kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование активных методов обучения на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных

 методов обучения на уроках литературы

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были активными людьми, умели бы решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями, способны были работать в группе, а затем и в команде. И сегодня просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть в современном мире. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать свои способности и свое умение мыслить. Исходя из этого делается вывод – чтобы научить всему этому современной школе требуется и современный учитель, который будет помогать современным ученикам уметь развивать свои способности и уметь мыслить. Мне бы хотелось в своей статье остановиться на методах, которые отличает один важный признак – активность учеников.

На первый взгляд, любая работа в классе требует  активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, чтение учебника, работа с карточками, тестирование – все это возможно без интеллектуальной работы. Но очень часто в остатке после лекции или фильма остается совсем немного. Это можно объяснить пассивностью учеников, так как ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. С другой стороны, даже у учеников из группы «А» после рассказа учителя, или просмотра кинофильма остаются всего лишь обрывки информации или случайные факты. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать? С помощью каких методов можно сознательно инициировать и контролировать активность ученика?

В этом нам оказывает помощь активные методы обучения. Под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждает ученика активно мыслить и действовать.

Таких методов существует очень много. Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем?». Еще усилить мотивацию можно пробуждая интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Например, творчество Пастернака у современных одиннадцатиклассников вызывает некое «неприятие», которое они объясняют сложностью построения его стихотворений, но когда просишь их найти и прослушать песни, которые написаны на его стихи, а затем провести дискуссию, включающую этапы жизни поэта, тогда все встает на свои места. Или, я всегда пытаюсь свои уроки начинать интересно, ведь хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, – игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем, пробуждают интерес к тому, о чем пойдет речь на уроке.  Например, при изучении творчества Некрасова предлагаю представить себя литераторами середины 19 века, сотрудниками одного журнала. Участники заранее получают «установки» - краткие, самые общее описания «своих взглядов». На уроке они обсуждают, должен ли их литературный журнал занимать четкую политическую позицию по отношению к крестьянской реформе. Остальные ученики – зрители, которые могут получить особые задания во время наблюдения.

В зависимости от этапа обучения перед учителем стоит несколько задач. На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами произведений или учебника, а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, структурирование текста или рассказа, разные виды конспектов, например рисуночный. Во время изучения текста прошу составить конспект лекции, но не с помощью слов, а с помощью рисунков и символов. При изучении творчества Б.Пастернака даю задание составить рисуночный конспект той самой «черной недели» - ребятам необходимо нарисовать, то что, происходило с 25-31  октября 1958 года. Учащиеся вынуждены «переводить» слова в образы, рисунки. Если я работаю с текстом рассказа, то тогда использую еще и выборочное конспектирование, а затем и пересказ. Говорю, что рассказ поделен на 5 частей, затем я разбиваю класс на 5 групп и даю каждой группе порядковый номер – от одного до пяти. Задача каждой группы – слушая весь рассказ, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру.  Однако, при чтении рассказа я не говорю, когда закончилась одна часть и началась другая,- задача слушателей определить это самостоятельно. После окончания чтения члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители группы кратко отчитываются перед остальными слушателями.

Для лучшего понимания учениками структуры текста я использую такой известный прием как «мозаика»: составление текста из предложений, абзацев. Например, при изучении романа Пастернака «Доктор Живаго», не показывая письмо Антонины, разбив его по предложениям, предлагаю выполнить несколько задач. Первая задача: прочитать про себя свой фрагмент (не показывая его другим) и решить какое место в тексте он может занимать. Затем  дети начинают читать свои фрагменты вслух, пытаясь сразу же, на слух определить, в каком порядке они должны идти. Здесь в группах очень уместна дискуссия по  поводу того, какой из фрагментов лучше сочетается с уже прочитанным. Именно в этой дискуссии, приводя свои аргументы, дети осваивают еще один важнейший раздел синтаксиса, о котором обычно не хватает времени говорить на уроке русского языка – синтаксис текста. Детям дается подсказка – 3 первых слова и 3 последних, так в письме Антонины 3 первых «Юра,  – писала ему»; 3 последних … «человека лучше тебя». Полученный текст сверяется с авторским. Следующий этап – закрепление изученного материала. здесь снова на помощь приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых формах, создание схем, конспектов, ассоциативных карт, например, при изучении повести Карамзина «Бедная Лиза» я просила ребят составить ассоциативную карту по образу Лизы, Эраста.

Использование активных методов обучения на уроках литературы делают урок интереснее, живее, плотность у урока повышается - это позволяет изучить больше, приучает ребят к работе в группе, умению слушать, слышать, к умению общаться, к умению обрабатывать материал, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации, а самое главное, учит умению размышлять и умению выступать по заданной проблеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках литературы »



Использование активных

методов обучения на уроках литературы

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были активными людьми, умели бы решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями, способны были работать в группе, а затем и в команде. И сегодня просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть в современном мире. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, молодым людям нужна возможность развивать свои способности и свое умение мыслить. Исходя из этого делается вывод – чтобы научить всему этому современной школе требуется и современный учитель, который будет помогать современным ученикам уметь развивать свои способности и уметь мыслить. Мне бы хотелось в своей статье остановиться на методах, которые отличает один важный признак – активность учеников.

На первый взгляд, любая работа в классе требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, чтение учебника, работа с карточками, тестирование – все это возможно без интеллектуальной работы. Но очень часто в остатке после лекции или фильма остается совсем немного. Это можно объяснить пассивностью учеников, так как ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. С другой стороны, даже у учеников из группы «А» после рассказа учителя, или просмотра кинофильма остаются всего лишь обрывки информации или случайные факты. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать? С помощью каких методов можно сознательно инициировать и контролировать активность ученика?

В этом нам оказывает помощь активные методы обучения. Под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждает ученика активно мыслить и действовать.

Таких методов существует очень много. Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем?». Еще усилить мотивацию можно пробуждая интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Например, творчество Пастернака у современных одиннадцатиклассников вызывает некое «неприятие», которое они объясняют сложностью построения его стихотворений, но когда просишь их найти и прослушать песни, которые написаны на его стихи, а затем провести дискуссию, включающую этапы жизни поэта, тогда все встает на свои места. Или, я всегда пытаюсь свои уроки начинать интересно, ведь хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, – игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем, пробуждают интерес к тому, о чем пойдет речь на уроке. Например, при изучении творчества Некрасова предлагаю представить себя литераторами середины 19 века, сотрудниками одного журнала. Участники заранее получают «установки» - краткие, самые общее описания «своих взглядов». На уроке они обсуждают, должен ли их литературный журнал занимать четкую политическую позицию по отношению к крестьянской реформе. Остальные ученики – зрители, которые могут получить особые задания во время наблюдения.

В зависимости от этапа обучения перед учителем стоит несколько задач. На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами произведений или учебника , а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, структурирование текста или рассказа, разные виды конспектов, например рисуночный. Во время изучения текста прошу составить конспект лекции, но не с помощью слов, а с помощью рисунков и символов. При изучении творчества Б.Пастернака даю задание составить рисуночный конспект той самой «черной недели» - ребятам необходимо нарисовать, то что, происходило с 25-31 октября 1958 года. Учащиеся вынуждены «переводить» слова в образы, рисунки. Если я работаю с текстом рассказа, то тогда использую еще и выборочное конспектирование, а затем и пересказ. Говорю, что рассказ поделен на 5 частей, затем я разбиваю класс на 5 групп и даю каждой группе порядковый номер – от одного до пяти. Задача каждой группы – слушая весь рассказ, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру. Однако, при чтении рассказа я не говорю, когда закончилась одна часть и началась другая,- задача слушателей определить это самостоятельно. После окончания чтения члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители группы кратко отчитываются перед остальными слушателями.

Для лучшего понимания учениками структуры текста я использую такой известный прием как «мозаика»: составление текста из предложений, абзацев. Например, при изучении романа Пастернака «Доктор Живаго», не показывая письмо Антонины, разбив его по предложениям, предлагаю выполнить несколько задач. Первая задача: прочитать про себя свой фрагмент (не показывая его другим) и решить какое место в тексте он может занимать. Затем дети начинают читать свои фрагменты вслух, пытаясь сразу же, на слух определить, в каком порядке они должны идти. Здесь в группах очень уместна дискуссия по поводу того, какой из фрагментов лучше сочетается с уже прочитанным. Именно в этой дискуссии, приводя свои аргументы, дети осваивают еще один важнейший раздел синтаксиса, о котором обычно не хватает времени говорить на уроке русского языка – синтаксис текста. Детям дается подсказка – 3 первых слова и 3 последних, так в письме Антонины 3 первых «Юра, – писала ему»; 3 последних … «человека лучше тебя». Полученный текст сверяется с авторским. Следующий этап – закрепление изученного материала. здесь снова на помощь приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых формах, создание схем, конспектов, ассоциативных карт, например, при изучении повести Карамзина «Бедная Лиза» я просила ребят составить ассоциативную карту по образу Лизы, Эраста.

Использование активных методов обучения на уроках литературы делают урок интереснее, живее, плотность у урока повышается - это позволяет изучить больше, приучает ребят к работе в группе, умению слушать, слышать, к умению общаться, к умению обрабатывать материал, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации, а самое главное, учит умению размышлять и умению выступать по заданной проблеме.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование активных методов обучения на уроках литературы

Автор: Черноколенко Ирина Николаевна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Опыт работы по теме "Использование активных методов обучения на уроках информатики и ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(96) "opyt-raboty-po-tiemie-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "114527"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411554581"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Из опыта работы по теме "Использование активных методов обучения на уроках информатики и ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-po-tiemie-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "114528"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411554833"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок с использованием  интерактивных методов обучения по  теме «Имя прилагательное»"
    ["seo_title"] => string(92) "urok-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "253741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447658942"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Основные формы и методы активного обучения на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(72) "osnovnyie-formy-i-mietody-aktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "127937"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415387746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства