kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему: "Из книжной сокровищницы Древней Руси".

Нажмите, чтобы узнать подробности

для 4 классов. Конспект разработан в соответствии со ФГОС НОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Из книжной сокровищницы Древней Руси".»



Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"

Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси".





Выполнила

студентка 4 курса группы "В"

_______ Рябова Т. Н.

Проверил учитель начальных классов "СОШ 64"

_________ Коннова Н.В

Преподаватель (методист)

_________ Ванюшина Е. Е.

________ Оценка за урок



Астрахань, 2020

Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Класс: 4 "Г"

УМК: "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о первых книгах на Руси.

Задачи:

- формировать учебно-познавательные компетенции: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формировать информационные компетенции: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

- развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах, речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;

- уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

Метапредметные

- понимать учебную задачу, выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, формулировать ответы на вопросы.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир; учебная презентация


СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Татьяна Николаевна. Проверьте у всех на столе порядок. Давайте сядем правильно и настроимся на урок.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Чтоб историю узнать

Книги надо нам читать

Приветствуют учителя.

Наводят порядок.

Настраиваются на урок.

Личностные: правильная посадка за партой, умение настраиваться на урок, контролировать свое поведение.

2. Актуализация знаний

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 8 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.

Критерии отметки:

8 – «5» 6 - 7 – «4» 4 - 5 – «3»

Тест «Страна городов»

1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича

2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор

3. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада

4. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов

5. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник

6. На чём писали грамотные новгородцы?

А) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте

7. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой

8. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке


Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Так о чём мы будем говорить?

Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно!

А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения:

А) письменность Кто Руси славянскую на создал?

Б) на чем Руси На писали и чём?

Цель:

Узнать кто создал славянскую письменность и на чем писали на Руси.

Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей!

























1 – а





2 – б






3 – б






4 – в







5 – а






6 – в





7 – б






8 – а











-Книга.


-Сегодня мы будем говорить о книгах.

-О книгах, созданных на Руси.















-А)Кто создал славянскую письменность на Руси?

Б)На чём и чем писали на Руси?




Регулятивные: определить цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельности учащихся. Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями общения.

3. Работа по теме урока. Решение учебной задачи.


1.Кто создал на Руси славянскую письменность?

Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно? Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

(Работа в парах)

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах:

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

     «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

Чем отличаются буквы и звуки?  

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей.

Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

Кто создал первую славянскую азбуку?

Кто помогал Кириллу в работе над азбукой?

Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались Аз и Буки.

Давайте попробуем составить слово «знание», используя старославянские буквы. (в парах)

Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена

Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Какой цели мы сейчас достигли?

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

В Древней Руси создавались летописи.

Что такое летопись?

Верно! Летопись- запись событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина». В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».

 Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами, их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала, тщательно выписывались буквы, заставки. Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

Писались летописи и книги на пергаменте.  Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом. Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом.

Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту, наши предки использовали для повседневных нужд. Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

(поиск ответа на вопрос)



(ответы детей)

(работают с текстом)


























Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим



















-К императору обратились славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа.

-Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.

-Старший брат Мефодий.

(Работают в парах)






















-По названию первых букв алфавита.









-Узнали, кто создал на Руси славянскую письменность.




-Описание событий по годам на бумаге.


Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательных действий.

Личностные: умение делать нравственный выбор.

Познавательные: структурирование знаний.



4. Закрепление изученного.

Работа с учебником. (стр. 56-57).

Давайте прочитаем статью, которая дана в учебнике. Читаем по цепочке.

Вопросы после текста:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

2.Какие чернила использовали для письма?

3.Что такое киноварь? Охра?

4. А что за орудие служило для письма?

5. Чем были украшены книги?

Ребята, какой цели мы достигли?

Хорошо, молодцы.

А сейчас проведем маленький блиц-опрос.

За правильный ответ я буду давать вам жетоны.

1. Кто создал славянскую письменность?

2. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?

3. Что такое летопись?

4. Где и кем велись летописи?

5. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

6. На чем писали в Древней Руси?

7. Что такое пергамент?

8. Почему его ценили?



9. Что такое береста?

10. Чем писали?

11. Каким способом написания на бересте пользовались?

12. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

13. Какие чернила использовали для письма?

14. Что такое киноварь?

15. Охра?

16. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?

 (подсчет баллов, подведение итогов)

Запишите домашнее задание.

При помощи глаголицы и кириллицы составьте такие слова: «книга, рукопись, сокровищница».

(работают с учебником, читают вслух по цепочке)





-Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.

-Черные или коричневые.


-Краска оранже - красного цвета. Краска желтого цвета

- Птичья перья, чаще всего гусиные.


-Книги были украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами.

-Узнали, чем и на чём писали на Руси.




(делятся на команды, отвечают на вопросы)



  1. Кирилл и Мефодий


  1. Кириллица



  1. Летопись - писание событий по годам

  2. Монахами в монастырях


  1. Нестор



  1. На бересте и пергаменте


  1. Писчий материал из телячьей кожи

  2. Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте

  3. Кора березы

  4. Перьями и писалами

  5. Выдавливали и

выцарапывали буквы


  1. Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

  2. Черные или коричневые


  1. Краска оранжево-красного цвета

  2. Краска желтого цвета

  3. В 1992 году

Регулятивные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была?

Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете?

Посмотрите на слайд, на нем изображена лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку.

Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку.

Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать в команде. Поднимите руку.

-Тема нашего урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»



 (делятся мнениями)





(выполняют самооценку деятельности)


Регулятивные:

-сравнение результата


с заданным эталоном


-оценка






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории на тему: "Из книжной сокровищницы Древней Руси".

Автор: Рябова Татьяна Николаевна Методист: Ванюшина Елена Евгеньевна

Дата: 15.12.2020

Номер свидетельства: 567085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по окружающему миру по теме "из книжной сокровищницы Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-iz-knizhnoi-sokrovishchnitsy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "237794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444397003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства