Конспект урока по окружающему миру по теме "из книжной сокровищницы Древней Руси"
Конспект урока по окружающему миру по теме "из книжной сокровищницы Древней Руси"
В конспекте урока описывается метод работы с детьми. Сначала проводится тест для проверки знаний учащихся по ройденому материалу. Дальше рассказывается об истории происхождения книг в мире и в Древней Руси, происходит работа в учебнике и в рабочей тетради. Дальше проверяется из работа в тетради, выставляются отметки за работу на уроке и записывается домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "из книжной сокровищницы Древней Руси" »
Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки,
появлении письменности на Руси;
Задачи: дать представление о летописях как исторических документах;
учить делать выводы, обобщать;
воспитывать любовь к родине.
Оборудование: карточки, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А. Плешаков,
презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси», тест,
дидактическая игра, реквизиты для инсценировки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (тест на слайде)
III. Изучение нового материала
-Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними очень аккуратно, так как это было произведением искусства.
Вы хотите узнать, кто первый придумал буквы, которыми мы сейчас пользуемся? А когда это событие произошло? (два заранее подготовленных ученика подготовили сообщения по заданной теме.)
1) Сообщения учащихся
Знакомство с автобиографией Кирилла и Мефодия – создателями славянской азбуки.
В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.
Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?
Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в македонском городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, имея военное звание, он был правителем в одном из славянских княжеств. Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по – русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. По окончании учения был назначен хранителем библиотеки, затем он стал учителем философии в Высшей константинопольской школе.
После принятия Христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот в 863 году Кирилл с помощью брата и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей. Недаром братья- монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.
Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.
2. Сообщение учителя
-Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 3).
Так на письме обозначалось звучащее слово (баба).
Найдите в этом слове букву а и покажите ее.(Один ученик выходит к доске и показывает данную букву).
Сейчас название этой буквы «а», а в IX веке ее называли «аз».
Найдите в этом слове букву б и покажите ее. ( Ученик выходит и показывает данную букву).
Сейчас название этой буквы «бэ», а в IX веке ее называли «буки».
Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их (аз, буки).
3. Проблемный вопрос.
Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).
Эта азбука называлась глаголица. И вот почему. Известно, что слово глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь.
В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.
Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица-Кириллом.
4. Сообщение учителя (Слайд 4-8)
- Ребята, а вы хотите узнать, когда появились печатные книги? А хотите узнать, кто их написал?
Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки.
В Китае изготавливали китайские книжки-дощечки. А в Египетском царстве книги делали из папируса - речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр.
Как сейчас книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.
Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой.
Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это более пятисот лет назад.
В 11веке в Киево-Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет».
Напомню, летопись-описание событий по годам.
Это была не просто летопись. Нестор описывет историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов. О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».
В свой труд Нестор включил только сведения о ранних периодах русской истории. Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.
А вот, что говорит о своем труде монах Чудова монастыря Пимен.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
Для нас древние летописи, рассказывающие о жизни нашей страны на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценным сокровищем истории.
IV. Физминутка
V. Закрепление материала.
1. Работа с учебником. (стр.52,56-57).
- На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте).
- Чем писали? (Перьями и писалами).
- Каким способом написания на бересте пользовались? (Выдавливали и выцарапывали буквы).
VI. Итог урока.
1. Ответы на вопросы
А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные вначале урока.
(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий. На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писала и перья.)
VII. Домашнее задание.
Стр. 55-58, пересказывать.
Найти и записать в тетрадь 1-2 пословицы о книге.
В тетради «Проверь себя» выполнить задание №1, стр.18.