kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока познания мира на тему: "Органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока по теме: "Органы чувств". Урок был проведен в третьем классе первой четверти на семинаре для учителей города Петропавловска. Даннный конспект предпологает использование мультимедийного оборудования, проводился в группах. Урок прошел очень интересно и получил много положительных отзывов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира на тему: "Органы чувств"»


Окружающий мир. 3 класс.

Тема урока: «Органы чувств»

Цель: углубить и расширить знания детей об органах чувств.

Задачи:

обучающие – повторить общее строение организма человека;

познакомить учащихся со строением глаза, уха, носа;

усвоить понятие «обоняние»;

обобщить правила гигиены органов чувств;

развивающие – формировать познавательный интерес;

развивать мышление, память, внимание, воображение;

развивать речь, кругозор учащихся;

развивать коммуникативные умения;

развивать действия самоконтроля;

воспитательные - воспитывать чувства милосердия, сострадания к больным людям;

воспитывать чувства сопереживания, доброты, умение радоваться успехам других;

воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер,3 листа формат А4, предметы для заданий – 2 яблока, чеснок, кусочек хлеба, дудочка, колокольчик, погремушка, свисток, коробка с кубиком – рубиком, коробка с чупа – чупсами, картинка маленького принца, флажки, 2 стакана с водой.


Ход урока.

(1 слайд - Пожелание учителя. – Проверь, всё ли готово к уроку?

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает,

В жизни что- то достигает.)

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.

Во – первых, к нам пришли гости, во- вторых, на уроке вас ждут игровые задания, сказка, исследования, презентация, групповая работа и в – третьих, самые трудолюбивые и внимательные будут награждены. Я вижу, что все прочитали на перемене моё обращение. Все готовы к уроку.

Начнем урок с проверки домашнего задания.

(2 слайд – проверка домашнего задания)

2.Проверка домашнего задания.

-На предыдущих уроках мы начали изучать раздел, посвященный организму человека. Дома вы должны были повторить внешнее и внутреннее строение человека.

Беседа – организм человека

Учитель: Для чего же нам надо знать свой организм?

Учащиеся: Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.

Учитель: Какие науки нам помогают изучить наш организм?

Учащиеся: Физиология, анатомия, гигиена.

Учитель: Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?

Учащиеся: Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред выполнять различную работу, вовремя предотвращать болезни.

Учитель: С какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом уроке?

Учащиеся: Внутренними и наружными.

Учитель: Назовите наружные органы человека.

Учащиеся: Руки, ноги – конечности, шея, голова, туловище, спина, живот.

Учитель: Назовите внутренние органы человека.

Учащиеся: легкие, желудок, сердце, почки, печень, мозг, кишечник;


Классификация функций органов человека – диаграмма

Хорошо, и теперь соединим стрелочками орган и тот вид работы, который он выполняет для правильной работы организма

Легкие

Питают организм кислородом и очищают от организм от углекислого газа.

Сердце

Заставляет кровь двигаться по сосудам

Желудок

Переваривает пищу

Кишечник

Окончательно переваривает пищу, отправляет ее в кровь к органам

Почки

Выводят лишнюю воду и вредные вещества из организма

Печень

Хранит запас питательных веществ

Мозг

Управляет работой всех органов


3.Сообщение темы урока.

1.Ведет диалог

Учитель Что за город стоит на двух столбах? В верхнем квартале города живёт властелин, а у него 5 караульных. (на слайде2 рисунок с изображением человека без лица)

Учитель Что вы можете сказать про это изображение?

Учащиеся У человека нет лица, ушей, глаз, носа, рта.

Учитель Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

Какова их «профессия»?

Учащиеся Мы чувствуем холод, видим, слышим, ощущаем вкус

Учитель Можете ли вы сформулировать тему урока?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (предположение детей)

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

Учащиеся Это люди, которые что-то изучают, исследуют

Учитель Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

Учащиеся Мы будем исследовать человека


Учитель Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию

4. Работа по теме урока.

- Тема эта большая. Сегодня мы исследуем органа чувств. Это глаза, уши, нос, язык и кожа.

(3 слайд)

- Моими помощниками – младшими учителями – сегодня будут…

(Учитель сообщает Заиченко Анна, Шеффинг Дима, Яковлев Александр, Жалбакова Диана, Артемьев Вова)

-На каждый орган действует определенное условие окружающей среды.

Глаз воспринимает свет, ухо - звук, нос – запахи, язык-вкус, кожа- холод, тепло.

Работа всех органов чувств связана с работой нервной системы.

( 4 слайд – портрет Павлова)

Русский академик, ученый – физиолог, Иван Петрович Павлов говорил, «нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде»

-Вспомните, из чего состоит нервная система? (Головной мозг, спинной мозг и нервы, похожие на белые шнуры и нити)

-Кто «главный начальник» в этой системе? (Мозг.)

-Именно в мозг поступают различные сигналы. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

- Проведем исследование каждого органа чувств.

-Назовите органы зрения. (Глаза).

(5 слайд – глаза)

-Прочитайте вопрос на экране

(6 слайд - Что мы можем делать благодаря зрению?)

-Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите несколько слайдов.

(7, 8, 9, 10 слайды – фото природы)

- Не правда ли, красиво?!

- Скажите, какого цвета яблоко у меня в руке?

- Какое яблоко больше?

-Что же мы можем делать благодаря зрению? Ответьте на вопрос (11 слайд - вопрос)

-С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем:

движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть телевизор, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

- Глаза – орган зрения.

Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные?

Взгляните на экран. (12 слайд) На этих фотографиях глаза тоже разные. Опишите их. (Грустные, весёлые, игривые, задумчивые)

- И всё же у них есть сходства. Прошу к доске … (Выходит первый младший учитель Заиченко Аня)

(13 слайд)

Сообщение ученика.

- Глаза помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы.

Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками. На веках находятся ресницы. Каждая ресничка «живёт» примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая. На каждом веке у человека насчитывается примерно по 80 ресниц. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли. Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если глаз попадет соринка, то выступают слезы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы.

(14 слайд)

-Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва. Более подробно строение глаз вы изучите в старших классах.

-Спасибо, … за интересную информацию.

-Повторим хором для закрепления - глазницы – впадины в черепе. Нижнее веко, верхнее веко, ресницы, брови. Зрачок, хрусталик, радужная оболочка, зрительный нерв.

- Зрение можно тренировать, проведем упражнение для глаз.

- Вам необходимо только глазками, не поворачивая головы, проследить путь движения стрелочек.

-Внимание, следим только глазками за стрелками.

(15 слайд)

- Глазки у нас устали. Им требуется отдых. Чтобы снять напряжение с глаз достаточно несколько минут посмотреть в окошко или перевести взгляд на картину на стене или просто закрыть их. Сядьте удобно. Закройте ладошками глаза. Представьте белоснежные облака на голубом небе, яркое солнышко, которое улыбается вам, море, волны. Вы лежите на песочке. И вам тепло и приятно. (30 секунд звучит музыка)

-Но пришло время вернуться в школу. Открывайте глазки.

- Итак, ребята, вы согласны, что глаза – помощники человека? (Да).

- Что вы слышали во время отдыха? (Музыку)

-Какой орган вам помог её слышать? (Уши)

- Исследуем следующие органы слуха - уши.

(16 слайд - уши)

- Какую роль в нашей жизни играют эти органы?

- С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Приглашаю рассказать о строение уха младшего учителя Яковлева Сашу

(17 слайд)

Сообщение ученика.

- То, что мы называем ухом, на самом деле – ушная раковина, наружная часть уха. Она позволяет лучше улавливать звуки. От ушной раковины внутрь идёт слуховой проход, который заканчивается тонкой, но прочной барабанной перепонкой. Это всё – наружное ухо.

Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединенные между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо. В нашем внутреннем ухе находится улитка.

Она передает по нерву толчки в мозг.

- Спасибо,… за полезную информацию.

- Повторим хором – ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка– это наружная часть уха. Три слуховых косточки – среднее ухо. Улитка – внутреннее ухо.

Сценка.

Повстречались как-то на улице тетка Екатерина и тетка Дарья.

-Здравствуй, тетка Катерина!

-У меня яиц корзина.

-Как поживают домашние?

-Яйца свежие, вчерашние.

-Ничего себе вышла беседа!

-Авось распродам до обеда.

-Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

(Тетка Катерина была глуховата.)

- Проведем исследование ваших ушек – посмотрим, хорошо ли вы слышите и различаете звуки. Сначала помассируем ушки - нежно пальчиками разотрите их. Готово.

- Внимательно слушайте музыку и угадывайте, музыкальный инструмент.

(звук гитары, звук барабана, звук скрипки)

- А теперь физминутка, которую вы уже знаете. (Слайд 18 )

Встали. Сейчас вам тоже помогут ушки. (На доске - подсказки)

Учитель гудит в трубочку – дети прыгают, звенит колокольчиком – дети стоят, свистит в свисток – дети шагают, гремит погремушкой – дети делают упражнения для рук.

- Спасибо. Я довольна всеми.

-Вы согласны, что орган слуха - уши, как и глаза, важные помощники человека?

- Внимание на экран. (19 слайд)

Как называется следующий орган чувств? ( Нос)

- Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос?

- Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос.

- В окружающем нас мире мы различаем очень много запахов.

- Способность чувствовать запахи называется обонянием. Нос – орган обоняния.

(20 слайд)

-Приглашаю к доске Шеффинг Диму

Сообщение ученика.

-Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передается в головной мозг, и человек узнает различные запахи.

Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижется при насморке. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаем: свежая ли пища, вода, чистый ли воздух. Можем определить запах гари, дыма.

-Спасибо. Теперь повторим еще раз, как человек узнает различные запахи.

- Ребята, а знакомо ли вам слово «парфюмер»? Кто знает, чем занимается парфюмер?

Парфюме́р  — человек, занимающийся составлением      парфюмерных композиций, созданием новых ароматов для духов. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер.

- Предлагаю исследовать ваши носики. Побудьте немного парфюмерами.

Определите по запаху, что лежит в коробочке. Закрывайте глаза. А я подойду к каждому с коробочкой. Глаза открываем по моему сигналу.

-Что это было? Можно ли этот запах взять для туалетной воды, духов?

Учитель проходит с тарелочкой, на которой лежит (чеснок, лимон, свежий хлеб)

- Все молодцы! Хорошо справились с заданием.

- Согласны вы теперь что уши – тоже помощники человека.

- Вы познакомились с тремя органами чувств. Теперь посмотрим, а помогут ли они вам определить то, что я спрятала в коробке? Учитель показывает коробку с кубиком- рубиком.

-Начнем с ушек. Учитель гремит коробкой. Ушки нам помогают не всегда.

-Может поможет носик. Учитель дает понюхать коробку. Носик тоже не всегда помощник.

-Остаются глаза. Учитель показывает содержимое коробки (Да)

-Всегда ли глаза помогают определить или узнать что-то? (Нет) Учитель показывает стаканы со сладкой водой и кислой.

-Определить, какая в стакане вода - соленая, кислая или сладкая – поможет другой орган чувств – язык.

(Слайд 21 язык)

- А поможет нам больше узнать о этом органе чувств моя помощница Жалбакова Диана (Слайд 22 )

Язык закрыт крохотными сосочками, к которым подходят окончания чувствительных нервов. Когда на язык попадает пища или другие вещества, в мозг посылается сигнал: соленый, сладкий, кислый, горький. Оказывается, разные части языка воспринимают разные вкусовые ощущения. Кончик языка –сладкое и соленое, боковые части – кислое, корень языка – горькое. Человек различает более ста вкусовых оттенков. Человеческая пища разнообразна.

- Спасибо за информацию. Давайте повторим Кончик языка –сладкое и соленое, боковые части – кислое, корень языка – горькое.

- А теперь скажите пожалуйста какой орган отвечает за наши ощущения? (Кожа)

- Верно и о нём нам расскажет Артемьев Вова

Кожа — орган осязания. Вся поверхность кожи насыщена нервными окончаниями. Она является первым органом, который подвергается факторам внешней среды, в частности высокой температуры воды и пара в бане. Кожа — огромное чувствительное поле и что подкожная клетчатка выполняет функцию резервной крови, ее относят к одним из важных функций организма. Неудивительно, что через воздействие на кожу (водой разной температуры и массажем) можно успешно регулировать самочувствие, снимать усталость, укреплять здоровье. Различают четыре вида кожной чувствительности: тактильную — осязание (ощущения прикосновения, давления), тепловую, холодовую и болевую

- Теперь подведём итог. Какие органы чувств мы знаем? (Глаза, уши, нос, язык, кожа)

-Какой же мы сделаем вывод: Все органы чувств важны для человека.

- Может ли человек обойтись без какого – нибудь органа чувств?

-Может. В нашем мире есть, к сожалению, люди – инвалиды, которые потеряли зрение, слух, не могут говорить. Возможно, они родились такими. На минуту представим, как им бывает тяжело. На 5 секунд зажмурьте глаза и закройте ушки. …

Правда, жутко и страшно, когда вокруг одна темнота и тишина. Но такие люди живут и по-своему познают окружающий мир. Хотя им намного тяжелее, чем нам. Поэтому ребята будьте внимательны и добры к таким людям, если они встретятся в вашей жизни.

5. Выполнение практической работы.

Мини – проект «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!» (Проектную работу выполняют в заранее определенных группах)

-Послушайте сказку.

В одном сказочном королевстве жил молодой принц.

И любил он хвастаться своим крепким здоровьем.

- У меня орлиные глаза. Я всех и всё вижу.

-У меня самые чувствительные уши, как у летучих мышей,- доказывал он своим придворным.

- Я смогу по запаху найти любую вещь лучше собаки,- кричал он всем.

И вот однажды злая колдунья решила проучить принца, она заколдовала его. Принц забыл все правила гигиены органов чувств и стал болеть. Со временем он стал плохо слышать, плохо видеть, перестал различать запахи и превратился в страшное чудовище. (Картинка принца)

- Вы, ребята, согласны сегодня расколдовать принца?

-Для этого нужно вспомнить правила гигиены органов чувств.

- Сделаем для принца коллективный плакат «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»

Для этой работы у нас есть пять групп по пять человек. 1 группа – это команда «Глазки» Вот ваш стол. 2 группа – команда «Ушки» . Это ваш стол. 3 группа - команда «Носики». 4 группа – команда «Язычки», и 5 группа – команда «Кожа» Учитель ставит на столы таблички с названием команд.

- Рассказываю правила выполнения плаката.

План выполнения плаката «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу!»

1 шаг – сначала каждая команда внимательно читает свой текст в учебнике о том, как нужно беречь органы чувств.

2 шаг – после команды подходят к столам и тихо выбирают нужные для своего плаката рисунки и правила.

3 шаг - найденный материал команда приклеивает на бумагу.

-Проверьте, правильно ли вы выбрали картинки, правила.

4 шаг – подготовка к выступлению. Капитан распределяет, кто какое правило говорит.

Команда поднимает красный флаг – сигнал готовности.

- Есть вопросы? Всё понятно. Приступайте к выполнению работы.

6. Защита проектов.

- Послушаем каждую группу о том, как нужно беречь органы чувств.

- Оцените работу команды «Глазки» . (Дети хлопают в ладоши. После ответов команда садится на свои места)

-Посмотрите, наш принц меняется. (Последовательно у принца меняются глаза, нос, уши).

- Молодцы, ребята. Вы подготовили полезные плакаты. Хорошо рассказали, что вредно, а что полезно для органов чувств. Наш принц изменился и больше не будет хвастаться своим здоровьем, а будет его беречь. К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться.

Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

7. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока. Мы сегодня говорили об органах чувств.

-Почему глаза, уши, нос являются помощниками человека?

- Чтобы полноценно учиться и трудиться, что нужно делать?

(Беречь, тренировать, охранять органы чувств – закаляться, не курить, не болеть, выполнять правила гигиены)

8. Рефлексия.

- Вам понравился урок? Какое у вас настроение?

- Что вы узнали, запомнили и расскажите своим родителям или другу?

- Какое задание понравилось больше всего выполнять?

- Что было трудно выполнять?

- Выберите смайлик который подходит к вашем ощущениям после урока и прикрепите его на доску.

9. Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите задание. Читать текст в учебнике на страницах27-28. подготовить пересказ о правилах гигиены органов чувств. Приготовить памятки на любую тему «Берегите зрение»

- Приготовьте по желанию презентацию «Органы чувств». (Что включить в презентацию обсудим на перемене)

10. Оценка работы учащихся.

- Вы хорошо сегодня отвечали, выполнили хорошие работы и все заслуживаете …большие «5». Особенно хочется отметить …

- В начале урока я обещала наградить самых трудолюбивых и внимательных . Думаю все достойны этой награды. Предлагаю вам отгадать эту награду с помощью других органов чувств – кожи и языка.

-Приглашаю смельчака. Завяжу ему глаза.

Вот в коробочке сюрприз. Ты достань его, потрогай, поверти, погладь. А теперь откройте ротик и попробуйте на вкус. Что же это? (Чупа – чупс) Угощайтесь.

(30 слайд - Спасибо за урок! Счастливого дня!)

















































КГУ «Средняя школа №23»

КММ «23 орта мектеп»








Открытый урок познания мира по теме:

«Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их роль и значение в жизни человека»









Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Болтикова Е.В.









Петропавл қаласы, 2015 ж

г. Петропавловск, 2015 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока познания мира на тему: "Органы чувств"

Автор: Болтикова Елена Владимировна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 287884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока познания мира " Глаза.Язык" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-glaza-iazyk-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131916"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока познание мира + трудовое обучение по теме "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-poznaniie-mira-trudovoie-obuchieniie-po-tiemie-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "103360"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402581315"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по познанию мира и ОБЖ на тему " Уход за органами чувств" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-i-obzh-na-tiemu-ukhod-za-orghanami-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "111807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407939104"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект урока по познанию мира ,тема "Глаза" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-tiema-glaza"
    ["file_id"] => string(6) "126823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415214527"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока Познание мира 3 класс "Органы чувств. Их значение и функции" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniie-mira-3-klass-orghany-chuvstv-ikh-znachieniie-i-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "123176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414426793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства