- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.
2. Постановка задач урока.
а) Прослушивание грамзаписи.
- Наш урок начнет музыка, а вы расскажите, о чем она вам поведает.( Приход весны).
- Вот так услышал музыку весны композитор Чайковский. Свою пьесу он назвал «Жаворонок».
б) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.
- Весна волнует сердца и настоящих художников. Мы с вами оказались среди картин известных художников, посвященных теме «Весна». Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу и сердце
Нахлынули чувства…
- Какие изученные стихотворения о весне подходят к картинам?
- Мы с вами побывали в мастерской художника, писателя, композитора. Но есть еще мастерская поэта. И этим поэтом сегодня будет Самуил Яковлевич Маршак. Я немного расскажу вам об этом интересном человеке.
Биография С.Я.Маршака (портрет поэта).
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта, писателя, переводчика С. Я Маршака. Родился Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак - один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране. Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он научил радоваться красоте поэтического слова, показал, что стихами можно рисовать цветные картинки природы. Давайте вспомним произведения, в которых описаны первые цветы и вместе с С. Я. Маршаком посмотрим в добрые, доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими и станем чуточку добрее, мудрее , красивее.
- Маршак написал удивительное, красивое стихотворение.
- Догадайтесь, о каком цветке идет речь.
а )Работа с текстом до чтения. Словарная работа.
- Отметьте непонятные слова (чтение незнакомых слов и их объяснение).
Томиться, бутоны, венчики.
- Как вы понимаете эти слова?
б) Работа с текстом во время чтения.
Дети читают стихотворение про себя, проверяя предположения.
- Понравилось?
- Какие образы представились?
Чтение вслух с попутным комментарием.
- Прочитайте первые четыре строчки.
- Что увидели? Что почувствовали?
- «Чернеет лес» можно заменить словом черный?
- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
- Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?
- Какие запахи чувствуете?
-Прочитайте следующие строчки.
- Почему «колокольчики весны»?
- «Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»- как вы понимаете эти строчки.
- С чем можно сравнить венчики? (глазки)
Чтение третьего столбика.
- Что представили? (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш)
- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)
- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)
- Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
- Какие запахи почувствовали?
Чтение четвертого столбика.
- Почему Маршак пишет «лес томиться»?
- Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)
в) Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте еще раз. Почувствуйте, чем «пахнет» лес? (землей, корой, листвой).
- Приготовьтесь читать стихотворение от лица человека, который восхищен красотой и нежностью ландыша.
- Как вы считаете, получилось?
г) Работа со стихотворением после чтения.
- Мы увидели, насколько трудна работа писателя, художника, композитора, поэта. Познакомились с прекрасным стихотворением Маршака «Ландыш».
- Какая строфа стихотворения вам больше всего запомнилась?
- К какой строфе вам захотелось нарисовать иллюстрацию?
7. Физминутка.
8. Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания... Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время! Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)
А теперь посмотрите на экран и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов .
Е
К
Ш
Ь
В
Р
Т
У
И
Л
И
Е
Ы
Б
Е
О
Б
Н
(Дети должны прочесть фразу «Не рви большие букеты». Беседа завершается чтением стихотворения.)
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?
- У каждого из вас на парте лежат красивые жёлтые солнышки. Покажите своё настроение.
- Посмотрите, каким солнечным стал наш класс!
Наш урок я хочу закончить словами стихотворения народного поэта Дагестана