Урок чтения с учётом требований ФГОС II поколения.
Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
Цель Создать условия для знакомства с новыми звуками [з], [з’] и буквами З, з. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Обогащать лексику учащихся. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению.
Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу. Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока.
Организационный момент. слайд 1.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Потянитесь к солнышку. Вы растете, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики своим родным, друзьям, одноклассникам. Пожелаем всем добра и удачи.
Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. И сегодня вы будете настоящими исследователями.
Какие качества нам сегодня понадобятся на уроке?
(знания, внимание, старание, хорошая память, выдержка, упорство, трудолюбие, знания ребят)
Мы продолжим путешествие на нашем звуко-буквенном паровозике (слайд 2)
- Итак, отправляемся в путь! Садимся в вагончики. Сели? Поехали!
2. Актуализация знаний.
- Первая станция «Повторялкино» (переход по гиперссылке с прямоугольника с соответствующим названием на слайд 3)
- Давайте посмотрим, какие буквы едут с нами (работа со звукобуквенной лентой в виде паровозика с вагончиками)
- Какие буквы едут в первом вагончике? (гласные) Почему они сидят на разных полочках?
- А какие буквы едут в синих вагончиках? Почему в третьем вагончике буквы тоже на разных полочках?
- Сегодня мы познакомимся с еще одной буквой, узнаем, какие звуки она обозначает, и на нашем паровозике мы попадем в очень интересное место (возврат к карте – управляющая кнопка в виде карты)
А для того, чтобы узнать, какое, надо выполнить задание.
3. Постановка проблемы.
- Следующая станция «Потерялкино» (переход по гиперссылке - слайд 4)
- На экране вы видите картинки. Внимательно их рассмотрите и скажите, как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (животные).
- А теперь задание такое: нужно прочитать слова и найти подходящую картинку. (проверка по щелчку, слова перемещаются к соответствующей картинке).
- А на какое животное здесь будет лишнее? (акула, потому что она живет под водой, это рыба) – учитель щелчком по картинке убирает картинку с изображением акулы.
- На какие две группы можно разделить оставшихся животных? (звери и птицы)
- А в каком месте можно увидеть сразу всех этих животных одновременно? (в зоопарке)
- Что такое зоопарк? Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат диких животных для показа)
- Кто из вас бывал в зоопарке? А хотите побывать еще раз?
Приглашаю вас на воображаемую экскурсию в зоопарк.
Но двери нашего зоопарка волшебные. Что вы видите?
(новую букву) слайд 5.
А войти смогут только те, кто даст характеристику звукам этой буквы. Тогда дверь и откроется.
(это новая буква, мы ее не изучали)
Что же нам делать? Как решить эту проблему?
(произнести эти звуки)
4. Формулирование темы и задач урока учащимися.
- Скажите, а с какого звука начинается слово «зоопарк»? [з]
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает). слайд 6.
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. слайд 7.
Познакомиться с …..
Учиться отличать ….
Учиться читать …..
(предположения детей)
- Мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, читать слоги и слова с новой буквой.
Подъедем поближе к воротам зоопарка.
4. Выделение звуков.
- Следующая станция «Звукино» (слайд 8).
• сделаем фонетический разбор слова «зоопарк», подробнее познакомимся со звуком [з].
Проверка. (слайд 9).
- А следующая станция «Загадалкино»! Отгадайте загадку. Это животное тоже можно увидеть в зоопарке – слайд 10.
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
(зебра)
- Сделаем анализ слова «зебра».
- Итак, какие звуки мы выделили? ([з], [з*]). Слайд 11.
- Что мы можем сказать об этих звуках? (они согласные, звонкие)
Возврат к карте.
- Следующая станция «Занималкино» - слайд 12. Здесь мы немножко поиграем.
Игра «Камни и подушки» - девочки приседают, когда слышат мягкий звук, а мальчики - когда твердый.
(Физминутка №1 с заданием)
Зебра, змеи, обезьяны, зубр, коза, козел, слон, заяц, зоопарк, цапля,, газель, гуси.
Какую работу мы сейчас с вами выполнили?
(мы исследовали новые звуки)
Кто подведет итог нашего открытия?(звук з согл., потому что…)
Вот мы и в зоопарке. (возврат по гиперссылке к карте) .
- Осмотритесь вокруг, что вы ещё видите.
- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным. Любой зоопарк интересен своей коллекцией животных, в каждом есть что-то особенное. Например, лев, медведь. Но цель любого зоопарка - не только собирать редких животных, но и спасать их. Люди отстреливают, охотятся на них, и животные становятся редкими и вовсе исчезающими. В зоопарке о них заботятся специалисты: зоологи, ветеринары, врачи. Люди должны беречь и сохранять, а не уничтожать диких животных.
- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк. Контактные зоопарки.
Есть хороший добрый дом
Поселились звери в нем
Волки, зебры и мартышки
И большие и малышки.
Чистят перышки и лапки
Все здесь славно, все в порядке.
Всем здесь весело живется,
Зоопарком дом зовется.
В зоопарке жизнь кипит
Кто-то роет, кто-то спит.
Ходят, плавают, летают
И за нами наблюдают.
- А каких еще животных можно увидеть в зоопарке? (обезьян)
- Давайте представим, что мы обезьяны! Следующая станция «Отдыхалкино» - слайд 13.
После физминутки №2 возврат к карте.
5. Знакомство с новой буквой.
Звуки [з] и [з`] обозначаются буквой Зз. Возврат к карте. Плакат.
- Станция «Буквинск» - слайд 14
- На что похожа эта буква? (ответы детей)
По щелчку можно продемонстрировать детям, на что еще может быть похожа буква.
- А вот какие стихи о ней придумали взрослые поэты (читает учитель или хорошо читающие ученики)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра … три.
З не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
- Что такое «пружинка», «крендель», «стружка»? (по щелчкам появляются картинки с изображением кренделя и стружки) Печатать.
Упражнение на концентрацию внимания.
- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.
УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ 5
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
Возврат к карте.
6. Чтение слогов.
- Поезд отправляется на станцию «Соединялкино» (слайды 15-16). Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать слоги.
Скажите, когда мы будем читать ее мягко, с какими буквами? (и, е)
По щелчкам меняется главная буква, дети хором читают.
Слайд 12 – учитель показывает слоги в произвольном порядке – дети прочитывают их по цепочке. Здесь можно организовать работу разными способами. Например, предложить детям по желанию выйти к доске и читать слоги, самим показывая их в произвольном порядке. Или провести конкурс, кто лучше и быстрее прочитает слоги. В качестве жюри использовать читающих детей.
Ну вот, мы научились читать слоги, а теперь физминутка №3 (зрение). Слайд 17.
7. Работа с «Азбукой».
- Поезд прибывает на станцию «Закреплялкино» - слайд 18.
- В этом городке и расположен наш зоопарк. В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте книги на с. 90-91.
- Рассмотрите картинку. Что изображено на картинке? (зоопарк)
- Какие животные живут в этом зоопарке?
5. Работа с текстом.
а) Чтение опорных слов.
- Давайте прочитаем слова:
б) – Прочитайте заглавие. О чем будем читать, опираясь на заглавие и опорные слова?
Прочитайте самостоятельно текст и проверьте свои предположения.
- О чем этот текст?
в) Чтение текста. Под картинкой на с.91 рассказ о зверях в зоопарке. Читаете шепотом, а я подойду и буду слушать ваше чтение. А кто успеет прочитать раньше, самостоятельно составит схему слова – названия любого животного, которого можно встретить в зоопарке.
Учитель обходит класс, слушая чтение и проверяя составленные схемы.
Чтение «цепочкой».
- Каких животных встретили дети в зоопарке?
- Что делал слон?
- Какое животное заинтересовало детей?
- Как змеи зимовали?
- Что происходило с наступлением тепла?
- Названия каких животных вы записали в виде схем?
Хотите узнать, какой зоопарк считают крупнейшим и старейшим в нашей стране?
- Это Московский зоопарк, ему 147 лет. В нем около 1000 видов различных животных.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Ну что ж, молодцы! Вам понравилась экскурсия?
Поезд наш подъезжает к станции «Переменка». На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.
Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - . слайд 19.
Звук [з] гласный.
Звук [з ] согласный.
Звук [з] глухой.
В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.
В слове корзина звук [з] твердый.
Самопроверка (по доске) -, +, -, +, - слайд 20.
2. Оцените себя на уроке.
Карточки:
КРАСНЫЙ – если настроение у вас хорошее, работой своей довольны, можете похвалить себя;
ЖЕЛТЫЙ – старались, довольны, но были ошибки;
ЗЕЛЕНЫЙ – старались, но пока не все получилось;
- Итак, поезд прибывает на станцию «Перемена» - слайд 21.
Наша экскурсия в зоопарк завершена. За хорошую работу я дарю вам картинки зверей, которые живут в зоопарке Екатеринбурга. Можете их раскрасить дома.