Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира на тему: "Многообразие животного мира"»
Познание мира
1 класс
Тема: Многообразие животного мира
Цель: Обобщение, систематизация и расширение знаний учащихся о многообразии животного мира
Задачи:
актуализировать знания детей о животных; расширять кругозор учащихся по теме;
способствовать развитию аналитического мышления (рассматривать новые знания в контексте с уже имеющимися); развивать познавательную активность, интерес к предмету, умение делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня мы с вами совершим необычную экскурсию в Парк развлекательных аттракционов, который Волшебница Природа построила для своих друзей. Интересно, кто же эти друзья? За ответом на этот вопрос мы с вами и отправляемся в этот парк. Нас ждут интересные задания. А выполнить их вам помогут знания, полученные на прошедших уроках.
- Итак, для каких же друзей построены эти замечательные карусели? (на доске рисунки карусели).
2.Сообщение темы урока. Постановка цели урока
- Ответ вы сможете узнать, выполним первое задание.
работа по группам (повторяются правила работы в группе)
- Перед вами задание №1. Вам необходимо из разрезанных частей составить слова.
(Учащиеся выкладывают слова на партах.)
Полученные слова учащиеся перечисляют. Слова записываются на доске:
- Как одним словом можно назвать насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводные, пресмыкающиеся. (животные)
- Тема сегодняшнего урока: Многообразие животного мира
- Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
- Цель: Обобщить, систематизировать и расширение знания о многообразии животного мира
3. Работа над новой темой
Смена состава групп
- Перед вами картинки с изображением животных, вам нужно взять одну любую, определить какое это животное и найти его название на рабочем столе.
- Скажите по какому признаку сформирована ваша группа?
- Назовите существенные признаки вашей группы животных, заполнив таблицу, задание №2 (карточки с признаками надо переместить в таблицу; готовые таблицы размещаются на доске рядом с каруселью)
насекомые
млекопит.
птицы
рыбы
земноводные
пресмыкающиеся
Количество ног
6
4
2
-
4
- ,4
Тело
Состоит из 3 частей
Покрыто шерстью
Покрыто перьями
Покрыто чешуёй
кожа голая, нежная, иногда покрыта бородавками
Кожа приобрела защиту в виде чешуек и щитков
Другие признаки
На брюшке насечки
Кормят детёнышей молоком
Имеют клюв и два крыла
Дышат жабрами. Есть плавники и хвост
Рождаются в воде, а обитают и на суше, и в воде
Для согревания собственного тела они используют солнечное тепло
Физминутка
- Я буду называть животное, а вы, когда услышите название рыбы, то с помощью пантомимы покажите, как плавает рыба в воде. Когда слышите название птицы, будите махать руками – “крыльями”, имитируя полет. Услышав названия зверей, топать ногами. Насекомые - разминать пальчики. Земноводные - прыгать. Пресмыкающиеся - покажите рукой, как ползёт животное по земле.
Задание № 3 Найдите лишнее животное. Докажите.
1 группа медведь, белка, дельфин, бабочка
- Самое красивое насекомое – бабочка. Среди них есть настоящие рекордсмены:
самая большая - атлас: размах крыльев около 30 см;
самая маленькая –ацетозея: размах крыльев всего около 2 мм;
самый острый нюх – у самцов бабочки павлиний глаз: могут учуять самку на расстоянии до 11 км;
самая быстрая – совка-ипсилон: может лететь со скоростью до 110 км/ч;
самый длинный перелет совершила бабочка данаида. Специально помеченную бабочку поймали на расстоянии около 3,5 тысяч км от места, где ее выпустили.
(Презентация слайд 2-6)
2 группа бабочка, кузнечик, беркут, богомол
– Беркут крупная птица весит 6 кг. Самка выводит 1-2 беркутят, выживает только один. Отец лишь приносит еду, мать кормит, обогревает, охраняет малыша, учит его летать. У таких птиц и добыча должна быть крупная. Нападает на детёнышей оленей, косуль и лис. Его изображение в гербах и флагах народов Казахстана имеет давнюю традицию для казахского народа. Это символ свободы, стремление к высоте, полёт в будущее.
(Презентация слайд 7)
3 группа сорока, ворона, соловей, таймень
- Рыбу таймень можно назвать гигантом: живет она – если удается – больше 30 лет, а растет всю жизнь. В наше время крупнейшим считается таймень весом около 60-80 кг, но раньше встречались и более крупные особи: так, в 40-е годы XX века в одной из рек России поймали двухметрового тайменя весом более 100 кг. Современные же крупные таймени могут вышибать человека из лодки ударом хвоста, так что любителям рыбалки стоит быть осторожнее – даже опытные рыбаки справляются с ними не всегда. Таймень никогда не выходит в море, он предпочитает быстрые горные и таежные реки.
(Презентация слайд 8)
4 группа лягушка, тритон, крокодил, жаба
- Пресмыкающиеся (рептилии) У аллигатора во рту размещается около 80 зубов. Активная работа челюстями часто приводит к потере зубов, но они очень быстро отрастают. Ученые подсчитали, что у аллигатора может вырасти до 3000 новых зубов за жизнь. Пищеварительные соки крокодила являются настолько сильными, что животное может переварить даже стальные гвозди.
(Презентация слайд 9)
5 группа Черепаха, лягушка, крокодил, гадюка
- Земноводные (амфибии) Лягушки способны дышать через свою кожу. Кожа лягушки тонкая и содержит много слизистых желез, которые удерживают ее влажной. Лягушки могут впитывать кислород через эту тонкую, влажную кожу.
(Презентация слайд 10)
6 группа окунь, щука, барс, карп
- У каждой страны есть свой символ. Символом нашей страны является барс. Снежный барс из семейства кошачьих. Длина тела 103-130 см, хвоста – 80-105 см. Похож на леопарда, но окраска дымчато-серая, с тёмными кольцами. Мех густой, пушистый, такой же и на хвосте. Питается горными козлами, зайцами, сурками. Обитает у границы вечного снега, в высокогорьях. Занесён в Красную книгу.
(Презентация слайд 11)
- Наш президент мечтает о том, чтобы Казахстан 2030 года стал чистой и зеленой страной, со свежим воздухом, прозрачной водой. Чтобы наше государство процветало в мире и согласии. А ведь в нашем мире есть еще много зла. А вот что надо делать, чтобы не была зла вы узнаете, посмотрев театрализованное представление «Как избежать зла», приготовленное вашими одноклассниками.
Как избежать зла
(сказка)
В давние времена жил в лесу один человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним дере-
вом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы, обитавшие в том лесу, и повели между собой разговор. – Отчего на свете бывает зло?– спрашивали они друг друга. Ворона сказала: – Зло бывает от голода. Когда проголодаешься, совершаешь зло, не считаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода, не будет и зла. Голубь сказал: – Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку, нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит ей куда-нибудь отлучиться, пока не вернётся, тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается, идёшь искать её и порою рискуешь погибнуть. Всё зло от любви. Прошипела змея: – А по-моему, зло бывает от раздражительности. Если бы мы жили дружно, все было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься, так и хочется кого-нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя. – Нет, – сказал олень,– зло на свете – от страха. Если бы не было страха, всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много. Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева, зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым. Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор. – Вы все по-своему правы, – сказал человек. – Но дело не в голоде, любви, раздражитель-ности или трусости. Все живущие на земле должны стремиться делать друг другу добро. Тогда исчезнет зло.
- Так что же нам необходимо делать, чтобы зло исчезло?
4. Итог урока
- Что повторили?
- Что узнали нового?
5. Рефлексия
- Если вам понравилась ваша активность на уроке, и вы хорошо разобрались в теме урока, то карточку с изображением животного (небольшие фигурки животных находятся у каждого ученика на парте) поместите на соответствующую карусель, а если не очень, то рядом с ними.
- На этом наша экскурсия в необычный Парк аттракционов закончена. Я и Волшебница Природа благодарим вас за работу.
6. Домашнее задание
Составить кроссворд из 5-6 слов по теме "Многообразие животных"