Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Выборочный пересказ текста"»
Тема: Выборочный пересказ текста.
Цель: Формировать умения по анализу и воспроизведению текста.
Задачи: Провести наблюдения над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как метафора (употребление в переносном значении).
Характеристика деятельности учащихся:
Уметь анализировать и воспроизводить текст о загадках неба и чудесных превращениях облаков (по Ю. Линнику); пользоваться толковым и этимологическим словарями; проводить наблюдения над разнообразием языковых средств сравнения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как метафора (употребление в переносном значении).
Ход урока:
Организационный момент.
Всегда мы слышали о нём, Что он богат, красив, умён. Так дай скорее нам ответ: Что это будет за предмет?...(русский язык)
Ребята, слушайте наказ: Чтоб грамотными стать людьми Законом стать должно для нас Беречь язык родной земли!
- Что вы представляете,когда слышите слово “мастерская”? (Мастерскую художника. В ней находятся картины, мольберт, краски. В мастерской художник пишет картины).
- А наш класс сегодня превращается в “мастерскую слова”. Как вы думаете, что мы будем делать?
- Мы будем учиться пересказывать и создавать тексты.
Формирование познавательной активности.
Чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку :
Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)
- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт об облаках?
- Почему же облака названы ватой?
- Как называется в литературе приём, когда один предмет по сходству и подобию сравнивается с другим?
Этот приём называется сравнением.
Послушайте сказку:
Сказка об облаках
Это было очень давно. Земля тогда была покрыта облаками и тучами. Надо сказать, облака очень отличались от туч. Тучи были большими, серыми и грозными, а облака маленькими, пышными и белыми. На тучах и облаках жили маленькие человечки. И вот что интересно, если человечек злой он выбирал себе тучу, и чем темнее была туча, тем злее был человечек. А вот на белых облаках жили добрые и милые человечки. Вот так начинается эта сказка.
Жил был на облаке человечек по имени Тим. Он с детства любил заниматься наукой, в основном его увлекало изучение облаков и туч. Ему все время хотелось понять, откуда берутся тучи и облака и нельзя ли создавать только облака. Нет, он был очень добрым человечком и даже соседям с туч он никогда не желал плохого, хотя они его постоянно обижали. Просто у него была мечта создать свой мир из одних облаков, чтобы и сверху, и снизу и по бокам соседями были только друзья. Все в этой стране знали, что ночью что-то происходит и на утро появляется или белая или серая тучка. Белые облака как заметил Тим, стали появляться гораздо реже темных и это его пугало.
Решив разобраться в этом вопросе до конца, он провел несколько ночей без сна и все безрезультатно. Он смотрел во все глаза, но ничего не заметил. На утро появлялась грозная туча, и он просто терялся в догадках, как она появилась. И вот когда он совсем отчаялся, и глаза у него почти слиплись от усталости, он вдруг услышал шорох. Перегнувшись через край облака, он увидел, как внизу зажглась маленькая звездочка. Он даже представить себе не мог, что наблюдает за рождением новой жизни. Звездочка стала переливаться разными цветами. Из самой ее глубины вдруг вырвалось пламя, оно было так красиво, что Тим не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом пламя начало затухать и во все стороны стал распространяться дым, но не черный как можно было подумать, а идеально белый. Когда сформировалось облако, звездочка погасла. Тим хотел уже умиротворенно уснуть, но вдруг заметил темную тень, которая легко перепрыгивала с облака на облако, с тучи на тучу все ближе и ближе подбираясь к белому чуду. Тим замер от плохого предчувствия. Тень приблизилась и остановилась. Затем что-то оказалось в руке и полетело в облако. Это был какой-то порошок. Порошок осел на облако, и оно моментально стало черной тучей.
Маленький Тим ужасно испугался. Он закрыл глазки, прижался к облаку и притворился, что его здесь нет. На следующее утро Тим долго размышлял над ночным происшествием. Вдруг к нему в голову пришла гениальная мысль. Он вскочил и побежал на край своего облака, нагнувшись, он, отщипнул от соседней тучи кусочек и помчался обратно. Надо сказать, так как Тим занимался наукой, у него была маленькая лаборатория, в которой он проводил различные эксперименты. Вот туда и направился наш Тим. Он два дня и две ночи не выходил из своей лаборатории. И вот, наконец, замученный, но счастливый он вышел. Оказывается, он раскрыл тайну рождения облаков и туч. Все оказалось очень просто. Тучи никогда не рождались. Тучи создавались руками злых человечков, с помощью грязи и пыли. Да, да не удивляйтесь. Тот порошок, который полетел в облачко, был ни чем иным как смесью грязи и пыли. А самое главное Тим открыл, что если на тучку полить воды, то она становится облаком!!! Это было просто гениальное открытие.
Теперь мой маленький друг ты знаешь, почему во время грозы, когда все небо покрыто серыми тучами идет дождь. Это маленький Тим со своими друзьями поливает их из лейки. И когда дождь прекращается, на небе остаются только белые облака, потому что вся пыль и грязь с них смыта водой.
- О чем узнали вы из этой сказки?
- Какие новые открытия для себя сделали?
Научные факты.
Облака
Облака образуются на земле. Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Достигая определенной высоты, он остывает. При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. Необходимо около 100 000 000 таких капелек, чтобы образовалась одна дождевая капля. Облака постоянно меняют свою форму, и каждое облако имеет свою неповторимую форму. Облака бывают перистые, кучевые, дождевые, грозовые, слоистые и другие. Облака играют важную роль в жизни природы. Это источник влаги для земли, защита от зноя в летние, жаркие дни и защита от зимнего переохлаждения.
Постановка учебной задачи.
-Узнали вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Об облаках.
- Какая же тема нашего урока?
Дети. – мы будем учиться словами рисовать облака.
- Приходилось ли вам наблюдать за облаками?
- Мне очень нравятся облака. Я люблю смотреть на них и фантазировать.
Есть люди, которые смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Сегодня мы будем учиться смотреть и слушать, будем учиться открывать красоту. Мы будем наблюдать за облаками.
Работа с загадками.
-Послушайте ещё одну загадку:
Сильнее солнца, Слабее ветра. Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет
- Это туча.
- Почему о туче сказано, что она “плачет”? Из чего состоят облака и тучи? (ответы детей)
Из научной статьи энциклопедии
“Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град”
- С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу? (ответы детей)
По небесам, оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешка течёт вода
- Какие предметы появились в воображении автора загадки? Дырявые мешки, из которых течёт вода.
Упр. 3, стр. 79.
Подскажите словечко.
- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт не о лебедях – птицах, а об облаках?
Слова: “в небе живут” и “по небу плавно плыву”..
- Почему же облака названы лебедями?
Автор сравнивает облака с белыми лебедями. Лебеди плывут по воде, а облака плывут в небе.
Упр.4, стр. 79.
- Какие загадки об облаках вы знаете?
Горя не знаем, а горько плачем.(Облака)
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.(Облако)
Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут. (Облака)
По синему морю белые гуси плывут.(Облака)
Бегут кони буланы, на них узды порваны, ни сесть, ни погладить, ни плёткой ударить.(Облака)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет.(Туча)
По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет.(Ветер и облака)
Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)
Серое сукно тянется в окно.(Пар, туман)
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)
Словарная работа.
Написать слова. Разделить на слоги. Поставить ударение. Обозначить безударный гласный.
облака облачко облачный
Физкультминутка.
Дождик песенку поет: Кап-кап (постукивание пальчиками). Только кто ее поймет? Кап-кап (постукивание пальчиками). Не пойму ни я, не ты, Кап-кап (постукивание пальчиками). Но зато поймут цветы!
Пересказ текста.
Упр.1, стр. 78.
- Прочитайте текст.
- Обратите внимание на выделенные слова. Как помогают они автору описывать облака, сравнивать их с другими предметами?
- На что нацеливает нас автор последним предложением?
Упр.2, стр. 79.
По заданию.
Итог урока.
- Интересно ли было вам на уроке?
- Сделали ли вы для себя новые открытия?
- Легко ли вам было выполнять задания?
- С какими трудностями столкнулись? Что можно сделать для их преодоления?
Домашнее задание:
Можете ли вы сами сочинить загадки или стихи про облака? Вот как это сделали ваши сверстники.