Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе с презентацией по теме: "Про кошек и собак" Конспект урока для начальных классов подготовила: Цекова Елена Николаевна Пояснительная записка Окружающий мир (2 класс) Тема урока: Про кошек и собак. Форма урока: групповая Тип урока: комбинированный Цель урока: расширить представление детей о домашних животных. Задачи: образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями; развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения; воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним. Методологическая база: технология развития критического мышления с применением информационно-коммуникативных технологий. УМК «Школа России» Программа: Плешаков А. А. Зеленый дом. Программа «Школа России». Москва «Просвещение» 2008г. Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2009год. Цель урока: расширить представление детей о домашних животных. Задачи: образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями; развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения; воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним. Материально-техническое оснащение учебного процесса: Компьютер, проекционный аппарат, экран, доска, музыкальные эффекты, мягкие игрушки кошек и собак, вещи для игры (поводок, миски, ошейник, игрушки кошек и собак, корм в пакетиках ), выставка книг. Дидактический материал: картинки с изображением животных живого уголка, аквариум с рыбками, кот, сидящий на аквариуме, карточки для индивидуальной, самостоятельной, парной работы, мини-плакаты с породами собак, тесты, рисунки детей. Учебные пособия: атлас-определитель «От земли до неба» А.А Плешаков (один на группу), учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков. Ход урока. I.Организационный момент. Прозвенел звонок, Начался урок. На столе в порядке Книжки и тетрадки. А ещё необходимо нам внимание: Без него не получить новые знания. II.Повторение изученного материала. Но прежде вспомним то, что проходили на предыдущем уроке. Дети, которым я выдала карточки, будут работать самостоятельно, остальные работают со мной. [Приложение I] Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха) Что их объединяет? (Животные живого уголка) Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.) У меня есть аквариум, вспомните, какие рыбки живут в аквариумах? На доске записаны названия рыб: гуппи, окунь, меченосец, лещ, гурами, макропод, сомик, меченосец. Вам нужно вспомнить и выбрать название рыбки, которую я буду показывать. Теперь посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний? (Кот.) III. Введение в тему урока Тему урока определите сами, посмотрев фотографии и послушав песенку. (Слайд 1.По одной появляются фотографии собак и кошек, звучит песня «Человек собаке – друг» из м/ф «Бобик в гостях у Шарика») Кто догадался, какой будет тема нашего урока? 2 слайд . Тема нашего урока: Про кошек и собак. Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома? А вот эти замечательные животные нарисованы вами. Многие изобразили своих кошек и собак. (Учитель обращает внимание на выставку детских рисунков.) IV. Работа по теме урока Стадия Вызов. Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них. (Составление списка «известной информации»; верные и неверные утверждения) Подумайте и обсудите то, что вам известно. 1) Работа в группах. Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. 1 группа | 2 группа | 3 группа | Составить рассказ по плану: Где живёт? Чем питается? Для чего держат? Какие породы известны? | Отметить верные и неверные утверждения. Пород кошек существует больше чем собак. У кошек есть свой язык. Породы собак можно разделить на три группы. Человек приручил собак и кошек, чтобы они ему помогали. | О собаках | О кошках | Проверка. Расскажите, что вам уже известно об этих домашних животных. Какие породы знаете ещё? 3 группа прочитает вопросы и свои утверждения. 3 слайд (Утверждения верные и неверные) 2) Постановка цели. Вспомните тему урока, посмотрите на утверждения и скажите, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке. (Учитель записывает вопросы на доске) Чтобы ответить на интересующие вопросы, придётся потрудиться. Предлагаю работать под девизом: 4 слайд (Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!) Стадия Осмысление содержания 3) Поговорим о кошках. 5 слайд (Фотографии кошек различных пород) Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы? (По клику появляются названия пород: сиамская, персидская, домашняя, сибирская) 6слайд ( Фотографии сиамской кошки Смирнова Влада) 4) Рассказ Смирнова Влада о своей сиамской кошке, подготовленный заранее. 5) Откройте учебники. Найдите второй абзац, прочитает вслух…остальные следят по своим учебникам. 6) Рассказ учителя. В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам. В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами. А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье. На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона. К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. 7 слайд (Фотографии кошек, звучит голос - сообщение) Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Рассказ учителя У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. Кошке важно как можно больше двигаться и играть. Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку. (Стихотворение рассказывает ученик) Кошка первой входит в дом И живёт подолгу в нём, То мяучит, то играет, То куда-то исчезает. Исчезает далеко, А когда придёт обратно, То из блюдца аккуратно пьёт сырое молоко. -А чем ещё кормят кошек? 8 слайд . (Пища кошки. По клику появляются картинки с продуктами) Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды. V.Физкультминутка Гимнастика для глаз. Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы. (Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка) Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами. Наш Барбос встаёт на зорьке И к реке сбегает с горки. Он весёлую зарядку Любит делать по порядку. Для начала: бег на месте, Лапы врозь и лапы вместе. Тренировка для хвоста, А потом бегом с моста. VIП. Продолжение темы 7) Поговорим о собаках 9 слайд (400 пород собак, различные породы собак) 10 слайд (Фотографии «На службе у человека», звучит голос - сообщение Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь. Все породы собак можно разделить на 3 группы.) 11 слайд (Служебные, охотничьи, декоративные) 8) Групповая работа. «Виды собак». ( Во время работы тихо звучит песня «Пропала собака») Сейчас каждая группа будет работать с определённым видом. Вам нужно каждому прочитать стихотворение на карточке про себя. По атласу – определителю найти эту породу сначала самому, потом, посовещавшись с группой приклеить название породы под соответствующий рисунок. Далее необходимо обобщить результаты и подготовить выступление. [ПриложениеII] Выступления детей Выходят с мини-плакатами и делают обобщение. Выступление первой группы. Сообщение, подготовленное ребёнком о таксе. Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис. 12 слайд (Охотничьи собаки) Выступление второй группы Сообщение, подготовленное ребёнком о колли. Колли – это красивая, умна, добрая собака. Её называют шотландской овчаркой, т. к. она была выведена в Шотландии. Там она помогала пасти и охранять местных овец. Эта собака очень ласкова и любит детей. Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи. (Вывешивается табличка на доску) 13 слайд (Служебные собаки) Выступление третьей группы Сообщение, подготовленное ребёнком о пуделях. Я хочу рассказать о пуделях. Это красивые собачки с необычайными стрижками «под льва». Название пудель происходит от немецкого слова, которое означает «промокший до нитки». Дело в том, что несколько веков назад с пуделями охотились на водоплавающую дичь. Это очень сообразительные собачки. Они часто встречаются в цирке, т.к. хорошо поддаются тренировке. Собаки разные бывают, Но все они нам помогают. И преданнее друга ты Не встретишь никогда, учти! VII. Закрепление. 1) Игра «Помоги разобрать личные вещи четвероногих друзей» (Каждый достаёт одну вещь из пакета и кладёт перед игрушкой собаки либо котёнка) Хотите узнать, о чём мечтают ваши четвероногие друзья? 2) Инсценирование Хочу, чтоб ты со мной был мил, Меня поил, Меня кормил, Дал уголок уютный мне, И раза три в течение дня На воздух выводил меня… За всё я щедро отплачу: Тебя быть добрым научу. 3) Правила ухода за кошками и собаками. (Парная работа). [Приложение III] Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании. Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными. Вспомним их. 14 слайд (Правила содержания и ухода за кошками и собаками появляются по клику мыши, после того, как озвучат свой ответ дети) Необходимо помнить всегда 15слайд. (Мы в ответе за тех, кого приручили. А. С. Экзюпери.) - Как вы понимаете это высказывание? Плата за предательство – это брошенные, голодные кошки, одичавшие и опасные своры собак, которые опасны в стае, так же могут быть переносчиками опасных болезней. 4) Отгадайте кроссворд. По фотографии определить породу собак. 16 слайд 17 слайд (по клику клетки кроссворда заполняются буквами) Прочитайте выделенное слово (друг) - Как оно относится к теме нашего урока? VIII. Итог урока Стадия. Рефлексия. Давайте вернёмся к утверждениям и ещё раз проверим, изменилось ли ваше мнение или нет. Удалось ли вам получить ответы на интересующие вас вопросы? Оцените свою работу на уроке. 18 слайд. (Экран рефлексии. У меня всё получилось. Были ошибки, но я всё исправил сам. Ничего у меня не получилось. Прикрепляют магниты, соответственно: красные, жёлтые и синие) Выставление отметок. Похвала. В память о нашем уроке, я дарю вам буклеты, где вас ждёт не только домашнее задание, но и полезная информация. Благодарность за усердие, старание, прилежание. IX. Домашнее задание по выбору. Вы подготовили красивые рисунки кошек и собак. Но очень хочется больше узнать о ваших питомцах. 1) Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак. 2) Написать сочинение-повествование. План Порода. Кличка Внешний вид. Особенности характера. Твоё отношение к животным. 3) Написать сочинение – рассуждение «Почему собака бывает кусачей?» А сейчас вас ждёт сюрприз, закройте глаза. (Звучит песня «Пропала собака», открывается штора, за которой была скрыта выставка собак и книг о четвероногих друзьях). Я приглашаю посетить нашу выставку «Наши меньшие друзья», книги представленные на выставке вы можете взять в поселковой библиотеке, а на информационных стендах можете подробнее узнать о различных породах кошек и собак. ПРИМЕР СЛАЙДА ПРЕЗЕНТАЦИИ |