kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание имён существительных с основой на шипящий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Правописание имен существительных с основой на шипящий.                                                                                                                                                                                                               Цель:  сформировать навыки правописания имён существительных с основой на шипящий.                                                                                                                                  Задачи:                                                                                                                                 - формировать умения различать женский и мужской род существительных с основой на шипящий;                                                                                                                                                                          - развивать орфографическую зоркость, критическое мышление, навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас детей;                                                                                                           - воспитывать внимательность и аккуратность, чувство товарищества, умение работать в группах.                                                                                                                                                                        Тип урока:  урок освоения навыков и умений.                                                                     Оборудование:  карточки для групп, сигнальные карточки для оценивания, стикеры для рефлексии, кластеры,  презентация.                                                                                                                      Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, практический

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Откр.ур.рус.яз. 3 класс»

Урок русского языка 3 класс . Тема: Правописание имен существительных с основой на шипящий. Цель: сформировать навыки правописания имён существительных с основой на шипящий. Задачи: - формировать умения различать женский и мужской род существительных с основой на шипящий; - развивать орфографическую зоркость, критическое мышление, навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас детей; - воспитывать внимательность и аккуратность, чувство товарищества, умение работать в группах. Тип урока: урок освоения навыков и умений. Оборудование: карточки для групп, сигнальные карточки для оценивания, стикеры для рефлексии, кластеры, презентация. Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, практический.

Ход урока. Разбивка детей на группы. (Выбирают слова, определяют род)

Этап урока

Содержание и деятельность учителя


Урок русского языка Слайд 1

Деятель-ность учащихся

УУД

Орг. мо-мент

1. Психологический настрой. Звенит, заливается школьный звонок. Вас ждет интересный, полезный урок. Хорошим пусть будет у вас настроение. Легко нам сегодня даётся учение. Слайд 2

Настрой на позитивное восприятие


Вызов































































Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания. - Карточка 1. Слайд 3 1.Существительное отвечает на вопросы_______ 2.Имена существительные изменяются по______ 3.Имена существительные бывают____________ 4.К среднему роду относятся существительные с 5.К мужскому роду относятся существительные 6.К женскому роду относятся существительные

- Карточка 2. Слайд 4 - «Верно ли утверждение» ? 1. Имя существительное обозначает предмет (+) 2. Имя существительное – это часть речи (+) 3. Имя существительное отвечает на вопрос «какой?» (-) 4. Имя существительное не изменяется по родам и числам (-)

2.Работа в тетрадях. - Чистописание Слайд 5 Дружный, дружба, друг, дружить, друг, подружка. - Что вы можете сказать об этих словах? (эти слова родственные и однокоренные) - Какому слову принадлежит схема? Разбор слов по составу. (у доски) - Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Это согласный, твёрдый, звонкий, парный, шипящий звук - Буква Ж.

 - Какие согласные называются шипящими? (При их произношении воздух выходит с шипением). - Назовите шипящие звуки.   (ш, ш, ж, ч) - Что вы знаете об этих звуках? -[Ч, ], [Щ, ] - всегда мягкие    

  - [Ш] , [Ж] - всегда твёрдые, они парные       

- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Посмотрите на доску, вспомните, как правильно пишутся строчные буквы же, ша, ща, че.

Тетрадь наклонно положу. Слайд 6 Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу.

3.Словарная работа. Слайд 7 Знакомство со словами президент, республика. (на доске) Первое декабря – День первого президента Республики Казахстан. - Что обозначает это слово «президент»? Слово «Президент», «республика» записываем в тетради, ставим ударение и подчеркиваем безударную гласную. - Какие ещё словарные слова есть в записи? (Казахстан, декабрь)




Работают в карточках

















Ответы детей



Работают у доски




Ответы детей










Оформле-ние в тетради

Письмо в тетрадях










Ответы детей

Записывают в тетради



Вспоми-нают изученное






Развиваютнавыки критичес-кого мышления





Вспоми-нают и отрабаты-вают алгоритм разбора слов по составу




Вспоми-нают фонетиче-ский анализ






Отработканавыков каллигра-фического письма

Вспоми-нают правила посадки при письме



Обогаще-ние словарно-го запаса



Повто-рение изучен-ного

Осмы-сление

1. Учебно - познавательная деятельность. Задание 1 Прочтите слова на доске. Слайд 8 Камыш, ночь, нож, стриж, сторож, чиж, помощь, меч, страж, молодёжь, луч, дочь, тишь, плащ, пляж, врач, брошь. - Прочитайте их, что в них общего? (все они оканчиваются на шипящий звук)

- Кто сможет сформулировать тему урока? - Какую цель поставим перед собой на урок? - Чему должны научиться на уроке?

Слайд 9-10 Перед нами стоит проблемный вопрос – Почему же в одних существительных нужно писать ь, а в других нет? Слайд 11 Давайте проведем небольшое исследование и ответим на этот вопрос. Задание 2. Слайд 12 Распределительный диктант. Запишите слова в два столбика: женский род и мужской род. Рожь, глушь, дочь, помощь, сторож, ландыш, камыш, плащ. Самопроверка - по ключу. Слайд 13 «5» - без ошибок,« 4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, более двух ошибок – «2». - Какой вывод мы можем сделать? - Когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак? - У существительных какого рода, мягкий знак не пишется? Задание 3. Составление алгоритма правописания ь знака на конце существительных с шипящим. (кластер) Слайд 14 Чтение стихотворения на доске. (правило) Так запомним – род мужской Гонит мягкий знак метлой. Женский род - наоборот, Мягкий знак в друзья берёт.

2. Физкультминутка. Слайд 15 Я предлагаю вам закрепить наши знания и отдохнуть. Если я прочту вам слова, в которых на конце слова после шипящих должен писаться Ь, то вы – топаете ногами, а если слова, в которых нет Ь после шипящих на конце, то вы – хлопаете в ладоши. 
БРОШЬ, МЕЧ, ШАЛАШ, РОЖЬ, МЫШЬ, ПЛЯЖ, БАГАЖ, КАМЫШ, МОЛОДЁЖЬ, ПОМОЩЬ. ВРАЧ, НОЧЬ, МАЛЫШ, НОЖ, СТРИЖ, СТОРОЖ, ЧИЖ, СТРАЖ, ЛУЧ, ДОЧЬ, ТИШЬ, ПЛАЩ .

3.Интелектуальные преобразования. Работа в группах. Слайд 16 Задание 1. - Работа с деформированным текстом. (конверты с текстом для каждой группы) Расположите предложения по порядку, чтобы получился связный текст. Определите род существительных. Вставьте пропущенные буквы. В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . На платье у девочки блестела красивая брош…. Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале стояла тиш… . Слайд 17 Проверка – каждая группа зачитывает по 2 предложения. (Сигнальные карточки)

Задание 2. - Самостоятельная работа. Слайд 18 1 группа - выписать предложения из текста с существительными женского рода. 2 группа - предложения с существительным мужского рода. 3 группа - предложение, где есть существительное и женского и мужского рода. Задание 3. Подчеркнуть главные члены предложения. – Что является главными членами предложения? (кластер на доске) Проверка - группы зачитывают свои предложения. (Сигнальные карточки) Задание 4. Слайд 19 Найдите и подчеркните лишнее слово. (карточки со словами каждой группе)

Матч, ключ, дочь, калач. Грач, врач, борщ, тишь. Речь, печь, обруч, тушь. Проверка. (Сигнальные карточки) Задание 5 (резервное) Кроссворд.




Читают слова



Ответы детей


Определяют тему и ставят цель

Ставят проблему





Выполняют в тетрадях


Проверяют и оценивают


Делают вывод



Ученик составляет кластер у доски

Проговари-вают правило






















Повторяют алгоритм работы в группах





Выполняют постер



Ответы детей



Работают самостоятельно в группах





1 ученик составляет кластер



Работают в группе



Ответы детей











Развивают навыки критичес-кого мышления






Вспоми-нают алгоритм определе-ния рода существи-тельных






Повторяют правило






























Развитие логическо-го мышления










Развитие внимате-льности и аккурат-ности


Вспоминают алгоритм синтакси-ческого разбора предложе-ний

Реф-лесия

1.Итог урока.

- Какой проблемный вопрос стоял перед нами в течении урока? - Какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы своей цели? - Что нового узнали на уроке? Итак, мы узнали… Слайд 20 Чтобы знать, как писать, Нужно род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова – Нет тут знака никакого!

2. Домашнее задание: Слайд 21 стр.118 правило, стр.116 упр. № 262. Кроссворд. 3. Рефлексия. Слайд 22

«Лесенка познания».

Я научился…. Я повторил…. Я запомнил… Я задумался…

Перед вами лежит две звездочки. Одну звезду подарите товарищу, чьи ответы вам больше всего запомнились, чья работа на уроке вам понравилась, или ученику которого вы бы хотели поддержать. Другой звездой оцените себя. Прикрепите её к лесенке познаний, на ту ступеньку на которой, по вашему мнению, сейчас вы.

Спасибо за урок! Слайд 23


Ответы детей














Дети оцени-вают свою работу и работу своих товарищей .

Развитие умения обобщать и делать выводы












Развития навыков критиче-ского мышления умения анализи-ровать и оценивать.







Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку рус.яз. 3 кл.»

Урок русского языка   Правописание имён существительных с основой на шипящий   3 класс Составила учитель начальных классов КГУ СШ № 12 СКО города Петропавловска Груднистая Ирина Алексеевна

Урок русского языка

Правописание имён существительных с основой на шипящий

3 класс

Составила учитель начальных классов КГУ СШ № 12 СКО города Петропавловска Груднистая Ирина Алексеевна

Звенит, заливается школьный звонок. Вас ждёт интересный, полезный урок. Хорошим пусть будет у вас настроение. Легко нам сегодня даётся учение. .

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение.

Легко нам сегодня даётся учение.

.

Проверка домашнего задания  Карточка 1.  Допиши предложения 1.Существительное отвечает на вопросы _________________ 2.Имена существительные изменяются по ________________ 3.Имена существительные бывают ______________________ 4.К среднему роду относятся существительные с __________ 5.К мужскому роду относятся существительные с _________ 6.К женскому роду относятся существительные с __________ Повторение

Проверка домашнего задания

Карточка 1.

Допиши предложения

1.Существительное отвечает на вопросы _________________ 2.Имена существительные изменяются по ________________ 3.Имена существительные бывают ______________________ 4.К среднему роду относятся существительные с __________ 5.К мужскому роду относятся существительные с _________ 6.К женскому роду относятся существительные с __________

Повторение

«Верно ли утверждение» ?  Карточка 2.  1. Имя существительное обозначает предмет ? 2. Имя существительное – это часть речи ? 3. Имя существительное отвечает на вопрос какой? 4. Имя существительное не изменяется по родам и числам ?

«Верно ли утверждение» ?

Карточка 2. 1. Имя существительное обозначает предмет ? 2. Имя существительное – это часть речи ? 3. Имя существительное отвечает на вопрос какой? 4. Имя существительное не изменяется по родам и числам ?

Чистописание.   Дружный, дружба, друг, дружить, подружка. чщ жш шч щж

Чистописание.

Дружный, дружба, друг, дружить, подружка.

чщ жш шч щж

Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу. чщ  жш шч щж

Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу.

чщ жш шч щж

Словарная работа Первое декабря – День первого пр е з и дента Р е спублики К а з а хстан. Пр е з и дент Р е спублика К а з а хстан

Словарная работа

Первое декабря – День первого пр е з и дента Р е спублики К а з а хстан.

Пр е з и дент

Р е спублика

К а з а хстан

-Почему?- ? Камы ш , но чь , но ж , стри ж , сторо ж , чи ж , помо щь , ме ч , стра ж , молодё жь , лу ч , до чь , ти шь , пла щ , пля ж , вра ч , бро шь . ?

-Почему?-

?

Камы ш , но чь , но ж , стри ж , сторо ж , чи ж , помо щь , ме ч , стра ж , молодё жь , лу ч , до чь , ти шь , пла щ , пля ж , вра ч , бро шь .

?

Тема урока:  Правописание имён существительных с основой на шипящий . Тема урока: Правописание имён существительных с основой на шипящий.

Тема урока:

Правописание имён существительных с основой на шипящий .

Тема урока: Правописание имён существительных с основой на шипящий.

Цель урока:  научиться определять написание мягкого знака у существительных с основой на шипящий. Цель: научиться определять написание мягкого знака у существительных с основой на шипящий.

Цель урока:

научиться определять написание мягкого знака у существительных с основой на шипящий.

Цель: научиться определять написание мягкого знака у существительных с основой на шипящий.

Проблема  Почему у существительных, с основой на шипящий звук в одних случаях пишется Ь, а в других нет?

Проблема

Почему у существительных, с основой на шипящий звук в одних случаях пишется Ь, а в других нет?

Работа в парах.   Задание 1  Рожь, ландыш, мышь, плащ, дочь, меч, помощь, сторож, камыш, багаж, молодёжь, вещь.

Работа в парах.

Задание 1

Рожь, ландыш, мышь, плащ, дочь, меч, помощь, сторож, камыш, багаж, молодёжь, вещь.

Проверь себя!  ж.р. м.р.  Рожь ландыш  мышь плащ  дочь сторож  помощь меч  молодёжь камыш  вещь багаж

Проверь себя!

ж.р. м.р.

Рожь ландыш

мышь плащ

дочь сторож

помощь меч

молодёжь камыш

вещь багаж

Так запомним – род мужской Гонит мягкий знак метлой. Женский род - наоборот, Мягкий знак в друзья берёт .  Запомни! Запомни!

Так запомним – род мужской Гонит мягкий знак метлой. Женский род - наоборот, Мягкий знак в друзья берёт .

Запомни!

Запомни!

Физминутка!

Физминутка!

Работа в группах.  Задание 1 Расположите предложения по порядку, чтобы получился связный текст. Задание 2  Определите род существительных. - Вставьте, пропущенные, буквы.    Задание 1

Работа в группах.

Задание 1

  • Расположите предложения по порядку, чтобы получился связный текст. Задание 2
  • Определите род существительных.

- Вставьте, пропущенные, буквы.

Задание 1

Проверь себя! 1. В полноч Ь на мане Ж … вышел цирка Ч … и его доч Ь . 2. На платье у девочки блестела красивая брош Ь . 3. Скрипа Ч … играл мар Ш … . 4. На нём был пла Щ … . 5. Вот мор Ж … поймал мя Ч … . 6. В зале стояла тиш Ь . Проверь себя

Проверь себя!

1. В полноч Ь на мане Ж … вышел цирка Ч … и его доч Ь .

2. На платье у девочки блестела красивая брош Ь .

3. Скрипа Ч … играл мар Ш … . 4. На нём был пла Щ … . 5. Вот мор Ж … поймал мя Ч … . 6. В зале стояла тиш Ь .

Проверь себя

Самостоятельная работа 1 группа – выписать предложения с существительными женского рода. 2 группа – выписать предложения с существительными мужского рода. 3 группа – выписать предложения с существительными женского рода и мужского рода. Подчеркнуть главные члены предложения Подчеркните главные члены предложения .

Самостоятельная работа

1 группа – выписать предложения с существительными женского рода.

2 группа – выписать предложения с существительными мужского рода.

3 группа – выписать предложения с существительными женского рода и мужского рода.

Подчеркнуть главные члены предложения

Подчеркните главные члены предложения .

Найди лишнее слов о Матч грач речь ключ врач печь дочь борщ обруч калач тишь тушь ? ? ?

Найди лишнее слов о

Матч грач речь

ключ врач печь

дочь борщ обруч

калач тишь тушь

? ? ?

Запомни! Чтобы знать, как писать,  Нужно род определять. Если женский род , то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова – Нет тут знака никакого!

Запомни!

Чтобы знать, как писать, Нужно род определять. Если женский род , то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова – Нет тут знака никакого!

Домашнее задание:  стр.118 правило, стр. 116 упр. № 262.

Домашнее задание:

стр.118 правило, стр. 116 упр. № 262.

Рефлексия Я научился…  Я повторил…  Я запомнил…  Я задумался..

Рефлексия

Я научился…

Я повторил…

Я запомнил…

Я задумался..

Спасибо за урок! Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Груднистая Ирина Алексеевна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание имён существительных с основой на шипящий""
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassiepotiemiepravopisaniieimionsushchiestvitielnykhsosnovoinashipiashchii1"
    ["file_id"] => string(6) "269947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450959485"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока русского языка в 3 Б классе"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokarusskoghoiazykav3bklassie"
    ["file_id"] => string(6) "298960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456419144"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План – конспект урока на тему "  Полные и краткие прилагательные ". "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "108014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403535250"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства