Использование активных методов обучения на уроках литературы
Использование активных методов обучения на уроках литературы
Использование активных
методов обучения на уроках литературы
Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были активными людьми, умели бы решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями, способны были работать в группе, а затем и в команде. И сегодня просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть в современном мире. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать свои способности и свое умение мыслить. Исходя из этого делается вывод – чтобы научить всему этому современной школе требуется и современный учитель, который будет помогать современным ученикам уметь развивать свои способности и уметь мыслить. Мне бы хотелось в своей статье остановиться на методах, которые отличает один важный признак – активность учеников.
На первый взгляд, любая работа в классе требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, чтение учебника, работа с карточками, тестирование – все это возможно без интеллектуальной работы. Но очень часто в остатке после лекции или фильма остается совсем немного. Это можно объяснить пассивностью учеников, так как ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. С другой стороны, даже у учеников из группы «А» после рассказа учителя, или просмотра кинофильма остаются всего лишь обрывки информации или случайные факты. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать? С помощью каких методов можно сознательно инициировать и контролировать активность ученика?
В этом нам оказывает помощь активные методы обучения. Под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждает ученика активно мыслить и действовать.
Таких методов существует очень много. Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем?». Еще усилить мотивацию можно пробуждая интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Например, творчество Пастернака у современных одиннадцатиклассников вызывает некое «неприятие», которое они объясняют сложностью построения его стихотворений, но когда просишь их найти и прослушать песни, которые написаны на его стихи, а затем провести дискуссию, включающую этапы жизни поэта, тогда все встает на свои места. Или, я всегда пытаюсь свои уроки начинать интересно, ведь хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, – игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем, пробуждают интерес к тому, о чем пойдет речь на уроке. Например, при изучении творчества Некрасова предлагаю представить себя литераторами середины 19 века, сотрудниками одного журнала. Участники заранее получают «установки» - краткие, самые общее описания «своих взглядов». На уроке они обсуждают, должен ли их литературный журнал занимать четкую политическую позицию по отношению к крестьянской реформе. Остальные ученики – зрители, которые могут получить особые задания во время наблюдения.
В зависимости от этапа обучения перед учителем стоит несколько задач. На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами произведений или учебника, а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, структурирование текста или рассказа, разные виды конспектов, например рисуночный. Во время изучения текста прошу составить конспект лекции, но не с помощью слов, а с помощью рисунков и символов. При изучении творчества Б.Пастернака даю задание составить рисуночный конспект той самой «черной недели» - ребятам необходимо нарисовать, то что, происходило с 25-31 октября 1958 года. Учащиеся вынуждены «переводить» слова в образы, рисунки. Если я работаю с текстом рассказа, то тогда использую еще и выборочное конспектирование, а затем и пересказ. Говорю, что рассказ поделен на 5 частей, затем я разбиваю класс на 5 групп и даю каждой группе порядковый номер – от одного до пяти. Задача каждой группы – слушая весь рассказ, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру. Однако, при чтении рассказа я не говорю, когда закончилась одна часть и началась другая,- задача слушателей определить это самостоятельно. После окончания чтения члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители группы кратко отчитываются перед остальными слушателями.
Для лучшего понимания учениками структуры текста я использую такой известный прием как «мозаика»: составление текста из предложений, абзацев. Например, при изучении романа Пастернака «Доктор Живаго», не показывая письмо Антонины, разбив его по предложениям, предлагаю выполнить несколько задач. Первая задача: прочитать про себя свой фрагмент (не показывая его другим) и решить какое место в тексте он может занимать. Затем дети начинают читать свои фрагменты вслух, пытаясь сразу же, на слух определить, в каком порядке они должны идти. Здесь в группах очень уместна дискуссия по поводу того, какой из фрагментов лучше сочетается с уже прочитанным. Именно в этой дискуссии, приводя свои аргументы, дети осваивают еще один важнейший раздел синтаксиса, о котором обычно не хватает времени говорить на уроке русского языка – синтаксис текста. Детям дается подсказка – 3 первых слова и 3 последних, так в письме Антонины 3 первых «Юра, – писала ему»; 3 последних … «человека лучше тебя». Полученный текст сверяется с авторским. Следующий этап – закрепление изученного материала. здесь снова на помощь приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых формах, создание схем, конспектов, ассоциативных карт, например, при изучении повести Карамзина «Бедная Лиза» я просила ребят составить ассоциативную карту по образу Лизы, Эраста.
Использование активных методов обучения на уроках литературы делают урок интереснее, живее, плотность у урока повышается - это позволяет изучить больше, приучает ребят к работе в группе, умению слушать, слышать, к умению общаться, к умению обрабатывать материал, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации, а самое главное, учит умению размышлять и умению выступать по заданной проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках литературы »
Использование активных
методов обучения на уроках литературы
Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были активными людьми, умели бы решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями, способны были работать в группе, а затем и в команде. И сегодня просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть в современном мире. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать свои способности и свое умение мыслить. Исходя из этого делается вывод – чтобы научить всему этому современной школе требуется и современный учитель, который будет помогать современным ученикам уметь развивать свои способности и уметь мыслить. Мне бы хотелось в своей статье остановиться на методах, которые отличает один важный признак – активность учеников.
На первый взгляд, любая работа в классе требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, чтение учебника, работа с карточками, тестирование – все это возможно без интеллектуальной работы. Но очень часто в остатке после лекции или фильма остается совсем немного. Это можно объяснить пассивностью учеников, так как ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. С другой стороны, даже у учеников из группы «А» после рассказа учителя, или просмотра кинофильма остаются всего лишь обрывки информации или случайные факты. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать? С помощью каких методов можно сознательно инициировать и контролировать активность ученика?
В этом нам оказывает помощь активные методы обучения. Под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждает ученика активно мыслить и действовать.
Таких методов существует очень много. Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем?». Еще усилить мотивацию можно пробуждая интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Например, творчество Пастернака у современных одиннадцатиклассников вызывает некое «неприятие», которое они объясняют сложностью построения его стихотворений, но когда просишь их найти и прослушать песни, которые написаны на его стихи, а затем провести дискуссию, включающую этапы жизни поэта, тогда все встает на свои места. Или, я всегда пытаюсь свои уроки начинать интересно, ведь хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, – игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем, пробуждают интерес к тому, о чем пойдет речь на уроке. Например, при изучении творчества Некрасова предлагаю представить себя литераторами середины 19 века, сотрудниками одного журнала. Участники заранее получают «установки» - краткие, самые общее описания «своих взглядов». На уроке они обсуждают, должен ли их литературный журнал занимать четкую политическую позицию по отношению к крестьянской реформе. Остальные ученики – зрители, которые могут получить особые задания во время наблюдения.
В зависимости от этапа обучения перед учителем стоит несколько задач. На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами произведений или учебника , а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, структурирование текста или рассказа, разные виды конспектов, например рисуночный. Во время изучения текста прошу составить конспект лекции, но не с помощью слов, а с помощью рисунков и символов. При изучении творчества Б.Пастернака даю задание составить рисуночный конспект той самой «черной недели» - ребятам необходимо нарисовать, то что, происходило с 25-31 октября 1958 года. Учащиеся вынуждены «переводить» слова в образы, рисунки. Если я работаю с текстом рассказа, то тогда использую еще и выборочное конспектирование, а затем и пересказ. Говорю, что рассказ поделен на 5 частей, затем я разбиваю класс на 5 групп и даю каждой группе порядковый номер – от одного до пяти. Задача каждой группы – слушая весь рассказ, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру. Однако, при чтении рассказа я не говорю, когда закончилась одна часть и началась другая,- задача слушателей определить это самостоятельно. После окончания чтения члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители группы кратко отчитываются перед остальными слушателями.
Для лучшего понимания учениками структуры текста я использую такой известный прием как «мозаика»: составление текста из предложений, абзацев. Например, при изучении романа Пастернака «Доктор Живаго», не показывая письмо Антонины, разбив его по предложениям, предлагаю выполнить несколько задач. Первая задача: прочитать про себя свой фрагмент (не показывая его другим) и решить какое место в тексте он может занимать. Затем дети начинают читать свои фрагменты вслух, пытаясь сразу же, на слух определить, в каком порядке они должны идти. Здесь в группах очень уместна дискуссия по поводу того, какой из фрагментов лучше сочетается с уже прочитанным. Именно в этой дискуссии, приводя свои аргументы, дети осваивают еще один важнейший раздел синтаксиса, о котором обычно не хватает времени говорить на уроке русского языка – синтаксис текста. Детям дается подсказка – 3 первых слова и 3 последних, так в письме Антонины 3 первых «Юра, – писала ему»; 3 последних … «человека лучше тебя». Полученный текст сверяется с авторским. Следующий этап – закрепление изученного материала. здесь снова на помощь приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых формах, создание схем, конспектов, ассоциативных карт, например, при изучении повести Карамзина «Бедная Лиза» я просила ребят составить ассоциативную карту по образу Лизы, Эраста.
Использование активных методов обучения на уроках литературы делают урок интереснее, живее, плотность у урока повышается - это позволяет изучить больше, приучает ребят к работе в группе, умению слушать, слышать, к умению общаться, к умению обрабатывать материал, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации, а самое главное, учит умению размышлять и умению выступать по заданной проблеме.