«Вот опять звенит звонок – Приглашает на урок. Начинаем мы опять По истории шагать».
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
– Сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10–11 веков Киеве и Новгороде.
1. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1).
(4 человека работают с карточками)
Карточка 1. Расскажите, что такое кремль. Карточка 2. Что вам известно о занятиях новгородцев? Карточка 3. Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев? Карточка 4. В чем важность открытия берестяных грамот?
2. Фронтальная работа
Тест (Приложение 2).
Раздача тестов. Объяснение правил выполнения теста. Выполнение, взаимопроверка и взаимооценка.
(Ключ: а б б б в а в б а в)
3. Инсценировка (рассказ о своем городе)
А) Новгородец ииноземный купец. Б) Новгородец и житель другого города.
Давайте послушаем ребят, оценим их ответ, добавим, что еще можно рассказать о Древнем Новгороде.
III. Подготовка к восприятию нового материала
Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (Приложение, слайд 1).
– На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения.
(Слайд 2, 3): А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём?
– Наша с вами задача найти ответы на поставленные вопросы.
IV. Изучение нового учебного материала
– Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства. Впрочем, давайте начнем по порядку.
Кто создал на Руси славянскую письменность?
А) Возникновение славянской письменности
Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4, 5).
Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:
«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».
– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)
Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла – Кириллицей.
– Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)
– Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)
– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)
Б) Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки
Сообщение учителя, творческое задание.
Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (Слайд 6).
Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 7).
– Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).
Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9–10).
Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь».
С помощью глаголицы можно было записать устную речь.
В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. (Слайд 11).
– К какому веку относится 863 год?
В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).
В) На чём и чем писали в Древней Руси?
Рассказ учителя. В Древней Руси создавались летописи.
– Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» – переводится «год»).
Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).
В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». (Слайд 14).
О содержании своего труда сам Нестор писал так:
«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»
– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор?
(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство»?) (Слайд 15).
Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.
Сообщения детей (из истории возникновения книг) (Приложение 3)
Г) Самостоятельная работа с учебником (стр. 56–57). (Слайд 16).
– Сейчас вы сами прочитайте статью в учебнике на стр. 56–57.
Ученики отвечают на вопросы по тексту:
Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)
Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)
Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)
Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета)
Какими были книги в Древней Руси?
«Подумай!» (стр. 58) (для сильных учеников):
О развитии, каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга?
Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги?
Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?