kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Д.Н. Мамин- Сибиряк Серая Шейка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование младшего школьника как субьекта учебной деятельности.это предполагает активную деятельность ученика на уроке, их самостоятельность и инициативность. В процессе урока формируется личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

На уроке созданы условия для возникновения у учащихся положительной учебно-познавательной мотивации. Учащиеся активно участвуют  в целеполагании, планируют учебную деятельность, оценивают ее результаты.Урок имеет рефлексивную направленность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению Д.Н. Мамин- Сибиряк Серая Шейка»

Проект урока по литературному чтению

Класс:3 «А»

Учитель: Догина Т.В.

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок-беседа

Цели урока: 1. Создать условия для развития навыков выразительного чтения.

2. Формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

3. Содействовать расширению кругозора, словарного запаса, развитию исследовательского навыка.

4. Воспитывать любовь к родной природе

Методы обучения: словесный, наглядный, эвристический, исследовательский


Оборудование: 1. Портрет писателя Д.Мамина – Сибиряка.

2. Карточки с заданиями для групп.

3. Словарь С.И. Ожегова.

4. Музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года» «Ноябрь»

5. Выставка рисунков учащихся о животном мире.

6. Выставка книг Д.Н. Мамина - Сибиряка.

7. Мультфильм « Серая Шейка» режиссер Л.Амальрик,

В. Полковников.

8. Учебник «Литературное чтение» 1 часть, автор: В.Ю. Свиридова,

Ход урока


Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап


У : Ну-ка, юный мой дружок!

Ты, готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Все в порядке в голове?

Чтобы получить знания

Надо терпение и внимание.

Пожелаем друг другу быть внимательными, чтобы узнать на уроке много полезного и интересного.

-Давайте подумаем: для чего нужен предмет «Литературное чтение»?

(Мы учимся выразительно читать. Знакомимся с замечательными произведениями великих писателей. Учимся понимать характер и поступки героев.)

У: Эти уроки помогают нам воспитывать чуткое сердце.

Личностные: создание ситуации успеха, самоопределение, нравственно-этическое оценивание

( уважительное отношение к окружающимся)




Регулятивные: целеполагание Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Проверка домашнего задания

У: Прочтите

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» А.Сент –Экзюпери

-Как это понимаете?

(Надо заботится обо всем живом рядом с нами. Беречь природу. А это значит беречь нашу Землю.)

Объявляем конкурс на лучшее прочтение стихотворения А.Кирсанова «Этот мир». Предлагаю разделиться на 3 группы: жюри(1 ученик от каждого ряда), участники ( от каждого ряда по одному), зрители ( все остальные). Вспомните свои обязанности. Каждый участник отвечает на один вопрос:

-Чей образ создает поэт?

-Кто такой гончар в данном стихотворении?

(-Гончар – это Солнце, это главный мастер, который слепил земной шар.)

У: - Действительно, Солнце – это и есть как раз тот Бог, которому поклонялись все народы в древности на протяжении нескольких тысячелетий.

У: - А кто же это дитя?

- (Дитя – это Человек, человечество, каждый из нас.)

У: Почему так снисходительно и ласково: “Дитя”?

(Потому что все мы получили “этот мир” уже готовым, созданным до нас и без наших усилий.)

У:- Что можете сказать о подарке? В чем его необычность?

(Подарок “этот мир”, драгоценный с точки зрения поэта, очень хрупкий, очень нежный, второго такого подарка мастеру уже не сотворить)

У:К чему призывает поэт?

(Человек должен научиться беречь мир, не разрушать войнами, конфликтами, варварским отношением к природе и её богатствам. Конечно, очень сложно заботиться сразу обо всём земном шаре, но можно начинать с малого: постараться беречь то, что рядом, что в поле зрения.)

У: кто же помогает нам увидеть красоту мира, позаботиться обо всем живом?

(Писатели, поэты, художники.)

У: Я думаю, что вы способны увидеть и заметить прекрасное. Об этом говорят ваши рисунки.

(Выставка рисунков «Остановись,мгновение!)




Личностные: развитие познавательных интересов, формирование чувства любви к природе, защиты родной природы .создание прблемной ситуации




Регулятивные: выполняют учебные действия, осуществляют контроль, коррекция действий, оценку деятельности

Познавательные: анализируют материал, сравнение, формулируют выводы по результатам наблюдений;


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, речевая деятельность


Познавательные: работа с учебником, поиск нужной информации, умение работать с текстом


Предметные: понимание содержания прочитанного; эмоциональное реагирование на события произведения при слушании и чтении; ответы на вопросы по содержанию текста.
















Коммуникативные:формируют собственное мнение, учатся владеть речью, высказывать собственное мнение.





3. Подготовка к восприятию нового материала

Игра «Викторина по произведениям Д. Н. Мамина – Сибиряка»

У: Откуда эти строчки? (Читают подготовленные ученики)

(- Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где – нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки. « Сказка про храброго зайца…»

-Действительно в болоте лежал медведь. Забрался в самую густую траву, где комары жили испокон веку, развалился и носом сопит, точно кто на трубе играет. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост.»

-А как быстро летело время…Был уже целый ряд холодных утренников… «Серая Шейка»)

У: Что общего между ними ?

(О животных. Автор Д.Н. Мамин – Сибиряк.)

Познавательные: работа с информацией в разной форме;

Коммуникативные: учитывают разные мнения; понимание содержания вопросов и высказываний учителя и сверстников.


Личностные: эмоциональное восприятие героев Регулятивные: принятие учебной задачи, принятие позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

4.Физкультминутка

(Повторяют движения за учителем)

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками - крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть,
И готовы в дальний путь.



5. Постановка темы и цели урока

У: - Предположите, с произведением какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке?

(Мы поработаем на уроке с произведением Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».)

У: Чему мы будем учиться?

( Будем развивать навык чтения, учиться анализировать произведение.)

У: Сегодня на уроке мы будем развивать навык выразительного чтения, будем учиться анализировать

поступки героев с целью выявления мотивов поступков.

Посмотрите на выставку. Какие книги вы видите? Какие из них вы уже читали? Например , из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.

(учитель показывает портрет)

Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая шейка».



( Ответы детей)

У: Сядьте правильно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песня». Что вы себе представляете?

(Осень. Моросит дождь. Облетают листья. Хмурое небо.)

У: Какое настроение?

(Грустное)



6. Чтение 1 части произведения учителем и подготовленными учащимися.

1)Анализ произведения

У: Что происходит в природе с наступлением осенних холодов можно узнать из литературных произведений. Давайте убедимся в этом.

У: - О чем это произведение?

_Назовите персонажей.

- Почему называется « Серая Шейка»?

- Что мы узнали о Серой Шейке?

(ответы учащихся)


2)Работа по группам

Для дальнейшей работы над произведением мы должны работать в группах. Внимательно послушайте задания:


1 группа:

Найдите в тексте непонятные слова и объясните их значение, обратившись к словарю С.И. Ожегова.


2 группа:

-Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? Докажи чтением отрывка из сказки.


3 группа:

Как ведет себя Селезень, когда сталкивается с трудностью и опасностью? Докажи чтением отрывка из сказки.


4 группа:

Вы согласитесь, что Селезень и Утка представляют 2 разные жизненные позиции? Докажи чтением отрывка по ролям.


5 группа:

Автор – тонкий наблюдатель жизни природы. Верно ли это? Подсказка: найдите в тексте пейзажные описания, подробности поведения птиц перед полетом.


3) Проверка выполнения заданий

1 группа (слайд №3)

Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу.

Верста – русская мера длины равная 1,06 км

Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней, пней или семян.

Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический.

Улетавший косяк – стая птиц.

Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см


2 группа:

Утка спасла жизнь Серой Шейке, своей дочери, которая не может лететь вместе со стаей на юг.Она плачет и печалится. Решает остаться зимовать с Серой Шейкой. ( с. 29,30)


3 группа:

Селезень не тревожит себя грустными мыслями. Он даже думает ,что для Серой Шейке лучше было бы если Лиса ее съела. Все равно ей суждено погибнуть зимой.

(с.30)

У: -Похожи ли эти отношения на отношения между людьми?


4 группа:


( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

У: - Какая из позиций ближе каждому из вас?

( заслушиваются ответы учащихся)

Вывод на слайде №4

Утка

Селезень

Самоотверженная

Заботливая

Умеющая любить

Умеющая сочувствовать

Способная на жертву


Эгоистичный

Равнодушный

Не способный на жертву

Не тревожит себя грустными мыслями


2) -Какая позиция близка автору?

-Как объяснить его слова: «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён, и всегда лучше всех.)

(В этой фразе есть ирония автора. Повтор слов.)

У: - На самом ли деле Селезень такой умный? (Докажите словами из текста.)

Селезень - типичный обыватель. Обыватель - это человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том. Что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Об их жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю».


У: - Какую позицию выбрали бы вы?

(заслушиваются ответы учащихся с.28, абзац 3,с.29 абзац 3, с.30 абзац 6)


4) Просмотр кадров мультфильма «Серая Шейка»

Лиса подбирается к полынье.









Регулятивные : принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; принятие позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.


Познавательные: работа с информацией ,  развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом




Регулятивные : развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом





Познавательные: создание проблемной ситуации





 Коммуникативные: использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; понимание содержания вопросов и высказываний учителя и сверстников; умение сотрудничать.

Предметные : понимание содержания прочитанного; эмоциональное реагирование на события произведения при слушании и чтении; определение героев; ответы на вопросы по содержанию текста.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, понимание содержания задания, высказывания сверстников, обогащение речи

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, представлять информацию,  выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать Познавательные: работа с информацией в разной форме; со словарем и классифицировать по признакам;























Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Предметные: - развитие  устной речи,  образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать

















Личностные: развитие познавательных интересов









7. Домашнее задание

У: - Вы хотите узнать, что случилось с Серой Шейкой? Я предлагаю вам задание по выбору:

  1. Прочтите произведение до конца, разбейте на части, озаглавьте.

  2. Прочтите произведение, придумайте продолжение сказки.

Познавательные: проблема творческого и поискового характера

8.Подведение итогов.

У:- Над каким произведением мы работали?

-Скажите, что вас тронуло в этой сказке?

Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?

-Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы! Я довольна вашей работой! А как вы сами оцените свою работу?

Слайд №5

Сегодня я узнал… Я научился…

Было интересно..

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, управление своим поведением

Познавательные: рефлексия

Личностные: самоопределение, формирование моральной самооценки,развитие познавательных интересов










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по литературному чтению Д.Н. Мамин- Сибиряк Серая Шейка

Автор: Догина Татьяна Васильевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока  литературного чтения, 3 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "146793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419260777"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Д. Мамин- Сибиряк "Серая шейка" "
    ["seo_title"] => string(32) "d-mamin-sibiriak-sieraia-shieika"
    ["file_id"] => string(6) "153241"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985364"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературного чтения "Серая шейка" по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка."
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-sieraia-shieika-po-skazkie-d-n-mamina-sibiriaka"
    ["file_id"] => string(6) "263212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449502399"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Презентация к уроку литературного чтения "Серая Шейка" Д.Н.Мамин-Сибиряк."
    ["seo_title"] => string(77) "prezentatsiia_k_uroku_literaturnogo_chteniia_seraia_sheika_d_n_mamin_sibiriak"
    ["file_id"] => string(6) "501318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1551065613"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по литературному чтению "Серая шейка" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-sieraia-shieika"
    ["file_id"] => string(6) "232915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442942349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства