kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Д. Мамин- Сибиряк "Серая шейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме: Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цели: отрабатывать навык правильного выразительного чтения, формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор. Оборудование: компьютер, мультимедиа установка; Программное обеспечение:Презентация. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Оборудование: тестовые задания, иголка ,жир, стакан для опыта, цветные кружки. 
                                                                  Ход урока.

1.Организационный момент

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

 На уроке не зевать.

А слушать, слышать, рассуждать,

Работать дружно, отвечать...

Почти все у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна .Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям .Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, радостно , легко и тепло. Поделились хорошим настроением, тогда можем начинать урок 2.Проверка домашнего задания(тест) 3.Постановка цели и задач урока. Со сказкой всегда интересно. Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе. Смысл авторской сказки понять 1) -А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных) 2)-А как понять авторская сказка? ( в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему то учит или в народных- народ думал. а в авторских -автор увидел 4.Подготовка к восприятию: - Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться. - Что же гонит птиц с «милой стороны»? 


( Зимняя бескормица) - О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но … 
- Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках? Добро и зло в стране чудес – 
Как и везде – встречаются, 
Но только здесь они живут на разных берегах. 
Здесь по дорогам разные истории скитаются 
 

И бегают фантазии на тоненьких ногах. (но и из сказок) 5.Актуализация знаний Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасный писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк. Небольшая справка об авторе. ( один подготовленный ученик) Д.Н.Мамин  (псевдоним Мамин –Сибиряк)родился в уральском поселке Висим 25 октября 1852 году. Его отец был настоятелем церкви. Как детский писатель Мамин –Сибиряк родился 21 марта 1892года. В этот день на свет появилась его дочка Аленушка. Дмитрий- Мамин начал писать сказки для своей Аленушки, а теперь под эти сказки засыпают миллионы детей. «Серая Шейка впервые была напечатана в журнале Детское чтение» 
А в этом году Аленушкиным сказкам исполняется 121 год. 6.Чтение и анализ текста 
- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? 
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Д. Мамин- Сибиряк "Серая шейка" »

Литература

Тема: «Серая шейка»

Класс: 2 «Б»

Выполнил- учитель начальных классов, Абылханова Гульмира Айтказыевна.

ВКО Урджарский район, село Маканчи

КГУ СШ «НАЙМАНБАЯ»

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме: Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цели: отрабатывать навык правильного выразительного чтения, формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор. Оборудование: компьютер, мультимедиа установка; Программное обеспечение:Презентация. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Оборудование: тестовые задания, иголка ,жир, стакан для опыта, цветные кружки. 
 Ход урока.

1.Организационный момент

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать.

А слушать, слышать, рассуждать,

Работать дружно, отвечать...

Почти все у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна .Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям .Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, радостно , легко и тепло. Поделились хорошим настроением, тогда можем начинать урок 2.Проверка домашнего задания(тест) 3.Постановка цели и задач урока. Со сказкой всегда интересно. Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе. Смысл авторской сказки понять 1) -А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных) 2)-А как понять авторская сказка? ( в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему то учит или в народных- народ думал. а в авторских -автор увидел 4.Подготовка к восприятию: - Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться. - Что же гонит птиц с «милой стороны»? 


( Зимняя бескормица) - О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но … 
- Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках? Добро и зло в стране чудес – 
Как и везде – встречаются, 
Но только здесь они живут на разных берегах. 
Здесь по дорогам разные истории скитаются 

И бегают фантазии на тоненьких ногах. (но и из сказок) 5.Актуализация знаний Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасный писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк. Небольшая справка об авторе. ( один подготовленный ученик) Д.Н.Мамин (псевдоним Мамин –Сибиряк)родился в уральском поселке Висим 25 октября 1852 году. Его отец был настоятелем церкви. Как детский писатель Мамин –Сибиряк родился 21 марта 1892года. В этот день на свет появилась его дочка Аленушка. Дмитрий- Мамин начал писать сказки для своей Аленушки, а теперь под эти сказки засыпают миллионы детей. «Серая Шейка впервые была напечатана в журнале Детское чтение» 
А в этом году Аленушкиным сказкам исполняется 121 год. 6.Чтение и анализ текста 
- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? 
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.) 
- А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.) 
- Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.) 
- Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем) 
- Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( Не важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!) 
- Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку? 
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.) 7.Словарно – лексическая работа. Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу. 
Верста – русская мера длины равная 1,06 км. Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян. Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический. 
Улетавший косяк – стая птиц. Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см 8.Работа по сказке Пейзаж в сказке "Серая Шейка" занимает особое, значительное место .С его помощью усиливается понимание несчастья, которое постигло Серую Шейку. Какое настроение вызвало у вас зимний пейзаж? (грустное, суетливое, хлопотливое) -Почему? (Зима -самое суровое время года) К чему это нас готовило? (описание природы готовило нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму) -Какие художественные приемы использовал автор? (сравнения-«точно кто бросил горсть гороху», «мелочь»- птицы, «серьезный, озабоченный вид», Серьезная большая птица; Олицетворение - Лес стоял темный и молчаливый, Утка и Селезень как люди;) 9.Работа в группах. Характеризующая карта (утка-1ряд, лиса-2 ряд,, селезень-3ряд) 10.Физминутка
-Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края.

Подготовимся к нему.
На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присели,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

11.Работа в группах. Синквейн (утка-1ряд, лиса-2ряд,, селезень-3ряд) Работаем 3 минуты. Зачитайте ваши работы. 12.Вопрос на засыпку (исследование) Почему утки не тонут? 
Не зря говорят: «Как с гуся вода». У всех водоплавающих птиц, в том числе уток, на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду. Ведь даже иголка, если её намазать жиром, будет лежать на поверхности воды. Утка нажимает клювом на железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву. 13.Выполните опыт. 
1.Смазать иголку жиром и поместить в стакан с водой. 
2. Обоснуйте свой ответ, как он связан с водоплавающими птицами. 14.Разгадайте кроссворд. 1. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке? 
2. Водоплавающая птица ? 
3. Старая мера длины, равная 2м 13см ? 
4. Самец утки ? 
5. Стая птиц ? 
6. Русская мера длины равная 1,06 км ? 
7. Тот кто ведёт за собой других ? 
8. Что было повреждено у Серой Шейки? 15.(Дыхательная гимнастика) ( слайд со снегом) Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше. 
 16.Повторное чтение детьми 17.Значит, сделаем вывод: 1.Важно,чтобы в трудную минуту рядом был друг. 2.Не пользоваться беспомощностью других. 3.Быть в жизни сильным и стойким. 4.Люди должны заботиться о тех, кто слабее. 18.Мораль: Не теряй веры 
Будь сильным и мужественным 
Не плыви по течению 
Имей активную жизненную позицию. 
Без борьбы не сдавайся 
Не теряй воли к жизни. 
19.Домашнее задание. стр.126-132 подготовить пересказ
20.Самооценивание А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. 
Пожалуйста, покажите свой выбор. 
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Д. Мамин- Сибиряк "Серая шейка"

Автор: Абылханова Гульмира Айтказыевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" Анализ произведения."
    ["seo_title"] => string(50) "dnmaminsibiriaksieraiashieikaanalizproizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459365941"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок литературы в 3 классе" Д.Н.Мамин - Сибиряк- "Серая Шейка" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-litieratury-v-3-klassie-d-n-mamin-sibiriak-sieraia-shieika"
    ["file_id"] => string(6) "143020"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418407449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Краткосрочный план урока по литературному чтению Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка""
    ["seo_title"] => string(76) "kratkosrochnyiplanurokapolitieraturnomuchtieniiudmaminsibiriaksieraiashieika"
    ["file_id"] => string(6) "299892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456631134"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок литературного чтения "Д. Н. Мамин - Сибиряк  «Серая Шейка» сказка" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-litieraturnogho-chtieniia-d-n-mamin-sibiriak-sieraia-shieika-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "146475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419180546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок литературного чтения 3 класс "Д.Н. Мамин-Сибиряк Серая Шейка""
    ["seo_title"] => string(73) "urok_litieraturnogho_chtieniia_3_klass_d_n_mamin_sibiriak_sieraia_shieika"
    ["file_id"] => string(6) "373935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482856247"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства