Тема урока: Дециметр. Тип урока: Изучение нового материала. Цели: ввести новую единицу измерения длины – дециметр; закрепить умение выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи; развивать речь, математические и аналитические способности, логическое мышление, память. Планируемые результаты: Учащиеся научатся переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления с опорой на знание нумерации; сравнивать числа в пределах 20; контролировать и оценивать свои знания и умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Дециметр"»
ДЕЦИМЕТР
Цели: ввести новую единицу измерения длины – дециметр; закрепить умение выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи; развивать речь, математические и аналитические способности, логическое мышление, память.
Оборудование: таблички с представленными записями: , , , у каждого учащегося по две полоски 1 см и 10 см.
Ход урока
I. Организационное начало.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Числовой ряд.
* Счёт:
1) счёт до 20 (прямой и обратный);
2) счёт десятками до 100.
– Дан ряд чисел:
10 30 50
– Назовите числа в данном ряду.
– Какое число самое большое? Самое маленькое?
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
– На сколько 10 меньше 30? 50?
– Назовите выражения, значения которых равны 50.
– Установите закономерность. Продолжите ряд на два числа. Что получилось?
1030507090
– Какие круглые числа пропущены? Запишите в тетради в клетку ряд чисел, восстановив его полностью.
– На сколько каждое последующее число в этом ряду больше предыдущего?
2. Сравнение величин.
– Вставьте пропущенные числа так, чтобы знаки сравнения сохранились:
40 л = 60 см 80 кг
– Сколько вариантов решений имеет каждое равенство, неравенство?
– Какое главное условие должно соблюдаться? (Величины можно сравнивать только тогда, когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. Введение новой единицы измерения.
*– У вас на столе две полоски разной длины: короткая и длинная.
– Измерьте длину своей парты. Какой меркой воспользовались? Почему длинной полоской?
– Возьмите линейку, измерьте длину каждой полоски.
– Что можете сказать? (Одна полоска – 1 см, другая полоска – 10 см.)
– Сколько же сантиметров содержится в данной укрупнённой единице измерения длины?
– Кто может назвать, как величают такую единицу измерения длины?
Дециметр
– Сколько поместится маленьких отрезков по 1 см в полоске длиной в 1 дециметр?
Р а б о т а с у ч е б н и к о м - т е т р а д ь ю.
* С. 52 учебника.
– Соответствуют ли наши открытия тому, что записано в учебнике?
2. Единицы длины (перевод).
* № 1–2, с. 52. С комментированием.
3. Решение задач.
* № 3, с. 52.
а) Что является искомым в задаче? (Целое.)
– Как найти целое?
– Запишите выражение. Чему равно его значение? (3 дм + 4 дм = 7 дм.)
б) Прочитайте вопрос второй задачи. Что нужно найти? (Разницу.)
– Какие данные нужны, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Длина лент обеих девочек.)
– Запишите выражение. Чему равно его значение? (Чтобы найти разницу, надо из большего числа вычесть меньшее = 9 дм – 7 дм = 2 дм.)
в) Прочитайте текст задачи.
– На какой вопрос нужно ответить?
– Что является искомым в задаче? Как найти разницу?
– Запишите выражение. На что обратили внимание?
Возникла п р о б л е м а: как записать выражение, ведь единицы длины даны в разных измерениях? = Предположения детей, в ходе которых приходят к следующему в ы в о д у: нужно данные единицы выразить в одном измерении = 9 дм – 8 дм = 1дм или 90 см – 80 см = 10 см.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ЛЕБЕДИ
4. Действия с именованными числами.
* № 4, с. 52. Сравнение.
* № 5, с. 52. Сложение и вычитание.
– В чём заключается трудность в работе? (Чтобы выполнить действия, нужно помнить, что единицы должны быть единого измерения. Если есть в выражении дециметры и сантиметры, то нужно привести к единой единице измерения и записать или в дм, или в см.)
IV. Повторение и закрепление пройденного
1. Игра-соревнование «Альпинисты».
– Кто правильно и быстро решит «цепочку» примеров и поднимется на вершину самой высокой горы?
2. Решение задач.
* № 6, 8, с. 53.
Решение задач основывается на сравнении.
– На что обратили внимание? (В первой задаче целое состоит из двух частей, а во второй – из трёх частей. Но решаются задачи практически одинаково, так как в обеих искомое – части.)
П а л ь ч и к о в а я г и м н а с т и к а
4. Поиск закономерности, графический рисунок.
* С. 53 учебника («на клеточках»).Анализируют и выполняют самостоятельно. При проверке отвечают на в о п р о с ы:
– Какую закономерность выделили?
– Как продолжили каждый ряд?
5. Решение уравнений.
* № 9, с. 53. Самостоятельно по выбору.
– Чему равен корень каждого уравнения?
– Докажите, что вы решили уравнение правильно.
6. Старинная задача.
Р а с с у ж д е н и е: волк не ест капусту, поэтому человек сначала перевозит козу. Затем возвращается и перевозит капусту, но забирает козу и везёт обратно. Здесь козу человек оставляет и перевозит волка, а затем возвращается и перевозит козу.
V. Итог.
– Что узнали нового на уроке?
– Чему научились?
– Какое задание показалось наиболее трудным?
– Что вызвало трудности при работе?
– Какое задание больше всего вас заинтересовало? Почему?