Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"»
Урок русского языка
Тема урока:Неопределенная форма глагола.
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись; Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
- Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)
- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
-Проверяем. слайд 5
- Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- А где мы можем узнать о новой форме глагола?(В учебнике)
-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
5. Изучение нового материала.
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. слайд 6 (На доску плакат)
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола
Инфинитив
Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
-На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? слайд 7
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
- Откройте учебники на стр. ___, прочитайте вывод.
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.
-С какими глаголами мы познакомились? слайд 8
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- на что оканчиваются гланолы в н.ф??
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)
- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?
Рефлексия
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали? нарисуй
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
X. Домашнее задание
Выпишите в тетрадь глаголы. Определите время и число глаголов. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей. В древнерусском языке н.ф. всех глаголов оканчивалась на –ти: ПИСАТИ,ХОДИТИ,ЗЪВАТИ. Потом безударное [ И ]исчезло, и осталось лишь мягкость конечного согласного[ т' ]: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечное И сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.
Ученые языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ТЬ и ТИ в н.ф.- суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения.
Н.ф. некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –ЧИ: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ. После исчезновения безударного[ И ] образовались современные формы: ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: БЕРЕЧЬ, ВЛЕЧЬ, ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, ЗАПРЯЧЬ, ЛЕЧЬ, МОЧЬ, СЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, СТРИЧЬ, ТЕЧЬ, ТОЛОЧЬ.
Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы…