|   1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности    Здравствуйте, дети! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Оксана Петровна  
     Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем.  
     Открываем тетради, пишем число и классная работа.  Давайте вспомним, что изучали ранее. А поможет нам в этом загадка.  Отгадайте ее:       Оно как белый пароход Над лесом в небесах плывёт У ветра на ладошке По синенькой дорожке.   (Облако)  Запишите слово облако, выделите корень.       |                    Здравствуйте!                                                              Облако      |  
  |   2) Этап актуализации знаний и пробное учебное действие.   Придумайте однокоренные слова к слову облако. Запишем их: облачный, облачко, заоблачный. Что значит слово заоблачный?   Выделите корни в этих словах.     Какое явление наблюдается в корне этих слов?  Написание какой буквы гласного надо запомнить?  Давайте составим с этими словами словосочетания. Запишем словосочетание «заоблачная высота»   Разберите по составу слово заоблачная у доски.      Внимание на экран. Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? В чём?       Как вы думаете, какая тема нашего урока?        |                                    Чередование ч\к      Гласная а.                                                                  Под цифрой 2. Так как суффикс не может быть перед корнем, а приставка после корня.                                          Состав слова.   |  
  |   3)Локализация индивидуальных затруднений:    В каком разделе науки о русском языке изучается строение слова?  Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке из лингвистического словаря на с. 30.      Что, кроме состава слова, изучает словообразование?  Что такое законы образования слов?      Почему эта наука важна для человека?  Правильно дети, мы узнаём и понимаем, как построено слово, правильно его пишем, точнее представляем его значение, связь с другими словами и даже можем проникнуть в его историю. Словообразование помогает изучать иностранные языки.  Внимание на вопросы и задания на странице 30-31. Отвечаем на вопросы и записываем примеры к вопросам 2, 4, 6, 8, 9,10.            Задание к вопросу 2.  Разберём слово замазка по составу. Какие части слова входят в основу?      Задание к вопросу 4.    Записываем предложение на следующей строке.  Пришла золотая осень. Выделите основу в предложении.      Задание к вопросу 6.  Записываем слова через запятую     Горный, гора, горелый, горький, пригорок.   Подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень.   Какие слова вы подчеркнули?          Задание к вопросу 8.  Составьте и запишите словосочетания со словами корень и приставка с их разными значениями.              Задание к вопросу 9.  Запишите образованные слова и разберите их по составу.      Задание к вопросу 10.  Внимание на экран.  В левом столбике корни слов, а в правом их суффиксы. Нам необходимо составить слова. Для это нужно к каждому корню слова подобать из правого столбика недостающий по смыслу суффикс. Записываем их в тетрадь через запятую.         |            Различные предложения детей.              Законы образования слов.      Как образуются слова в языке, с помощью чего.  Для того что бы правильно писать слова.                                  1.Основа слова - это часть слова без окончания.  2. В основу слова входят: корень, приставка, суффикс.  Приставка - ЗА; корень - МАЗ; суффикс - К; окончание - А;       3. Окончание служит для изменения формы слова. Помогает связывать слова в предложении.  4.В основу предложения входит подлежащие и сказуемое.  Осень- подлежащее, пришла сказуемое.  5. Не случайно  6.  Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.  Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем.  Горный, гора, пригорок.  7. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.  Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.  8. Несколько значений имеет слово корень.  Корень дерева; корень слова; Игровая приставка; приставка слова  9. Запеть: за -приставка, петь -корень,    Напеть: на -приставка, петь -корень.   Мостик: мост –корень, ик- суффикс .  Мостище: мост –корень, ищ – суффикс, е- окончание.    10. Они образуют уменьшительно ласкательную форму слова, а суффикс тель- Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий.    Дружок, учитель, утёнок, ключик, бабушка   |  
  |   5) Этап реализации проекта коррекции выявленных затруднений   Упражнение 32 с.31. (3 ребёнка у доски, каждый выполняет свой столбик по 2 слова)       
                                                                                                  |                В каждом столбике записаны однокоренные слова.  Значение каждого слова  Порядок разбора слова по составу.   найди окончание — изменяемую часть слова.  Выдели основу   Выдели корень  Выдели приставку  Выдели суффикс        Высота: корень –выс, суффикс –от, окончание –а.  Возвысить: приставка – воз, корень- выс, суффикс и, окончание- ть.  Детка: корень- дет, суффикс – к, окончание- а.  Бездетный: приставка- без, корень – дет, суффикс- н, окончание –ый.  Обидеть: корень- обид, суффикс- е, окончание- ть.  Обидчивый: корень –обид, суффикс – чив, окончание – ый.  Безобидный: приставка- без, корень – обид, н – суффикс, ый – окончание.       |  
  |   7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону    Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (раздаются листочки с вагонами). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.  Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.               Проверка по слайду с комментированием.      |                                                                                                            Поезд № 1.  Закон, так как слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.  Поезд № 2.  Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов, не имеет суффикса.  Запишите слова с суффиксами.  Поезд № 3..  Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.       |