kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема "Ориентирование на местности. Компас."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит игровые и групповые формы работы. Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема "Ориентирование на местности. Компас."»

Урок-исследование по окружающему миру

"Ориентирование на местности. Компас"

Цель урока:

Ознакомить учащихся со сторонами горизонта, промежуточными географическими направлениями; развивать умение ориентироваться по сторонам горизонта с помощью компаса.

Познавательные УУД: умение самостоятельно формулировать тему урока и ставить задачи; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе сверстников; умение слушать и вступать в диалог; сотрудничество в поиске и обработке информации

Регулятивные УУД: умение действовать по плану, планировать свои действия; умение контролировать результаты своей деятельности и оценивать свою работу.

Личностные УУД: формирование осознанного отношения к учению, развитие любознательности, памяти, мышления, формирование моральной самооценки

Основные понятия: ориентирование, ориентиры, компас

Межпредметные связи: география




Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома– замечательной планеты Земля.

2. Актуализация знаний.

- Наша планета очень большая, на ней легко потеряться. А как вы думаете, что нужно человеку знать, чтобы не потеряться. А, если потерялись, то, как найти обратный путь?

3. Проверка домашнего задания. Определение целей и темы урока.

Дети рассказывают о способе ориентирования на местности .

(При солнечной погоде надо в полдень стать спиной к солнцу так, чтобы тень была точно впереди человека. Тогда впереди у него будет север, за спиной  - юг, справа - восток, слева  - запад.

Ориентирование по местным природным признакам

Можно также ориентироваться по местным признакам. Мхи и лишайники предпочитают тень, потому произрастают на северной стороне ствола дерева, у берез кора на южной стороне белее белая и чистая чем с северной, муравьи устраивают жилища на юг от дерева, снег тает весной на склонах гор, обращенных к югу.

У березы  с южной стороны кора белее, чем с северной.

У сосны, пихты и ели на южной стороне видны естественные натёки и сгустки смолы, которые твердеют.

По Полярной звезде, солнцу

 Но не все признаки бывают надежными, поэтому, чтобы правильно сориентироваться, надо пользоваться несколькими признаками.

Я для вас подготовила игру «Доскажи словечко». А начнём мы её с ребятами, сидящими в первом ряду:

Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,
По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на ВОСТОК.

-Продолжим игру с ребятами второго ряда:
Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся ЗАПАД.

-А теперь задание для третьего ряда:
В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый СЕВЕР.

-А заключительное задание для всего класса:

Солнце жаркое в обед
С той сторонки шлёт привет.
И оно зимою даже
Из тепла узоры вяжет,
Летом вовсе, как утюг,
Сторона зовётся ЮГ.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете стороны света.

Работа в парах. Игра « Ассоциации».

На партах у детей лежит набор карточек со словами:

север час месяц

верх лево восток

неделя год юго-запад

назад секунда


Задание.

  1. Прочитайте слова на карточках.

  2. Разделите их на группы.

  3. Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы.

(дети работают в парах)


Проверим работу. Предложите свои варианты названия групп.

Одна группа слов обозначает время, другая пространство.

- А с помощью чего еще можно ориентироваться на местности?

- Можно ориентироваться с помощью компаса.

- Итак, какая тема нашего урока?

- Ориентирование на местности с помощью компаса.

Что такое компас?

Как вы думаете, к какому источнику нам нужно обратиться, чтобы проверить, насколько верны ваши предположения, и узнать значение (толкование) данного слова. ( К толковому словарю).

(Работаем со словарём С. И. Ожегова)

1 ученик( читает)

Компас- прибор, указывающий направление сторон света.

Нам сегодня предстоит ответить на вопросы:

Что такое компас?
Из чего он сделан?
Для чего он?
Как с ним работать?

Откройте учебник. Прочитайте определение. Сравните определение, данное в ваших учебниках с определением из словаря.

- Пока мы с вами работали, нам пришло послание из прошлого .(Свиток.)

Мы, древние мореплаватели, ориентировались днём по Солнцу, ночью по Луне и звёздам, главным образом по Полярной звезде. В туман и пасмурную погоду держались поближе к берегу. Но мы стали смелее, когда у нас появилась мореходная игла. С помощью неё мы определяли страны света и находили верный путь”.

- Хотите стать исследователями и создать “Колдовской инструмент”? Его считали волшебным.

Хотите узнать, что это за мореходная игла?

4. Практическая работа.

Проведем опыт.

  1. Возьмите намагниченную иглу, листок.

  2. Проткните намагниченной иглой листок.

  3. Держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.

  4. Подождите, пока бумажка остановится в определённом направлении.

  5. Вновь покрутите нитку.

  6. Бумажка остановилась в том же направлении?

Куда указывает игла?

-На север, юг.

- Вы сделали прибор для определения сторон горизонта.

Как он называется?

- Компас.

- Как вы считаете, в чём секрет? Почему стрелка указывает на север?

Ответы детей.

- Науке давно известно, что наша планета Земля обладает особыми свойствами. Земля – это магнит с двумя полюсами С и Ю. Под действием магнитных сил, стрелка-игла, которая тоже намагничена, устанавливается в определённом направлении.  Планета Земля – это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли.

Именно по магнитному полю Земли ориентируются птицы, когда летят на юг и возвращаются в родные края.

Компас можно обмануть, если положить рядом другой магнит или железный предмет. Компасом нельзя пользоваться в тех местах, где есть залежи железной руды. Их называют магнитные аномалии. В таких местах стрелка компаса ведет себя ненормально, и по нему нельзя узнать стороны света. Поэтому, чтобы приступить к следующему этапу нашего урока мы уберем магниты, лежащие на ваших партах.

Точно неизвестно, когда появился первый компас.

Посмотрите на рисунок Древнего китайского компаса.


- Со временем компас постоянно совершенствовался. Люди научились делать магнитные стрелки и придавать им форму рыбок, пускали их в сосуд с водой, как древние мореплаватели.

Можно было встретить стрелки, посаженные на ось и прикреплённые к стеблю камыша.

Эти приборы устанавливали на кораблях.

Почему компас постоянно совершенствовался?

- Было неудобно, например, во время шторма.

- Устройство современного магнитного компаса простое.

Рассмотрите его. Назовите основные части.

- (рассматривают, называют основные части компаса)

  1. Корпус

  2. Стрелка

  3. Название полюсов

  4. Градусы –шкала

Физминутка.


- А у нас на столах лежат наши современные компасы. Давайте рассмотрим компас.

Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка на стальной игле. Один конец окрашен в красный цвет. Стрелка помещена в круглую коробочку, на дне которой находится циферблат. На нем обозначены стороны горизонта. Назовите их. (С. Ю. З. В.)


- Но компас может помочь лишь тем, кто умеет им пользоваться. Познакомимся с правилами пользования компасом. (Читает ученик)

  1. Подготовим компас к работе.

  2. Осторожно поверните компас так, чтобы стрелочка и Север совместились.

  3. Вы сориентировали компас.

Разминка.

- Встаньте, повернитесь в том направлении. Садитесь.

Чтобы быть более точными, повернитесь к окну и снова сориентируйте компас.

Дети встают.

- Куда указывает стрелка?

- На север.

- Покажите направление рукой.

Определим по компасу, где находится:

- классная доска;
- окно.

Дети выполняют.

- Где, в каких профессиях нужен компас?

- Геологам, географам, геодезистам, военным морякам, на корабле и самолёте, туристам, горным инженерам, картографам, краеведам, охотникам и другим.

- А может магнитный компас уже устарел и пора его сдать в архив?

Рассуждения детей.

- Есть более точные виды компасов: гирокомпас (на корабле), радиокомпас, астрономический компас, горный компас, буссоль.

Так нужен компас?

Ответы детей.

      Работа в группах.

      - Сейчас вы будете работать в группах (определяются группы). Я предлагаю вам задания, вы выбираете одно и составляете его описание (3 минуты на работу).

  1. От школы туристы прошли на север 4 км, а затем на восток 3 км и 1 км на юг.

Напишите, в каких направлениях будут двигаться туристы, возвращаясь в школу этим же маршрутом.

Ответ: 1 км на север, 3 км на запад, 4 км на юг.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Подведём итог нашего урока. Какой прибор стал нашим новым другом на сегодняшнем уроке?

Что вы расскажите о нем дома?

(Дети рассказывают о компасе)

Вы сегодня узнали что-то для себя новое?

Какая же тайна у нашей планеты?

- Земля – это большой магнит.

Какую оценку заработал весь наш класс?

Почему? Какая причина?

  1. Домашнее задание.

Составьте маршрут учеников из школы домой.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлова Елена Витальевна

Дата: 15.07.2016

Номер свидетельства: 337581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirapotiemieoriientirovaniienamiestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "309991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458904560"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Дикорастущие и культурные растения". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "226942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440525723"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира "Ориентирование на местности" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-oriientirovaniie-na-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "190305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427130989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства