конспект урока по литературному чтению "Серая шейка"
Конспект урока по литературному чтению "Серая шейка"
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк сказка «Серая шейка»
Задачи: 1. Ознакомить с содержанием сказки «Серая шейка». С краткой
биографией автора.
2. Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев
их эмоциональное состояние.
3. Воспитывать любовь к природе, животным, птицам.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Оборудование: портрет автора, карточки со словами, диск со сказкой
« Серая шейка», телевизор, двд, пословицы.
Ход урока
Психологический настрой.
Дети повернувшись к гостям, приветствуют в виде песенки:
- Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня,
Здравствуйте, все, кто верит доброте,
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
- Я желаю вам, ребята, творческих успехов и активности на сегодняшнем уроке.
2. Орг. Момент.
- Ребята, эпиграфом к нашему уроку сегодня послужит следующая строка (запись на доске).
Каждой птице и каждому зверю нужна людская … (доброта).
Но вы видите, что строка не закончена и я очень расщитываю на вашу помощь и надеюсь, что к концу урока мы найдем нужное слово, чтобы закончит предложение.
3.Работа с пословицами.
-А теперь обратите внимание на доску и давайте прочитаем пословицы.
- Всякой матери своё дитя мило.
-Материнское сердце не знает покоя.
-Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не имеют.
(Дети по 1 читают вслух пословицы)
-А как вы думаете, что объединяет эти три пословицы?
-Какая у них общая мысль?
-Да верно чувство материнства, забота об потомстве присущи не только людям, но и животным. И об этом вы можете прочесть в произведениях писателей- натуралистов.
4.Знакомство с биографией.
-А какую сказку вы дома читали? А кто автор?
-Сегодня мы с вами познакомимся с биографией писателя- натуралиста Д.Н. Мамина- Сибиряка.
Д.Н. Мамин- Сибиряк известный русский писатель автор рассказов и сказок о животных.
-Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.
-Какова особенность портрета?
-какие глаза у него?
-А какой у него взгляд?
-Да, верно, и он не случайно запечатлен в одежде, жил он в Сибири, в тайге, прожил не легкую жизнь.
-А родился Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк(1852-1912)
-В небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе.
-В доме была прекрасно подобранная библиотека.
Еще в раннем детстве потрясенный контрастом величавой природы Урала, и жизнью простых людей, на всю жизнь запомнил мальчик страшную«машинную», где заточали и избивали провинившихся рабочих.
-Учился он в Пермской духовной семинарии, в медико-хирургической академии города Петербурга.
-Прожил он очень трудную жизнь. К писательской деятельности обратился очень рано, но свои основные произведения написал тогда, когда в 26-летнем возрасте умерла его жена и оставила больную дочь Алёнушку. Вот для нее в основном и писал писатель свои сказки, когда больная девочка не могла ночью заснуть, он ей их рассказывал.
-А уже намного позже кому-то из друзей писателя пришла мысль их издать. Вот так и появился сборник под название «Алёнушкины сказки». Куда и вошла и наша сегодняшняя сказка «Серая шейка».
5.Работа по теме урока.
1.Первичное восприятие текста.
А)-Понравился ли вам текст сказки «Серая шейка»?Чем?
-Как шла работа с текстом? Было ли трудно?
-Были ли такие герои, кому вы сочувствовали? За кого переживали?
-Кому бы вам хотелось помочь? А кого бы вы осудили?
Б)Каких положительных героев вы могли бы выделить в сказке?
Герои сказки.
Положительные Отрицательные
Серая шейка Лиса
Мать Серой шейки Селезень
-Да я с вами может и соглашусь, если вы найдете мне отрывки что это герои положительные.
-А помимо положительных, есть ли в сказке отрицательные герои?
-А подтвердите свою мысль в тексте.
6. Словарная работа.
-Когда вы читали текст, вам встречались неизвестные слова?
-Они были обозначены звездочкой, что это значит?
Слова такие «верста, предчувствие, отчаяние, полынья, сажень, спесива»
Давайте эти слова запишем в тетрадь по литературе.
7.Просмотр мультфильма. (5 мин.)
-Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из сказки «Серая шейка».
-Скажите, а что еще помогает нам почувствовать мысли и чувства в тексте?(описание природы)
-Да это описание природы.
-Зачитайте в тексте описание осени, как она переживает вместе с героями расставаниями матери и уточки.
-Как называется описание природы в ИЗО? В литературе?
-Что такое пейзаж?
-Для чего водится пейзаж в данном произведении?(чувства)
-А правильно ли мы сделали вывод?(читают в учебники )
-И так пейзаж помогает пережить все чувства вместе с героями.
8.Задание по теме.
-Ребята, а сказка Мамина –Сибиряка как вам кажется может иметь продолжение?
-Ведь серая уточка попала в добрые руки старика?
-Напишите 7-10 предложений, как жилось Серой шейки у старика.
-Встретилась ли она когда – нибудь со своей доброй матерью?
-И так ваша задача написать дома написать продолжение сказки Мамина- Сибиряка «Серая шейка»
-Ребята, о каком произведение вели речь на уроке?
-Как вам кажется, какого слова все- таки нет в моем эпиграфе?
10. Итог урока.
С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто автор?
-Чем ещё занимались на уроке?
Оценки и д/з.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению "Серая шейка" »
Учитель начальных классов
Келлеровской средней школы
Имени И.М.Бережного
Марчук Инна Антоновна.
СКО, Тайыншинский район
с. Келлеровка.
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк сказка «Серая шейка»
Задачи: 1. Ознакомить с содержанием сказки «Серая шейка». С краткой
биографией автора.
2. Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев
их эмоциональное состояние.
3. Воспитывать любовь к природе, животным, птицам.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Оборудование: портрет автора, карточки со словами, диск со сказкой
« Серая шейка», телевизор, двд, пословицы.
Ход урока
Психологический настрой.
Дети повернувшись к гостям, приветствуют в виде песенки:
- Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня,
Здравствуйте, все, кто верит доброте,
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
- Я желаю вам, ребята, творческих успехов и активности на сегодняшнем уроке.
2. Орг. Момент.
- Ребята, эпиграфом к нашему уроку сегодня послужит следующая строка (запись на доске).
Каждой птице и каждому зверю нужна людская … (доброта).
- Но вы видите, что строка не закончена и я очень расщитываю на вашу помощь и надеюсь, что к концу урока мы найдем нужное слово, чтобы закончит предложение.
3.Работа с пословицами.
-А теперь обратите внимание на доску и давайте прочитаем пословицы.
- Всякой матери своё дитя мило.
-Материнское сердце не знает покоя.
-Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не имеют.
(Дети по 1 читают вслух пословицы)
-А как вы думаете, что объединяет эти три пословицы?
-Какая у них общая мысль?
-Да верно чувство материнства, забота об потомстве присущи не только людям, но и животным. И об этом вы можете прочесть в произведениях писателей- натуралистов.
4.Знакомство с биографией.
-А какую сказку вы дома читали? А кто автор?
-Сегодня мы с вами познакомимся с биографией писателя- натуралиста Д.Н. Мамина- Сибиряка.
Д.Н. Мамин- Сибиряк известный русский писатель автор рассказов и сказок о животных.
-Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя.
-Какова особенность портрета?
-какие глаза у него?
-А какой у него взгляд?
-Да, верно, и он не случайно запечатлен в одежде, жил он в Сибири, в тайге, прожил не легкую жизнь.
-А родился Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк(1852-1912)
-В небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе.
-В доме была прекрасно подобранная библиотека.
Еще в раннем детстве потрясенный контрастом величавой природы Урала, и жизнью простых людей, на всю жизнь запомнил мальчик страшную«машинную», где заточали и избивали провинившихся рабочих.
-Учился он в Пермской духовной семинарии, в медико-хирургической академии города Петербурга.
-Прожил он очень трудную жизнь. К писательской деятельности обратился очень рано, но свои основные произведения написал тогда, когда в 26-летнем возрасте умерла его жена и оставила больную дочь Алёнушку. Вот для нее в основном и писал писатель свои сказки, когда больная девочка не могла ночью заснуть, он ей их рассказывал.
-А уже намного позже кому-то из друзей писателя пришла мысль их издать. Вот так и появился сборник под название «Алёнушкины сказки». Куда и вошла и наша сегодняшняя сказка «Серая шейка».
5.Работа по теме урока.
1.Первичное восприятие текста.
А)-Понравился ли вам текст сказки «Серая шейка»?Чем?
-Как шла работа с текстом? Было ли трудно?
-Были ли такие герои, кому вы сочувствовали? За кого переживали?
-Кому бы вам хотелось помочь? А кого бы вы осудили?
Б)Каких положительных героев вы могли бы выделить в сказке?
Герои сказки.
Положительные Отрицательные
Серая шейка Лиса
Мать Серой шейки Селезень
Заяц
Дед
-Да я с вами может и соглашусь, если вы найдете мне отрывки что это герои положительные.
-А помимо положительных, есть ли в сказке отрицательные герои?
-А подтвердите свою мысль в тексте.
6. Словарная работа.
-Когда вы читали текст, вам встречались неизвестные слова?
-Они были обозначены звездочкой, что это значит?
Слова такие «верста, предчувствие, отчаяние, полынья, сажень, спесива»
Давайте эти слова запишем в тетрадь по литературе.
7.Просмотр мультфильма. (5 мин.)
-Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из сказки «Серая шейка».
-Скажите, а что еще помогает нам почувствовать мысли и чувства в тексте?(описание природы)
-Да это описание природы.
-Зачитайте в тексте описание осени, как она переживает вместе с героями расставаниями матери и уточки.
-Как называется описание природы в ИЗО? В литературе?
-Что такое пейзаж?
-Для чего водится пейзаж в данном произведении?(чувства)
-А правильно ли мы сделали вывод?(читают в учебники )
-И так пейзаж помогает пережить все чувства вместе с героями.
8.Задание по теме.
-Ребята, а сказка Мамина –Сибиряка как вам кажется может иметь продолжение?
-Ведь серая уточка попала в добрые руки старика?
-Напишите 7-10 предложений, как жилось Серой шейки у старика.
-Встретилась ли она когда – нибудь со своей доброй матерью?
-И так ваша задача написать дома написать продолжение сказки Мамина- Сибиряка «Серая шейка»
9.Обобщение.
-Ребята, о каком произведение вели речь на уроке?
-Как вам кажется, какого слова все- таки нет в моем эпиграфе?
10. Итог урока.
С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто автор?