Тема урока: «Осень. Осенние месяцы» 4 класс
Цель и задачи урока:
1)Познакомить учащихся с осенними изменениями в природе, систематизировать знания учащихся о времени года, месяцах.
2) Развивать познавательную активность, интерес к предмету, кругозор. Развитие тактильного восприятия.
3)Воспитывать умение работать в паре, умение общаться, строить диалог.
Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Оборудование: оформленная доска, набор иллюстраций, букв для составления слов, таблицы, карточки, набор овощей и фруктов.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетели
С засыпающих ветвей
И на землю выпал первый
Колкий, хрупкий белый снег
Сегодня мы будем говорить об осени.
Тема урока: «Осень. Осенние месяцы».
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Постановка проблемной ситуации
В народе говорят: «Осень всех наградит». У как вы думаете, верно, ли это высказывание? Проверить верно, ли это высказывание поможет наш урок. Сегодня мы закрепим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.
- Вспомните, как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Соберите эти слова из букв, прочитайте. Какие слова получились. Назовите буквами, собирая слова в звуковую корзинку.
-Определите, о каком месяце идёт речь в стихотворении.
*Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
*Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)
*Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)
4. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
А)-А какой сейчас месяц? Назовите.
Какое число? Какое время года на улице?
Б) Скажите, а можно ли доказать что сейчас осень?
Докажите. Устные ответы детей.
Ещё раз проверим, как вы знаете приметы осени.
Работа по карточкам
-У каждого из вас на парте есть карточки с явлением природы. Оставьте только те, которые подходят для осени. Работать будете парами. Обсудите друг с другом свой выбор, приготовьтесь доказать правильность выбора.
«снег», «холодно» «радуга», «хмурое небо», «цветут цветы», «опали листья», «жарко», « птицы улетели», «солнце сильно греет», « солнце светит, но не греет».
-Докажите свой выбор. Ответы детей.
В)-Знаете, я недавно была в лесу. Там было тихо, тихо. Но кое-что я услышала. А как вы думаете, что я могла услышать в осеннем лесу? Ответы детей.
Скажу вам по секрету, я услышала разговор деревьев. Вот что они говорили:
«Красивее нашей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и оранжевое», - говорили одни деревья.
«А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен», - сказало другое дерево. «Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю».
- Какие деревья могли вести этот разговор?
(Лиственные и хвойное)
- Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?
(Созрели плоды с семенами, изменилась окраска листьев, листопад).
- А зачем деревья сбрасывают листья? (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей).
- Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).
- Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью).
Определите, какие из деревьев хвойные, а какие лиственные на предложенной карточке. У хвойных деревьев раскрасьте кружок зелёным цветом, у лиственных жёлтым. А почему именно так, я предложила вам раскрасить кружочки? Ответы детей.
- Осень щедро одаривает людей своими подарками.
Какими?
Г) Игра «Собери дары осени в корзинку» с комментированием по схеме:
Это_____________
Он (она) вырос (выросла) в огороде, саду, лесу.
Я положу его (её) в корзинку.
Посмотрите, какая корзинка с осенними дарами получилась.
Вывод. Смогли мы доказать, что осень нас наградила?
5 ФИЗМИНУТКА под песенку « Листопад»
Д) Какая главная задача стоит перед людьми осенью?
Уборка урожая.
Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью
Игра «Узнай меня»
Вот здесь в чудесном мешочке спрятаны предметы. Это дары осени. А что это за дары, вы определите сами.
- Надо на ощупь узнать предмет, назвать его и составить о нём предложение.
(Лук, картофель, яблоко, морковь, свекла, фасоль, помидор, горох, груша, слива, огурец.)
5. ИТОГ УРОКА
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вам нужно вырезать осенние листочки из приготовленных базовых форм. У каждого будет свой лист. На листочке нужно написать осенние месяцы по порядку их следования.