Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг |
Основные понятия | Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – В названии темы урока «Из… сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку: Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга.) – Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги, как появилась славянская азбука | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. Кроссворд. | Проверку домашнего задания проводит в виде путешествия в: -древний Киев; -древний Новгород. Давайте послушаем ребят, оценим их ответ, добавим, что еще можно рассказать о Древнем Новгороде. | Рассказывают о древних городах
Отгадывают кроссворд. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа в группах : Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки. Сообщения учащихся. Самостоятельная работа с учебником. Задания для учащихся с высоким уровнем подготовки | Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». - На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения. А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём? Задачи урока: нахождение ответов на поставленные вопросы. – Кто создал на Руси славянскую письменность? – Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст «Возникновение славянской письменности» – Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».) – Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.) – Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.) – Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. – К какому веку относится 863 год? В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. Рассказывает о летописях. Предлагает послушать подготовленные заранее сообщения учащихся об истории возникновения книг. – Сейчас вы прочитайте статью в учебнике (с. 56– 57). – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Какие чернила использовали для письма? – Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.) – Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета.) – Прочитайте статью в учебнике (с. 58). Продумайте и ответьте на вопросы: – Какими были книги в Древней Руси? – О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга? – Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? – Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетради. Знакомятся с буквами славянской азбуки. Проверяют по образцу. слушают рассказ учителя и сообщения учащихся. читают и отвечают на вопросы по тексту. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Устные ответы |
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Блицопрос (вопросы для групп). Дидактическая игра «Древние книги». Задания из электронного приложения к учебнику | – Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий.) – Как называлась первая славянская азбука? – Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? – В каком году была создана кириллица? – Что такое летопись? – Где и кем велись летописи? – Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? – На чем писали в Древней Руси? – Что такое пергамент? – Почему его ценили? – Что такое берёста? (Кора берёзы.) – Чем писали в Древней Руси? – Каким способом написания на берёсте пользовались? – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Что такое киноварь? охра? – Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Опишите книгу. – С помощью стрелок покажите связь слов в столбиках. На доске запись: Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | отвечают на вопросы. Участвуют в дидактической игре. Выполняют задания | Фронтальная, групповая, индивидуальная. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные:осозна- ют ответственность за общее дело | Устные ответы, выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений (тестовые задания). Выставление оценок | А1. Укажи век создания славянской азбуки? 1) IX 2) XI 3) X 4) XII А2. Укажи, кем были создатели славянской азбуки? 1) князьями 2) дружинниками 3) боярами 4) монахами А3. Отметь кожу животного, для создания пергамента. 1) козлёнок 2) поросёнок 3) телёнок 4) ягнёнок А 4. Выбери цвет чернил древних книг. 1) оранжевые 2) синие 3) коричневые 4) фиолетовые В 1. Найди неверное высказывание. 1) Книги писали гусиными перьями. 2) Книги были недорогими в цене. 3) Славянская азбука называлась кириллицей. 4) На Руси развивалось просвещение. В 2. Назови запись о важнейших событиях. 1) рукопись 2) календарь 3) летопись 4) дневник С 1. Обозначь имена создателей славянской азбуки 1) Нестор 2) Мефодий 3) Кирилл 4) Владимир | Отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы. Выполненные задания |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | |