Конспект урока по литературному чтению по творчеству С.Я. Маршака.
Конспект урока по литературному чтению по творчеству С.Я. Маршака.
Данный урок построен по технологии, т.е.были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, "в парах", но корректнее следует сказать, что на данном уроке использованы приёмы критического мышления.На уроке были созданы благоприятные условия, были определены цели урока, осуществлялось развитие внутренней мотивации к изучению темы урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, какие книги вы любите читать, о чем эти книги?
- Назовите свои любимые книги и своих любимых писателей.
- Когда вы берете в библиотеке книгу, на что обращаете внимание? (Название, автор, оформление, иллюстрации, в порядке ли книга и др.)
-У нас с вами тоже появилась книга - Литературное чтение, которую вы должны беречь, аккуратно пользоваться ей и т.д.
- Почему мы бережно должны относиться ко всем книгам?
2.-С. Я. Маршак посвятил вам стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
- Давайте послушаем отрывки из этого стихотворения. Как оно называется?
Чтение наизусть отрывков из стихотворения С. Маршака «Новому читателю»
- Почему поэт называет вас новыми читателями?
- Какими качествами должен обладать читатель?
- Для чего?
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о книге как о нашем друге, познакомимся с информацией о возникновении письменности при помощи иллюстраций учебника и презентации.
- А в конце урока вы ответите на главный вопрос: «Почему уметь читать – это хорошо»?
IV. Основная часть.
1. Кто говорит молча?
Загадки и пословицы о книге.
а) – Откройте учебники на стр. 8
- Прочитайте заголовок страницы. Вам предстоит подумать, о чем идет речь. С этой целью прочитайте 2 загадки.
Работа в паре.
Дети читают друг другу загадки, называют отгадки.
- По каким признакам вы догадались, что речь идет о книге?
- Сделайте вывод, кто говорит молча? Почему?
б) – Найдите рубрику «Шутки-минутки». Прочитайте.
- Объясните, как вы понимаете это выражение.
- Я надеюсь, что у вас всегда найдется время для чтения.
в) Работа в паре с пословицами.
- Прочитайте друг другу пословицы.
-выберете и прочитайте ту пословицу, смысл которой вы хотели бы объяснить.
- Сделаем вывод, какая тема объединяет загадки и пословицы, с которыми вы сегодня познакомились? (Книга.)
- Кто помогает книге заговорить? (Читатели.)
г) Чтение высказывания К.Д. Ушинского.
- Что самое главное, по мнению К. Ушинского, в чтении? Вы согласны с ним?
- Какая из прочитанных пословиц подтверждает мысль К. Ушинского?
Физкультминутка.
2. а) – В «Азбуке» мы читали о том, что информацию можно передать при помощи звука, жеста или даже при помощи барабана.
- А как еще передавали информацию, мы узнаем, прочитав текст на с.10
Знакомство с узелковым письмом.
Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, должен был обозначить ее шнурком и привязать его в определенном месте веревки. Белый цвет получившегося узла обозначал мир, желтый – золото, зеленый – хлеб и др.
б) - С нами на уроке наши герои – Аня и Ваня. Прочитаем их диалог, их впечатления.
в) Рассматривание иллюстраций учебника.
г) – Мы узнали, что у народов Африки и Америки существовало предметное письмо, а в Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли иероглифы. Каждый иероглиф (рисунок-знак) обозначал слово или его часть.
Словарная работа. Иероглиф - рисунок-знак.
д) – Так общались люди в древности. А как в наше время люди сообщают друг другу что-то важное и интересное? Расскажите об этом.
( При помощи книг, радио, телевидения, компьютера и т.д.)
е) Творческая работа.
- Попробуйте записать какое-либо сообщение с помощью знаков рисунков. ( Я люблю читать книги.)
V. Заключение.
1. Беседа о книге, читателе и чтении.
- Кого можно назвать хорошим читателем? Какими качествами он должен обладать?
- Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя?
- Почему люди так бережно хранят книги, которым несколько тысяч лет?
- Слышали ли вы о таких книгах?
- Знаете ли вы что-либо о Библии? Почему ее ценят люди?
2. Обсуждение проблемы «Культура чтения, культура обращения с книгой», в том числе и с учебной книгой.
3. Чтение по памяти стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать».
4. Творческое задание: составление собственных загадок о книге.
VI. Итог урока.
- Подведем итог. Почему уметь читать – это хорошо?