Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Обстоятельство"»
Тема урока: Обстоятельство.
Цели:
Закрепление знаний об обстоятельстве, как второстепенном члене предложения, связанном со сказуемым.
Ознакомление с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств.
Задачи:
Развивать орфографическую зоркость, речь.
Отрабатывать умения находить в предложении грамматическую основу и обстоятельства.
Воспитывать любовь к родному языку, расширять словарный запас обучающихся.
Оборудование:
Карточи для работы в группах
учебник «Русский язык»
Смайлики, капельки для оценки своей работы на уроке
Карточки с основными понятиями о предложении и обстоятельстве для доски
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
а) приветствие:
- Здравствуйте!
- В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”: - Независимо, как вы произнесёте эти слова, мы желаем здоровья всем окружающим и себе.
2. Повторение
- Сегодня наш урок мы начнём с того, что вспомним, что мы знаем о предложении.
- Что такое предложение?
- По каким признакам мы даём характеристику предложения?
( По цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения)
- А какие они бывают? (нераспространённые и распространённые)
- Что такое нераспространенное предложение? (Предложения, имеющие только главные члены предложения)
- Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее и сказуемое)
- Что такое распространенное предложение? (предложения, включающие в себя главные и второстепенные члены предложения)
- Для чего необходимы (нужны) второстепенные члены предложения? (они поясняют главные и другие члены предложения)
- О каких второстепенных членах предложения мы с вами говорили на прошлых уроках?
- Что мы о них знаем?
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, чья, чьё, чьи, и выражен именем прилагательным, подчёркивается волнистой линией.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Кто догадался, о каком второстепенном члене предложения мы будем говорить сегодня? (обстоятельство)
Какие задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?
3. Оформление работы в тетради + минутка чистописания и словарная работа
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока мы запишем в минутке чистописания ……..
Шестнадцатое апреля
Классная работа
- Какие орфограммы встретились при записи числа и слов классная работа?
- Минута чистописания
Обстоятельство
- На каждом уроке мы с вами проводим словарную работу и это урок не исключение.
Внимание на экран.
Слайд №1
- Посмотрите на экран и догадайтесь какое слово записано? (библиотека)
Слайд №2
- Что такое библиотека? (книгохранилище)
Слайд №3
- Подберите однокоренные слова (библиотекарь, библиотечный)
- Поставьте во всех записанных словах ударение.
- Для чего нужны библиотеки? (Чтобы мы могли читать и узнавать что-то новое)
- Внимание на экран:
Слайд №4-5
- Прочитайте пословицу:
Испокон века книга растит человека. (издавна, с давних времён)
- Объясните её смысл
- Запишите себе в тетрадь
- Назовите и подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)
- Какие второстепенные члены предложения встретились в ней?
- Зададим вопрос к ним. Как подчеркнём?
- А как бы вы подчеркнули испокон века?
- Так как мнения разделились ответим на этот вопрос позже.
Работа над новой темой.
- Прежде чем мы приступим к работе хочу спросить, а что вы знаете об обстоятельствах?
Фиксация ответов детей на доске
- Сегодня в конце урока мы проверим расширились ли наши понятия об этом второстепенном члене предложения.
- Внимание на экран:
Слайд №6-7
Охотник шёл (как? каким образом?) пешком.
- Прочитайте предложение, запишите его себе в тетрадь.
- Обозначьте, подчеркните грамматическую основу.
- Зададим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения.
- Какой вопрос вы поставили?
- Обратите внимание на смысловую нагрузку этого слова. Что она обозначает? ( то каким образ шёл охотник. Это обстоятельство называется обстоятельством образа действия)
Работа в группах
Задание каждой группе:
Слайд №8-9
На ваших партах на листах напечатаны предложения.
- Спишите. Выполните разбор предложения.
-Поставьте вопрос к второстепенному члену.
- Постарайтесь определить, что он обозначают в предложении.
- Какой частью речи является
1. группа: обстоятельство время действия
Весной(когда?) возвращаются птицы.
С осени(с каких пор?) стояла тишина.
2 группа: место действия
Выползают из-под земли(откуда?) жуки.
В чащу (куда?) спрятался медведь.
3 группа: причины
Серёжа молчал из вежливости (почему?)
4 группа: цель
Туристы остановились на ночлег (зачем?для чего? с какой целью?)
По аналогии все остальные.
-Расширились ли ваши представления об обстоятельстве?
- Что вы узнали ещё?
- Кто сможет сформулировать правило?
- Сравним его с правилом учебника на странице120
- Справились ли мы с одной из задач, поставленных в начале на урока?
- Вернёмся к пословице в минутке чистописания
- Прочитайте их.
- Что это такое? (фразеологизм)
- Что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое словосочетание, имеющее определ. лексич. значение
При выполнении синтаксического разбора фразеологизмы подчёркиваются как единое целое.
Физминутка
Слайд №10
Упражнение по учебнику
Упражнение№ 282, с. 121
- Составить предложения, определить часть речи обстоятельства.
Составить предложение, употребив обстоятельство времени.
6. Итог урока
Слайд №11
- Что такое обстоятельство? (второстепенный член предложения)
- Что обозначает?
место действия (где, куда, откуда)
причину действия (почему)
цель действия (зачем)
каким образом совершается действие (как)
время действия (когда)
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчёркивается?
- На партах у вас смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствует насколько хорошо вам понятно всё что касается пройденной темы на уроке.