЧЬ, МАЛЫШ, НОЖ, СТРИЖ, СТОРОЖ, ЧИЖ, СТРАЖ, ЛУЧ, ДОЧЬ, ТИШЬ, ПЛАЩ . 3.Интелектуальные преобразования. Работа в группах. Слайд 16 Задание 1. - Работа с деформированным текстом. (конверты с текстом для каждой группы) Расположите предложения по порядку, чтобы получился связный текст. Определите род существительных. Вставьте пропущенные буквы. В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . На платье у девочки блестела красивая брош…. Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале стояла тиш… . Слайд 17 Проверка – каждая группа зачитывает по 2 предложения. (Сигнальные карточки) Задание 2. - Самостоятельная работа. Слайд 18 1 группа - выписать предложения из текста с существительными женского рода. 2 группа - предложения с существительным мужского рода. 3 группа - предложение, где есть существительное и женского и мужского рода. Задание 3. Подчеркнуть главные члены предложения. – Что является главными членами предложения? (кластер на доске) Проверка - группы зачитывают свои предложения. (Сигнальные карточки) Задание 4. Слайд 19 Найдите и подчеркните лишнее слово. (карточки со словами каждой группе) Матч, ключ, дочь, калач. Грач, врач, борщ, тишь. Речь, печь, обруч, тушь. Проверка. (Сигнальные карточки) Задание 5 (резервное) Кроссворд. | Читают слова Ответы детей Определяют тему и ставят цель Ставят проблему Выполняют в тетрадях Проверяют и оценивают Делают вывод Ученик составляет кластер у доски Проговари-вают правило Повторяют алгоритм работы в группах Выполняют постер Ответы детей Работают самостоятельно в группах 1 ученик составляет кластер Работают в группе Ответы детей | Развивают навыки критичес-кого мышления Вспоми-нают алгоритм определе-ния рода существи-тельных Повторяют правило Развитие логическо-го мышления Развитие внимате-льности и аккурат-ности Вспоминают алгоритм синтакси-ческого разбора предложе-ний |
Реф-лесия | 1.Итог урока. - Какой проблемный вопрос стоял перед нами в течении урока? - Какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы своей цели? - Что нового узнали на уроке? Итак, мы узнали… Слайд 20 Чтобы знать, как писать, Нужно род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова – Нет тут знака никакого! 2. Домашнее задание: Слайд 21 стр.118 правило, стр.116 упр. № 262. Кроссворд. 3. Рефлексия. Слайд 22 «Лесенка познания». Я научился…. Я повторил…. Я запомнил… Я задумался… Перед вами лежит две звездочки. Одну звезду подарите товарищу, чьи ответы вам больше всего запомнились, чья работа на уроке вам понравилась, или ученику которого вы бы хотели поддержать. Другой звездой оцените себя. Прикрепите её к лесенке познаний, на ту ступеньку на которой, по вашему мнению, сейчас вы. Спасибо за урок! Слайд 23 | Ответы детей Дети оцени-вают свою работу и работу своих товарищей . | Развитие умения обобщать и делать выводы Развития навыков критиче-ского мышления умения анализи-ровать и оценивать. |