kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студентка "Курского педагогического колледжа". Учусь на 3 курсе школьного отделения. Прохожу практику "пробных уроков" в школе. Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру 4 класс»

Дата:15.03.2016

Предмет:Окружающий мир

Класс: 4В

Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна

Руководитель практики: Медведева Наталья Викторовна

Тема: Трудные времена на Русской земле

Тип урока: ОНЗ

Цель: сформировать представление о важных событиях13 века на Русской земле

Задачи:

Образовательные: Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать учение работать по карте.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; воспитывать чувство гордости за героизм и самопожертвования российских людей; воспитывать любовь и уважение к Родине.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Иметь представление о нашествии Батыя и историческом значении в сражении на льду Чудского озера; знать о личности Александра Невского;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверял, информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; 

Коммуникативные УУД:  участ­вовать в обшей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: целостно воспринимать окружающий мир.

Средства обучения: А.А.Плешаков, учебник «Окружаюший мир» 4класс Ч.2; А.А. Плещаков, Е.А. Крючкова, рабочая тетрадь «Окружаюший мир» 4 класс Ч.2., карточки и вопросами, фрагмент фильма «Илья Муромец», «Александр Невский», презентация.


ОК

ПК

ПО

У

1.2.4,7

1.1,1.2,1.3.1.4,1.5,4.1, 4.2

1.2.4,7

1-12,21-26


Ход урока:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети.

-Меня зовут Юлия Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Сейчас вы просмотрите фрагмент, связанный с историей нашей страны.

-Скажите, какое отношение имеет этот фрагмент к истории нашей страны?

-Если бы вы оказались на месте этих людей, какое это чувство у вас вызывает?

-Что было бы, если кто-то не победил этого хана, что было бы с нашей страной?




Смотрят фрагмент


Размышляют.

Рассуждают.

Комментируют.

Объясняют.


2. Актуализация знаний.

-Чему посвящен 2016 год?

-Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?


-Как возникли монастыри?



-Как назывался монастырь около города Радонежа?

-Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

Индивидуальные задания по карточке.

Карточка1.

Какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси ты можешь привести?


































Карточка 2.

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?


























Тест.

1. Какое прозвище дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский б) Долгорукий в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев б) Москва в) Ростов

3. Что такое Калита?

а) большая калитка б) кошелёк с деньгами в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменилась

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

-год кино

-природа давала все необходимое для жизни – земли, удобные для обработки леса, обильные дичью, реки и озера, богатые рыбой.

-поселится монах затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахали.

-Троицкий монастырь

-головной убор-шапка Мономаха


Пересказывает один ученик

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепе­лища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Более безопасными для жизни стали северо- восточные земли, наиболее удалённые от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда напра­вились переселенцы из других русских краёв. Природа давала всё необходимое для жизни — земли, удобные для обра­ботки, леса, обильные дичью, реки и озё­ра, богатые рыбой.

Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяе­вами. Они ставили новые города и кре­пости. Постепенно возрождались прежние ремёсла. В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, ко­жевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, из­готавливающие вооружение и доспехи, — бронники, щитники, лучники, кольчужники.

Потянулись из города в город купеческие ка­раваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой.

Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем ле­су, а к нему потянутся люди за советом, уте­шением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

Около города Радонежа в середине XIV века возник Троицкий (позднее Троице-Сёргиев) мо­настырь. Основал его Сёргий. Его начали назы­вать Сергием Радонежским. К старцу обраща­лись за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сер­гий, никому не отказывал. Вскоре обитель, осно­ванная им, прославилась по всей Руси.

Пересказывает второй ученик

Московский князь Иван Данилович, внук Алек­сандра Невского, заботился о порядке в своём княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год.

Москва — центр княжества — при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремес­ленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. Летом на пристанях у Москвы-реки стояло мно­жество кораблей с товаром. Зимой тянулись сан­ные обозы.

При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Бо­ровицком холме первые белокаменные соборы.

Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчато­го забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образова­лось торжище — место торговли.

Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережли­вого князя?! Эти накопления пригодились ему - немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.

Был князь бережлив, но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. На поясе он всегда носил кошель с деньгами (по-древне­русски «калита»), из которого подавал нищим. Поэтому и прозвали его Калитой.

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Ле­генда рассказывает, что её прислал в подарок византийский император Константин Мономах одному из русских князей. Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и дра­гоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

Московское княжество стало сильнейшим в Се­веро-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы.

Выполняют тест

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена?

-Сформулируйте тему урока

(слайд1)

-Какую проблему можем поставить на уроке?

-Сформулируем задачи урока. Дополните предложения. (Слайд2)

  • По данной теме я хотел бы узнать…

  • Мне это нужно потому, что…

  • Для этого я должен на уроке…

-Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручка, дружба.

-Вы ранее изучали, что города были хорошо укреплены

-Так почему же Русь не смогла отстоять свою независимость?

Беседа

-Ребята, скажите, кто такие монголы?

-Кто такой Александр Невский?

Работа с картой(слайд3)

-Что обозначает зеленая линия?

-Что означает пунктирная линия?

-Обратите внимание, почему каждое княжество обозначено разным цветом?



-Монголы- степные кочевники. Как вы это понимаете?

-Обозначим на карте карандашом стороны света. Вверху - север, внизу - юг, слева – запад, справа – восток.

-какими стрелками показано нападение монгольских ханов

-Назовите откуда пришли монголы?

-Назовите города?

-Скажите, почему монголы не пошли на Новгород?

-Обратите внимание, какая здесь природная зона?

-Из какой зоны пришли монголы?

-Посмотрите на внешний вид воинов (слайд4)

-Во что одет русский воин?

-Во что одет монгольский?

Обратите внимание, что он уже на лошади

(слайд5)

Посмотрите на карту. Какая угроза возникла на северо-западе Руси?

-Какими стрелками обозначено нападение?

-что показано красными стрелками?

-Что обозначено крестиком?

-Назовите два важнейших события?

Личность А. Невского

Посмотрите фрагмент фильма и скажите, какие качества личности А. Невскому как русскому воину и полководцу помогли победить шведских и немецких рыцарей?

-За что вы его можете уважать?


Посмотрите на картину « Ледовое побоище»

(Слайд6)

-Обратите внимание, во что был одет крестоносец?


-Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» и ответьте на вопросы.


Задание для первой группы:

1) Кто такие монголы?

2) В чем заключалась сила монгольских племен?

3) Кто возглавлял войско завоевателя?

4) Какое княжество подверглось первому удару?

5) Почему пала Рязань?

6) Какие еще города заняли кочевники?

7) Что вы узнали об обороне Козельска?

8) Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

9) Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили.

*причины поражения

-Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» и ответьте на вопросы.


Задание для второй группы.

1)Какие цели преследовали шведы и немцы?

2)Почему именно это время они выбрали для наступления?

3)Почему Александр одержал победу над шведами?

4)Какое прозвание получил Александр за эту победу?

5)Почему рыцарей называли крестоносцами?

6)Как построили свои войска крестоносцы?

7)Как построил свои войска Александр?

8) Как проходила битва и чем закончилась?

*личность А.Невского

ФИЗМИНУТКА

Рассуждают, отвечают на вопросы

- Трудные

Формулируют тему

-Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле».

-Каким испытаниям подверглась Русь в 13веке.



Читают определения в словаре

Монголы- кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденных.

Хан – правитель Золотой Орды.

Рыцарь – конный воин, защищенный доспехами.

Крестоносцы – рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест.

-высказывают свои предположения


-общая граница русских княжеств до монгольского нашествия

-граница отдельных русских княжеств и земель

-потому что Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться.

-кочевники пришедшие из степи

Обозначают стороны света



-Коричневым

-с востока

-Рязань, Москва, Переяславль, Тверь Владимир, Торжок, Козельск

-тайга, леса

-из степи

-Из-за того, что они не ориентироваться в лесах, они не приспособлены к жизни в лесу

-шлем, кольчуга ,копье, шит, булава, меч

-Халат, тулуп шапка, лук, стрелы, копье, меч


Смотрят на карту. Анализируют.


-Синими. Завоевательские походы шведских и немецких рыцарей на русские земли

-Походы А.Невского

-Места и года важнейших событий

-Невская битва и Ледовое побоище

Смотрят фрагмент

Высказывают свое мнение


Блестящий полководец, талантливый дипломат, искусный политик

- Люди и их кони были закованы в стальные латы — в броню — как говорится, с головы до ног. Щит, кольчуга, шлем, меч, копье, булава, топор, кинжал



-работа в парах

4. Первичное закрепление во внешней речи.

-Выходит отвечать первая группа

-Остальные поднимают руку и дополняют

-Отвечает вторая группа

Ответы первой группы

- Монголы- кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

-многочисленность и организованность

-Хан Батый

-на Русь

- К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан­цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

- Рязань, Москва, Переяславль, Тверь Владимир, Торжок, Козельск

На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

- Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са­мостоятельными и никому не подчиняться.


Ответы второй группы

-завоевать земли

-потому что на моря были покрыты льдом

- В бою рыцари строились клином

- За победу на реке Неве князь Алек­сандр получил прозвание Невского.

- Крестоносцы – рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест.

- Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых лу­ками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

- Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа­лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.


5. Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 21.

-Выполним задание 3, найдите слова, которые относятся к истории Древней Руси?

-Найдите слова, которые относятся к истории монголов?

-Когда Батый напал на Русь?

-Когда состоялась битва на Неве?

-Ледовое побоище?

-Впишите даты этих событий, выполняя задание 4 на стр. 22

-выполним задание 5

Работа в тетради

-Восточная Европа, страна городов, великий князь.


-Азиатская часть Евразии, хан, кочевники


-В 1237

-15 июля 1240г.

-5 апреля 1242г

Русские воины перед битвой с врагом давали клятву сражаться за Святую Русь храбро, самоотверженно, бесстрашно. Воины князя Александра Невского делали это перед битвой на Чудском озере. 

В Софийском соборе. «Постоять за Святую Софию»

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Чтобы закрепить изученный материал, я сейчас задам вам вопросы по данной теме, а тот, кто внимательно слушал, легко на них ответит.

Фрагмент А.Невский

  1. Кто напал на Русь в XIII?

  2. Кто возглавил поход на Русь?

  3. Какая появилась новая угроза?

  4. Кто выступил против них?

  5. Какое прозвание получил он после победы?

  6. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?

  7. Чем закончилась битва?


-Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке?

Доп.вопросы:

  1. Какой первый город был на их пути?

  2. Сколько дней оборонялись жители Рязани?



  1. Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?


  1. Что случилось с Киевом?

  2. Как стало называться государство монголо-татар?

  3. Как строились крестоносцы? С какой целью?

Отвечают на вопросы





-(монголо-татары)

-(Хан Батый)

-(на северо-западных рубежах Руси, шведы)

-(Новгородский князь Александр)

-(Невский)

-(Ледовое побоище)


-(Крестоносцы оказались в западне, многие из них провалились под лед и утонули. Победой Александра Невского)

В 1237 году нашествие монголо-татар, в 1240 нападение шведов


-(Рязань)

-(5 дней, но на 6 день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разграбили и сожгли его, все жители погибли)

-(Семь недель войско Батыя провело под городом Козельска )

-(В 1240 г., он был захвачен и разграблен)

-(Золотая Орда)

-(Клином, чтобы пробить самую крепкую оборону)


7. Рефлексия и оценивание работ.

-Выберете понравившееся вам незаконченное предложение и продолжите его.(Слайд)

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня я удивился …

  • Теперь я могу …

  • Было трудно …

  • Мне захотелось …

  • Я поставил на уроке отметку …, потому что…

  • Я считаю, что дома мне надо …, так как …

-Запишите домашнее задание(Слайд)

1)Учебник с. 59-64

2) Р. 1,2,5 на с. 20-22

-Урок окончен.

Участвуют в рефлексии










Записывают домашнее задание


Учитель:

Руководитель практики:

Оценка:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по окружающему миру 4 класс

Автор: Зуборева Юлия Юрьевна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока окружающего мира для учащихся 3 класса. Тема урока "Растения сада""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "374103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482920461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства