При проведении урока использовала следующие методы и приемы: словесный (рассказ, беседа), наглядные, практические В роцессе беседы вопросы направлены на развитие мыслительной активности детей. Используемый метод предъявления информации напрвлен на самостоятельность детей в работе. Метод наблюдения использовался при обобщении и выделении главног. Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Данные формы работы способствуют формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
( много насекомых-комаров, мошек. Прилетают гуси, утки,
лебеди, кулики.)
(Проверка в группах по 4 человека)
в)Работа в группах.
I группа ( На доске ) Морошка, полярная береза, ковыль, тюльпан, клен, липа, саксаул, верблюжья колючка.
Тундра, лес, степь, пустыня.
Прочитай названия растений, стрелкой укажи принадлежность каждого растения к определённой зоне
морошка липа клен
ЛЕС
ТУНДРА ягель
полярная береза тюльпан
СТЕПЬ верблюжья колючка
ковыль ель ПУСТЫНЯ
саксаул
II группа
Кратко рассказать о природной зоне, расположенной севернее тундры.
(Арктика-зона островов, лежащих около Северного полюса. Долгая холодная зима, короткое холодное лето. Растительность- мхи, лишайники. Живут- моржи, тюлени, белый медведи, полярная сова. Различные чайки, гаги)
III группа
Назвать животных тундры и рассказать об их особенностях.
(Иллюстрации животных)
IV группа
Придумать вопросы к природной зоне «Лесная полоса»
Вывод
3 Физминутка.
4 Викторина.
Объяснить слово: гидрометеоцентр
Анализ погоды текущего дня.
Анализ погоды за прошлую неделю.
Какие изменения в неживой природе произошли за последнюю неделю?
Вспомните, как связана t ͦ воздуха с облачностью в зимнее время.
Зависит ли вид осадков от t ͦ? Каким образом?
Как определить какое время года в нашей полосе?
Назовите основные признаки весны.
Что говорит о явном приближении весны?
Какие признаки весны мы наблюдаем?
Можно ли уверенно назвать дату наступления весны?
Почему на Земле происходит смена времён года?
Что именно вызывает изменения в неживой и живой природе?
Что является «главным дирижёром» сезонных изменений в природе?
Как изменения в неживой природе влияют на живую природу, на жизнь человека?
Почему ни в одной стране нет такого разнообразия природных зон, как у нас?
( наша страна очень велика. Её площадь 17,1 млн.кв.км)
5 Работа в группах.
Я получила несколько писем из разных мест, т.к. мои ученики разъехались по всей стране. Вы должны догадаться откуда эти письма и назвать природную зону.( в конвертах описание природных зон)
1. Крайний север
2.Тундра
3.Лесная полоса
4.Степь
5.Пустыня
Письмо(отгадать профессию)
1. … это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли.
Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям.
(Водитель, 5)
2. В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами.
Стада усатых моржей уплывают на Север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет Витя с Толиком…
( Моряки, 1)
3. Какая ширь, раздолье! Ни гор, Ни леса. Куда ни глянь- до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки, и много- много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятишками часто любуемся этой красотой.
( Учитель, 4)
4. … здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало. Но без работы всё равно сидеть не приходится…
( Врач, 3)
5. … вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемежку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу- подлесок из орешника и других кустов.
Сейчас лето, и у нас со Степой одна забота - сохранить это богатство от огня
( Лесник. 3)
6 Просмотр презентации «Природные зоны».
7 Беседа.
В каком направлении совершили путешествие? ( С Севера на Юг)
Как изменяются природные условия, растительность, животный мир?
( Средняя полоса самая благоприятная, т.к. там обильная растительность, а животный мир богат и разнообразен)
От чего зависит вид деятельности населения каждой полосы?
( От природных условий)
Чем в основном занимается население нашего края?
( Животноводством, растениеводством, земледелием)
8 Выставка детских рисунков
9 Игра « Перекличка природных зон»
Загадки:
( Вы поднимаете цифры, соответствующие данной зоне).
« Сел Егор между гор. Говорит: « А ну-ка, горы, молодца везите в горы»
( Верблюд) – 5
Кто что-то интересное о нём узнал?
Какие ещё животные обитают в этой зоне? (Вараны, черепахи, тушканчики, змеи. Суслики)
« Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Пока по лесу гуляю.»
( Зайчиха) – 3
Каких ещё животных наших « земляков», вы ещё знаете?
От чего же зависит климат, растительный мир, животный мир, занятие населения каждой природной зоны?
( от положения к экватору и Северному полюсу. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета. От сочетания тепла и влаги зависит состояние почвы и растительности. А от растительности – животный мир, виды занятий населения)
Что же происходит в результате жизнедеятельности человека?
( уничтожение животных, растений)
Красная книга
Каковы же правила поведения в лесу?
( Вывешиваются на доску картинки и знаки)
Вы должны всегда помнить слова русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу- значит охранять Родину».