1)Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Здравствуйте, дети! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Оксана Петровна
Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем.
Открываем тетради, пишем число и классная работа. Давайте вспомним, что изучали ранее. А поможет нам в этом загадка. Отгадайте ее: Оно как белый пароход Над лесом в небесах плывёт У ветра на ладошке По синенькой дорожке. (Облако) Запишите слово облако, выделите корень. | Здравствуйте! Облако |
2) Этап актуализации знаний и пробное учебное действие. Придумайте однокоренные слова к слову облако. Запишем их: облачный, облачко, заоблачный. Что значит слово заоблачный? Выделите корни в этих словах. Какое явление наблюдается в корне этих слов? Написание какой буквы гласного надо запомнить? Давайте составим с этими словами словосочетания. Запишем словосочетание «заоблачная высота» Разберите по составу слово заоблачная у доски. Внимание на экран. Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? В чём? Как вы думаете, какая тема нашего урока? | Чередование ч\к Гласная а. Под цифрой 2. Так как суффикс не может быть перед корнем, а приставка после корня. Состав слова. |
3)Локализация индивидуальных затруднений: В каком разделе науки о русском языке изучается строение слова? Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке из лингвистического словаря на с. 30. Что, кроме состава слова, изучает словообразование? Что такое законы образования слов? Почему эта наука важна для человека? Правильно дети, мы узнаём и понимаем, как построено слово, правильно его пишем, точнее представляем его значение, связь с другими словами и даже можем проникнуть в его историю. Словообразование помогает изучать иностранные языки. Внимание на вопросы и задания на странице 30-31. Отвечаем на вопросы и записываем примеры к вопросам 2, 4, 6, 8, 9,10. Задание к вопросу 2. Разберём слово замазка по составу. Какие части слова входят в основу? Задание к вопросу 4. Записываем предложение на следующей строке. Пришла золотая осень. Выделите основу в предложении. Задание к вопросу 6. Записываем слова через запятую Горный, гора, горелый, горький, пригорок. Подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень. Какие слова вы подчеркнули? Задание к вопросу 8. Составьте и запишите словосочетания со словами корень и приставка с их разными значениями. Задание к вопросу 9. Запишите образованные слова и разберите их по составу. Задание к вопросу 10. Внимание на экран. В левом столбике корни слов, а в правом их суффиксы. Нам необходимо составить слова. Для это нужно к каждому корню слова подобать из правого столбика недостающий по смыслу суффикс. Записываем их в тетрадь через запятую. | Различные предложения детей. Законы образования слов. Как образуются слова в языке, с помощью чего. Для того что бы правильно писать слова. 1.Основа слова - это часть слова без окончания. 2. В основу слова входят: корень, приставка, суффикс. Приставка - ЗА; корень - МАЗ; суффикс - К; окончание - А; 3. Окончание служит для изменения формы слова. Помогает связывать слова в предложении. 4.В основу предложения входит подлежащие и сказуемое. Осень- подлежащее, пришла сказуемое. 5. Не случайно 6. Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем. Горный, гора, пригорок. 7. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 8. Несколько значений имеет слово корень. Корень дерева; корень слова; Игровая приставка; приставка слова 9. Запеть: за -приставка, петь -корень, Напеть: на -приставка, петь -корень. Мостик: мост –корень, ик- суффикс . Мостище: мост –корень, ищ – суффикс, е- окончание. 10. Они образуют уменьшительно ласкательную форму слова, а суффикс тель- Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий. Дружок, учитель, утёнок, ключик, бабушка |
5) Этап реализации проекта коррекции выявленных затруднений Упражнение 32 с.31. (3 ребёнка у доски, каждый выполняет свой столбик по 2 слова)
| В каждом столбике записаны однокоренные слова. Значение каждого слова Порядок разбора слова по составу. найди окончание — изменяемую часть слова. Выдели основу Выдели корень Выдели приставку Выдели суффикс Высота: корень –выс, суффикс –от, окончание –а. Возвысить: приставка – воз, корень- выс, суффикс и, окончание- ть. Детка: корень- дет, суффикс – к, окончание- а. Бездетный: приставка- без, корень – дет, суффикс- н, окончание –ый. Обидеть: корень- обид, суффикс- е, окончание- ть. Обидчивый: корень –обид, суффикс – чив, окончание – ый. Безобидный: приставка- без, корень – обид, н – суффикс, ый – окончание. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (раздаются листочки с вагонами). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Проверка по слайду с комментированием. | Поезд № 1. Закон, так как слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки. Поезд № 2. Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов, не имеет суффикса. Запишите слова с суффиксами. Поезд № 3.. Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки. |