kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель-конспект урока. Природные зоны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель-конспект урока по окружающему миру 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Тема: «Природные зоны. Арктическая пустыня»
Задачи: 
⦁    Сформировать у детей представление и дать характеристику природной зоне арктической пустыни, познакомить с разнообразием растительного и животного мира данной природной зоны,  раскрыв ее практическую значимость и проблемы экологии. 
⦁    Продолжить формирование:
⦁    Интеллектуально-познавательных УУД (рассуждать, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки, делать выводы). 
⦁    Коммуникативные УУД (уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, работа в группах, в парах). 
⦁    Регулятивных УУД: (оценивать свою деятельность).
⦁    Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между компонентами природы, формировать основы экологической культуры на базе природоохранного и социально-экономического аспектов экологического воспитания.
Методы обучения: 
⦁    Словесные (рассказ, беседа).
⦁    Наглядные (иллюстрационный).
⦁    Игровой (ролевая игра).
Средства обучения: 
⦁    Плоскостные: картинки на слайдах.
⦁    Вербальные: текст учебника.
⦁    Технические (компьютер, интерактивная доска, проектор).
Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Модель-конспект урока. Природные зоны.»

Модель-конспект урока по окружающему миру 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»

Работу выполнила Колиуш Ксения гр.41Н

Тема: «Природные зоны. Арктическая пустыня»

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление и дать характеристику природной зоне арктической пустыни, познакомить с разнообразием растительного и животного мира данной природной зоны, раскрыв ее практическую значимость и проблемы экологии.

  2. Продолжить формирование:

    • Интеллектуально-познавательных УУД (рассуждать, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки, делать выводы).

    • Коммуникативные УУД (уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, работа в группах, в парах).

    • Регулятивных УУД: (оценивать свою деятельность).

  3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между компонентами природы, формировать основы экологической культуры на базе природоохранного и социально-экономического аспектов экологического воспитания.

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа).

  2. Наглядные (иллюстрационный).

  3. Игровой (ролевая игра).

Средства обучения:

  1. Плоскостные: картинки на слайдах.

  2. Вербальные: текст учебника.

  3. Технические (компьютер, интерактивная доска, проектор).

Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала.

Ход урока

Этапы и методические особенности уроков (формы, методы, приёмы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Деятельность учащихся



УУД

Предметные учебные действия


1 этап: Организационно-мотивационный момент

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.


Методы: рассказ

Учитель:

«Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю…

Сообщение темы и целей урока.

Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов»

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя.


Ученики приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2 этап: Актуализация опорных знаний у детей

Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта.

Методы: рассказ, беседа, иллюстрационный (показ слайда).











Учитель:

«Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то куда мы попадем?»

«Верно, на Северный полюс. Как издавна эту область Земли называют?»

«Правильно, Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы»

«Скажите, чем схожа Арктика и пустыня?»

«Ребята, различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни, также выделяют снежные пустыни в Антарктиде и Арктике, а называют арктической пустыней»

«Итак, о чем мы сегодня будем говорить?»















(Слайд 1)

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.



Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.


Слушают учителя, отвечают на вопросы,

формируют и высказывают предположения.













3 этап: Изучение нового материала

Цель этапа:

Создание условий для решения учебной задачи.

Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (показ слайдов), игровой.




















Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой.



























Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов).
























Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой.



























Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов).

























Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов).

























Методы: рассказ, беседа, дискуссия, игровой, иллюстративный (показ слайдов).






Учитель:

«Сегодня на уроке у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Его мы посвящаем изучению ледяной зоны. Разделимся на 4 группы: географы, биологи, зоологи и экологи. Заседание нашего клуба пройдет по плану» (на слайде)

(Слайд 2)


  1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны (группа географов).

  2. Растения ледяной зоны (группа биологов).

  3. Животные ледяной зоны (группа зоологов).

  4. Арктика и человек (группа экологов).


«Даем слово группе географов, прочитайте всем ваши доклады о расположении и климате в зоне Арктической пустыни»

«Открываем атласы, на карте природных зон, посмотрите, где расположена зона Арктических степей?»

«Как влияет близость морей и океана на климат этой природной зоны?»

(Дополнение к ответам)

Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона Арктических пустынь, или ледяная зона. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).

Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике полярная ночь. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до -60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – северное сияние. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике полярный день. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.


«Итак, что мы напишем в графе «Местоположение?»»

«Где располагается Арктическая пустыня?»

«Как вы думаете, будет ли влиять климат на растения и животные, проживающие в этих краях?»

«Ответить на этот вопрос нам поможет группы биологов и зоологов»

(Слайд 3)

«Дадим слово группе биологов»


«Как вы думаете, как же растения приспособились выживать в таких суровых условиях?»


(Дополнение к ответам)

Растения ледяной зоны

Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут лишайники, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. Ягель – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где полярный мак, стелющиеся полярные ивы. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

«Что мы запишем в таблицу в графу «Растения»?»




(Слайд 4)

«Читает доклады группа зоологов»


«Определите особенности животных и дайте им характеристику, как они приспособились к такому климату?»

(Дополнение к ответам)

Животные ледяной зоны

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

У белого медведя густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

«Что мы запишем в таблицу в графу «Животные»?»











(Слайд 5)

«А теперь слово нашим экологам»

«Как же человек использует «дары» Арктики?»

«Нужно ли охранять эту природную зону?»

(Дополнение к ответам)

Арктика и человек

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.

Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

«Что мы впишем в графу «Деятельность человека»?»



Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

делать выводы, устанавливать взаимосвязь.




Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.











Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений..


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.


Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь.




Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования.







Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений..


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.




Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь.




Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования.





Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь.


Познавательные УУД:

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений..


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.



Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь.




Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования.


































Картографические умения.

Картографические умения.









Слушают учителя, делятся на группы.














Ученики из группы географов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.









Ученики из группы географов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.

Отвечают на вопрос учителя.

Заполняют таблицу.










Ученики из группы биологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.

Ученики из группы биологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.









Заполняют таблицу.











Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Ученики из группы зоологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.




Ученики из группы зоологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.







Заполняют таблицу.






Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Ученики из группы экологов читают заранее подготовленные доклады, ученики по ходу ответов задают вопросы отвечающим.









Заполняют таблицу.

4 этап: Закрепление нового материала

Цель этапа:

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.


Методы: рассказ, беседа

Учитель:

«Теперь снова откройте атласы на карте природных зон России, а также контурные карты. Сейчас вам нужно закрасить территорию зоны Арктической пустыни в контурной карте, в этом вам поможет карта природных зон России».



«Итак, сейчас мы закрепим все знания, полученные на уроке в логически опорной схеме»


«Открываем рабочую тетрадь, записываем сегодняшнюю дату, тему урока»


Почвы Воды

Климат

Растения Животные


Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

делать выводы.


Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, применять схемы для получения информации, высказывают предположения, применять схемы для получения информации.


Коммуникативные УУД:

умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение.


Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся.




Картографические умения









Работают с картой и контурной картой природных зон России





Составляют логически опорную схему.






5 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа:

Обобщить полученные знания


Методы: беседа.

Учитель:

«Ребята, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке»

  1. Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

  2. Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

  3. Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

  4. Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

Сравните природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

становление внимания, памяти, мышления.


Коммуникативные УУД:

умение излагать своё мнение.


Отвечают на вопросы, ведут беседу.



6 этап: Оценка работы детей

Цель этапа:

оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Методы: беседа.

Учитель:

«Итак, заседание нашего клуба закрыто, вы все хорошо поработали»

«Оцените свои достижения на уроке (выбрать один из 3 смайликов).

Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным/легким?»


Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность, самооценка деятельности на уроке.


Дети высказывают своё мнение, поднимают смайлики над головой; комментируют урок.


7 этап: Задавание домашнего задания с комментариями

Прочитать учебник, стр. 49-52, ответить на вопросы

8 этап: Логическая завершенность урока

Цель этапа:

учитель возвращается к главной целевой установке урока и подводит итоги урока.

Учитель возвращается к главной целевой установке и подводит итоги урока. Наш урок завершен, но впереди нам предстоит еще много интересного узнать!



Оценивают значимость изученной темы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Модель-конспект урока. Природные зоны.

Автор: Колиуш Ксения Игоревна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422426

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства