Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи. Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (показ слайдов), игровой. Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой. Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов). Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой. Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов). Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов). Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов). | Учитель: «Сегодня на уроке у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Его мы посвящаем изучению ледяной зоны. Разделимся на 4 группы: географы, биологи, зоологи и экологи. Заседание нашего клуба пройдет по плану» (на слайде) (Слайд 2) Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны (группа географов). Растения ледяной зоны (группа биологов). Животные ледяной зоны (группа зоологов). Арктика и человек (группа экологов). «Даем слово группе географов, прочитайте всем ваши доклады о расположении и климате в зоне Арктической пустыни» «Открываем атласы, на карте природных зон, посмотрите, где расположена зона Арктических степей?» «Как влияет близость морей и океана на климат этой природной зоны?» (Дополнение к ответам) Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны. Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона Арктических пустынь, или ледяная зона. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте). Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике полярная ночь. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до -60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – северное сияние. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Летом в Арктике полярный день. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять. «Итак, что мы напишем в графе «Местоположение?»» «Где располагается Арктическая пустыня?» «Как вы думаете, будет ли влиять климат на растения и животные, проживающие в этих краях?» «Ответить на этот вопрос нам поможет группы биологов и зоологов» (Слайд 3) «Дадим слово группе биологов» «Как вы думаете, как же растения приспособились выживать в таких суровых условиях?» (Дополнение к ответам) Растения ледяной зоны Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут лишайники, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. Ягель – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом. В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где полярный мак, стелющиеся полярные ивы. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров. «Что мы запишем в таблицу в графу «Растения»?» (Слайд 4) «Читает доклады группа зоологов» «Определите особенности животных и дайте им характеристику, как они приспособились к такому климату?» (Дополнение к ответам) Животные ледяной зоны Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день. У белого медведя густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами. На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных. «Что мы запишем в таблицу в графу «Животные»?» (Слайд 5) «А теперь слово нашим экологам» «Как же человек использует «дары» Арктики?» «Нужно ли охранять эту природную зону?» (Дополнение к ответам) Арктика и человек Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды. В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык. Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники. «Что мы впишем в графу «Деятельность человека»?» | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования. | Картографические умения. Картографические умения. | Слушают учителя, делятся на группы. Ученики из группы географов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Ученики из группы географов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Отвечают на вопрос учителя. Заполняют таблицу. Ученики из группы биологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Ученики из группы биологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. Ученики из группы зоологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Ученики из группы зоологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. Ученики из группы экологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим. Заполняют таблицу. |