5. Постановка темы и цели урока У: - Предположите, с произведением какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке? (Мы поработаем на уроке с произведением Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».) У: Чему мы будем учиться? ( Будем развивать навык чтения, учиться анализировать произведение.) У: Сегодня на уроке мы будем развивать навык выразительного чтения, будем учиться анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков. Посмотрите на выставку. Какие книги вы видите? Какие из них вы уже читали? Например , из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка. (учитель показывает портрет) Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая шейка». ( Ответы детей) У: Сядьте правильно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песня». Что вы себе представляете? (Осень. Моросит дождь. Облетают листья. Хмурое небо.) У: Какое настроение? (Грустное) 6. Чтение 1 части произведения учителем и подготовленными учащимися. 1)Анализ произведения У: Что происходит в природе с наступлением осенних холодов можно узнать из литературных произведений. Давайте убедимся в этом. У: - О чем это произведение? _Назовите персонажей. - Почему называется « Серая Шейка»? - Что мы узнали о Серой Шейке? (ответы учащихся) 2)Работа по группам Для дальнейшей работы над произведением мы должны работать в группах. Внимательно послушайте задания: 1 группа: Найдите в тексте непонятные слова и объясните их значение, обратившись к словарю С.И. Ожегова. 2 группа: -Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? Докажи чтением отрывка из сказки. 3 группа: Как ведет себя Селезень, когда сталкивается с трудностью и опасностью? Докажи чтением отрывка из сказки. 4 группа: Вы согласитесь, что Селезень и Утка представляют 2 разные жизненные позиции? Докажи чтением отрывка по ролям. 5 группа: Автор – тонкий наблюдатель жизни природы. Верно ли это? Подсказка: найдите в тексте пейзажные описания, подробности поведения птиц перед полетом. 3) Проверка выполнения заданий 1 группа (слайд №3) Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу. Верста – русская мера длины равная 1,06 км Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней, пней или семян. Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический. Улетавший косяк – стая птиц. Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см 2 группа: Утка спасла жизнь Серой Шейке, своей дочери, которая не может лететь вместе со стаей на юг.Она плачет и печалится. Решает остаться зимовать с Серой Шейкой. ( с. 29,30) 3 группа: Селезень не тревожит себя грустными мыслями. Он даже думает ,что для Серой Шейке лучше было бы если Лиса ее съела. Все равно ей суждено погибнуть зимой. (с.30) У: -Похожи ли эти отношения на отношения между людьми? 4 группа: ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.) У: - Какая из позиций ближе каждому из вас? ( заслушиваются ответы учащихся) Вывод на слайде №4 Утка | Селезень | Самоотверженная Заботливая Умеющая любить Умеющая сочувствовать Способная на жертву | Эгоистичный Равнодушный Не способный на жертву Не тревожит себя грустными мыслями | 2) -Какая позиция близка автору? -Как объяснить его слова: «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён, и всегда лучше всех.) (В этой фразе есть ирония автора. Повтор слов.) У: - На самом ли деле Селезень такой умный? (Докажите словами из текста.) Селезень - типичный обыватель. Обыватель - это человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том. Что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Об их жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю». У: - Какую позицию выбрали бы вы? (заслушиваются ответы учащихся с.28, абзац 3,с.29 абзац 3, с.30 абзац 6) 4) Просмотр кадров мультфильма «Серая Шейка» Лиса подбирается к полынье. |
Регулятивные : принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; принятие позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные: работа с информацией , развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом Регулятивные : развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом
Познавательные: создание проблемной ситуации
Коммуникативные: использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; понимание содержания вопросов и высказываний учителя и сверстников; умение сотрудничать. Предметные : понимание содержания прочитанного; эмоциональное реагирование на события произведения при слушании и чтении; определение героев; ответы на вопросы по содержанию текста. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, понимание содержания задания, высказывания сверстников, обогащение речи Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, представлять информацию, выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать Познавательные: работа с информацией в разной форме; со словарем и классифицировать по признакам; Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Предметные: - развитие устной речи, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать
Личностные: развитие познавательных интересов
|