Конспект урока по русскому языку : "Правописание местоимений с предлогами"
Конспект урока по русскому языку : "Правописание местоимений с предлогами"
Тип данного урока: урок - обобщение и закрепление знаний. Основными задачами урока являются: на основе наблюдений подвести обучающихся к выведению правила правописания местоимений с предлогами, создать условия для открытия и усвоения обучающимися новых знаний, работать над развитием речи учащихся,грамматического мышления и мышления вообще, обогащать словарный запас, развивать чувство взаимопомощи, самостоятельности, любви к родному языку. В ходе урока у обучающихся формируются некоторые универсальные учебные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами;
создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний;
мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их восприятия особого значения и особых свойств этой части речи);
проверить у учащихся уровень сформированности умения определять лицо местоимений.
Развивающие:
работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, обогащением словарного запаса;
работать над активизацией познавательного интереса у учащихся;
Воспитательные:
развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности, любви к родному языку.
Цели урока:
Воспитание интереса к русскому языку.
Воспитание трудолюбия.
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
Развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
Формирование УУД
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Материалыи оборудование: Раздаточный материал, компьютер на рабочем месте учителя, проектор, экран, доска, презентация.
Ι.Орг. момент. (Слайд 2)
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
Интересное узнать.
- Сегодня мы с вами будем заниматься исследовательской работой. Мы будем рассуждать, доказывать, сравнивать, а также вы сегодня сами будете оценивать свою работу.
- У вас на столе у каждого есть листок оценивания. Баллы за каждый этап урока вы их поставите в листке справа.
Вид деятельности
Баллы
Чистописание
Словарная работа
Заполнение таблицы
Определение лица и числа местоимений
Склонение местоимений
Употребление местоимений в нужной форме
Редактирование предложений
Работа с пословицами и поговорками
Итог: средняя оценка
- Правда, урок несколько особенный, потому что почти все задания вам будет предлагать компьютер. Но я не уверена, что в компьютере не будет сбоев в работе или ловушек, поэтому будьте особенно внимательны.
- Но сначала компьютер предлагает вам настроиться на работу.
- Но, прежде, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования (Слайд 3) (дети записывают число, месяц, классная работа)
- Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)
-Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на уроке я предлагаю вам прочитать фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, часть букв не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.
-Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)
-Итак, тема нашего урока: Правописание местоимений с предлогами.
ΙΙ.Чистописание.
-Прежде, чем выяснять значение символов и знаков, потренируемся в написании древних иероглифов:
яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ(доска)
-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?
-Обменяйтесь тетрадями, поставьте друг другу оценки.
Постановка целей урока
- С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:
Повторим…..
Узнаем……
Проверим….
ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа.
- Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.
-Перед вами образец похожей грамоты, но она утратила часть букв, попробуйте прочтите эти слова, а компьютер поможет вам.
Игра “Узнай слова”. (Слайд 4)
Догадайтесь, какое это слово. Употребите его с предлогом.
-О чём надо было помнить, чтобы грамотно записать слова с предлогами? Почему?
-Сегодня нам это знание пригодится, но при написании другой части речи.
ΙV. Работа над темой урока.
Актуализация знаний. (Слайд 7)
- Для начала расшифруем девиз нашего урока: Знание – сила!
- Как вы понимаете эти слова?
-Что такое местоимение?
-Как изменяются местоимения?
( Слайд 8)
(составление кластера):
-Распределите личные местоимения по группам.
-Какое местоимение указывает на говорящего - (Я), какое на собеседника - (ТЫ), а какое на того, о ком идёт речь - (ОН, ОНА, ОНО)?
-Возьмем таблички на ваших столах.
Личные местоимения
лицо
число
1 л.
2 л.
3 л.
Ед. ч.
Мн.ч.
Указы-
вают
на
…………
на
…….......
на
……..…..
- Заполните таблицу согласно полученных знаний.
Время работы – 1-2 минуты.
-Оцените себя.
-Сравните местоимения первой строчки: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? (Высказывания учеников.) Аналогично вторую строчку.
-Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е. бывают ед.ч. и мн.ч.
Первичный контроль усвоения
- Продолжаем работать исследователями.
Предлагаю вам выполнить задание, работая в парах: один вставляет местоимение – другой определяет лицо и число.
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ... мастерица.
Вот то-то мне и духу придаёт, что ... совсем без драки могу попасть в большие забияки.
Очков с полдюжины себе ... достала.
А кисти сочные как яхонты горят; лишь то беда, висят …высоко.
А ... , друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Злой тоской удручена, к муравью ползёт … : «Не оставь меня, кум милый! Дай ... мне собраться с силой».
Физ / минутка (Слайд 9)
Углы классной комнаты пронумерованы. Учитель называет местоимение - дети поворачиваются и смотрят на угол, номер которого совпадает с номером лица названного местоимения. ( местоимения без предлогов)
-Оцените себя.
Наблюдение за изменением местоимений по падежам.
Заполнение таблицы в парах:
(Слайд 10)
-На что ещё вы обратили внимание, когда проверяли таблицы? (Слайд 11)
-Как нужно писать местоимения с предлогами? Почему? (Слайд 12)
Закрепление. (Слайд 13)
- Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
Физ / минутка(Слайд 14)
Углы классной комнаты пронумерованы. Учитель называет местоимение - дети поворачиваются и смотрят на угол, номер которого совпадает с номером лица названного местоимения. ( местоимения с предлогами)
Закрепление.
Самостоятельная работа – редактирование текста. (Слайд 15)
Работа по учебнику – упражнение 387
V. Итог урока. (Слайд 16)
-Какой вопрос выясняли на уроке?
-Что добавим в схему?
-Как же пишутся местоимения с предлогами? Почему?
-Зачем вели сегодня на уроке эту работу?
-Оцените себя
Дополнительно: (если остаётся время на уроке)
(Слайд 17)
-Игра «Четвёртый лишний»
1) он, она, оно, я
2) я, ты, они, он
3) мы, он, но, вы
4) ты, к, от, за
5) мне, мну, мни, мнём
- разгадаем ребусы. (Слайд 18)
VΙΙ. Д/З с.170 упр. 389 (Слайд 19)
VΙIΙ. Рефлексия (Слайд 20)
У меня всё получилось, я собой доволен!
У меня получилось не всё, мне есть над чем потрудиться, но я собой доволен!
У меня ещё очень многое не получается, есть над чем потрудиться!
Данный урок русского языка проводится в 4 классе по учебнику Т. Г. Рамзаевой. Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока применяются элементы частично-поискового характера. На уроке присутствуют парная и индивидуальная формы работы. На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. К уроку прилагается электронная презентация.
При подготовке к уроку были использованы литература и интернетисточники: