Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на которой мы живем. Африка. Австралия.: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2010.-208с.
- работа с картой, раздаточным материалом, материалом презентации.
Что я хочу? | Что я делаю, чтобы добиться цели? | Что делают дети? | Какие средства и оборудование используется мной и детьми? |
Этап урока | Приветствие | | |
Создать положительную атмосферу на уроке, повысить мотивацию | Улыбка в нашем мире ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Улыбка порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях, которая нам сегодня на уроке так необходима. | | |
Этап урока | Актуализация знаний, определение темы урока |
Проверить имеющиеся знания учащихся, которые станут опорой для изучения нового материала | Слайд – контур материка, а в нем формулировка определения ПРИРОДНАЯ ЗОНА. ? Какой материк мы продолжаем изучать? А какое понятие записано на доске? Используя имеющиеся данные - сформулируйте тему нашего урока | Выводят тему «Природные зоны Африки» | Слайд 1 презентации |
Проверить умение учащихся работать с картой | По карте «Природные зоны» определите, в каких природных зонах расположена Африка? | -Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов. | Слайд 2 - Карта природных зон Африки. |
Проверить умение определять природные зоны на основании имеющихся знаний о животном мире | Посмотрите видеофрагмент и уточните, о каких природных зонах мы будем говорить сегодня на уроке? ? Как вы это определили? | Дети отвечают, что о саваннах и экваториальных лесах | Слайд 3 - Видеофрагмент |
Этап урока | Постановка цели и задач урока | | |
Проверить умение выделять структуру описания объекта | ? Что же мы будем изучать сегодня на уроке? ? А чтобы получить полное представление об изучаемых природных зонах, на какие вопросы мы должны ответить? ? А географическое положение влияет на смену природных зон? Значит еще для характеристики добавим этот вопрос ? А если мы эту схему запишем в виде пунктов, что у нас получится? | -Мы будем изучать такие природные зоны Африки, как саванны и ВЭЛ. - Какой климат в Африке и как он влияет на формирование природных зон? - Какие почвы в изучаемых природных зонах ? - Какие животные населяют изучаемые природные зоны? - Каков растительный мир в саваннах и ВЭЛ? - да - Как влияет географическое положение Африки на смену природных зон? - структура описания природных зон Африки | Интерактивная схема на слайде 4 Слайд 5 – то же, но планом |
Обозначить на карте полученную информацию | В качестве практической работы, я предлагаю в ходе урока нам вместе создать комплексную карту Африки | | |
Этап урока | Изучение нового материала |
Разделение на команды, определение капитанов, постановка целей в каждой группе | Деление класса на 5 команд по 4 человека. Приглашаются по 1 человеку из команды и тянут задание | На месте рассматривают карточку с заданием, называют свою команду и сами формулируют цель работы в своей команде (в карточке перед заданием уже прописана цель, но с пропущенными словами – надо правильно догадаться и вставив слова зачитать цель работы) | Маршрутные листы для команд |
Хочу, чтобы дети самостоятельно на основе разных источников информации нашли ответы на вопросы в карточках по своей теме. Хочу, чтобы дети по ходу ответов каждой группы, вписывали необходимую информацию в свой Итоговый лист, чтобы в конце урока у всех остался Итоговый лист, обобщающий всю информацию по теме урока
| Даю задание перенести полученные данные в итоговый лист «Открытие» (у каждого ученика) | Картографы: Наносят на контур Африки крайние точки материка, моря и океаны, омывающие Африку, экватор, северный и южный тропики, границы природных зон. | Маршрутный лист картографов Физическая карта Африки и карта природных зон в атласе |
Климатологи (разделены на 2 группы – по 2 человека) Климатологи ВЭЛ - используя климатическую карту Африки в атласе, дать климатическую характеристику природной зоны ВЭЛ. Определите: - средние Т возд. января =; средние Т возд. июля =; количество осадков =; сезонность их выпадения. Климатологи саванн - дать климатическую характеристику природной зоны саванны. Определите: | Атлас и климатическая карта Африки Итоговый лист «Открытие» |
Почвоведы (разделены на 2 группы – по 2 человека) Почвоведы ВЭЛ Используя почвенную карту атласа, определяют название типов почв влажных экваториальных лесов. Отвечают на вопрос: «Плодородны ли эти почвы»? Почвоведы саванн Используя почвенную карту атласа, определяьют название типов почв саванны. Отвечают на вопрос: «Почему почвы в природной зоне саванн плодородны? | Почвенная карта атласа Текст с дополнительным материалом Итоговый лист «Открытие» |
Ботаники (разделены на 2 группы – по 2 человека) Ботаники ВЭЛ Проанализировать предложенный текст. В итоговом листе «Открытие» в графе «Особенности природной зоны» вычеркнуть предложения, которые НЕ относятся к характеристике природной зоны ВЭлесов. Ботаники саванн Проанализировать предложенный текст. В итоговом листе «Открытие» в графе «Особенности природной зоны» вычеркнуть предложения, которые НЕ относятся к характеристике природной зоны саванн. | Текст с дополнительным материалом Итоговый лист «Открытие» |
Зоологи (разделены на 2 группы – по 2 человека) Зоологи ВЭЛ Проанализировать текст ученика стр.183 и в итоговый лист «Открытие» в графу «Животный мир» выписать представителей животного мира природной зоны ВЭЛ. Зоологи саванн Проанализировать текст ученика стр.183 и в итоговый лист «Открытие» в графу «Животный мир» выписать представителей животного мира природной зоны саванн | Учебник (стр. 183) Итоговый лист «Открытие» |
Хочу обобщить полученную разными группами учащихся информацию | Вызываю по 1 человеку от группы к доске | Представитель каждой группы выходит к интерактивной доске и сообщает ту информацию, которую выяснили члены его группы (в интерактивном режиме), все участники других групп на основе ответа у доски заполняют недостающую информацию в итоговом листе «Открытие» | Интерактивная доска Итоговый лист «Открытие» |
Подведение итогов | Задачи Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Что у нас в итоге получилось? | Должны прийти к выводу, что Итоговый лист «Открытие» - это структура для описания природных зон любого материка | |
| Закончить урок хотелось бы словами географа Василия Афанасьевича Обручева: «Неустанно ищите факты, собирайте их в природе и книгах. Счастливого пути вам в третьем тысячелетие». Спасибо за урок!!! | | |
Рефлексия | | | |
д/з | Домашнее задание пар 24 По выработанной структуре представления природных зон описать пр. зоне пустынь. Эссе в 10-14 предл. На тему «Один день, проведенный в пустыне». | | |