Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России" в 3 классе по теме "Константин Бальмонт "Золотое слово" в рамках изучения раздела "Поэтическая тетрадь". Разработан и проведен при активном участии учеников класса с целью развития их творческих способностей и любви к литературе. В ходе урока использованы фрагменты инсценирования стихов, проведена большая работа по анализу их содержания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока чтения 3 класс»
Урок 18.12.15
Тема: «К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»
Цели урока: ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, воображение, творческие способности детей.
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, создавать словесные картины по тексту стихотворения, выделять в тексте средства выразительности, выполнять и комментировать иллюстрации к текстам; сочинять стихотворные тексты на заданную тему.
Оборудование: слайд с портретом поэта, сборник стихов, выставка детских рисунков
Тип урока: изучение нового
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- иллюстрации к стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы» - комментирование по желанию
Кто автор произведения? С какими его произведениями познакомились на предыдущих уроках?
III. Введение в тему
1. Работа над пословицей.
Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу. – запись на доске
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Назовите примеры (Тютчев, Пушкин, Никитин, Фет, Некрасов)
Сегодня мы ознакомимся с творчеством еще одного замечательного поэта. Прочитайте его имя, рассмотрите портрет. (Константин Дмитриевич Бальмонт.) – на слайде.
2. Знакомство с биографией и творчеством поэта (выступают дети):
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года во Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела ребенка в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Свое первое стихотворение он сочинил в 9 лет.
Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта, в его сказочной фантазии.
Стих «У чудищ» читает Евтихов Максим
Стих «Гномы» читает Шаблиева Ирина
Современники называли Бальмонта "поэтом с утренней душой". Никто не окутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Стих «Золотая рыбка» читает Федина Анна.
В замке был весёлый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Лёгкие качели
В замке в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянённые весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко.
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели её
Музыканты бала,
Но от рыбки, от неё,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнёт, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздаётся.
И в сердцах любовь журчит
И весна смеётся.
Взор ко взору шепчет «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду –
Золотая рыбка.
Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в 19 лет поступил на юридический факультет московского университета. За участие в студенческих беспорядках был исключен. Продолжил образование самостоятельно.
Благодаря своему трудолюбию и любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил шестнадцать языков, кроме литературы и искусства, увлекался историей, химией. Стихи начал писать в детстве. В конце 1890-х годов он был известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
Хотел увидеть и познать весь мир, совершал творческие поездки в Мексику и США, где переводил мексиканскую литературу и мифы индейцев. В 1912 году отправился в грандиозное кругосветное путешествие.
Стих «Я вольный ветер…» читает Ким Данил
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,
Я вею, млею, воздушный, сонный.
В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном -
И гром проснется в немом просторе.
Но, снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.
1897г.
События последующих лет вынуждают поэта покинуть родную страну. До конца жизни он стал эмигрантом. Тосковал по Родине. В своих произведениях он стремится домчаться в мир чудесный к неизвестной красоте, озаренной мечтой о Солнце.
Стих «Я в этот мир пришел…» читает Субботин Илья
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Константин Бальмонт написал произведение для детей, посвященное своей дочери Нине (он звал ее Ниника). Книгу поэт назвал «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея).
Стих «Солнечной Нинике…» читает Элесханова Аида
Стих «Фея» читает Макаров Артур
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарить, лилея,
Много снов и аромата,—
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
В стихотворных сказках Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.
Стих «Фея за делом…» читает Кудимова Марина
К Фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.
И давай жужжать, галдеть
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.
Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.
А потом на комара
Жаловалась муха:
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.
Фея слушала их вздор
И сказала: «Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти».
И велела пауку,—
Встав с воздушных кресел,—
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.
И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.
Стих «Фея и снежинки» читает Пескова Вероника
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.
Физминутка
Зимняя зарядка
А сегодня у зимы новоселье,
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины! (руки вверх)
Белый коврик у порога. А какой ширины?
Вот такой ширины!(руки в стороны)
Погляди-ка потолки ледяные(головы вверх подняли)
Высоки-превысоки, кружевные!
- О каких кружевных потолках идет речь? (иней)
3. Работа над стихотворением «Золотое слово».
Прочитайте название стихотворения, которое выбудете читать. (Золотое слово.)
Что означает выражение «золотое слово»? Как вы думаете, почему оно так называется? (Предположения детей.)
- о чем стихотворение? Какая из сестер - времен года оказалась самой важной? Почему?
Словарная работа объясните значение слова «кутерьма» - суматоха, беспорядок
Работа над выбором интонации для чтения:
Как построено стихотворение?
Как прочитаем слова осени и зимы? – хвастливо
Как прочтем описание весенней природы? – задорно, весело
IV Выразительное чтение стихотворения детьми «цепочкой»
Какие средства выразительности использует автор в стихотворении? Приведите примеры эпитеты «солнце золотится, речка серебрится», олицетворение «одуванчик седой, весна шалит» времена года разговаривают, спорят как люди.
Какие картины вы смогли бы нарисовать по ходу чтения?
V Рефлексия
Какое настроение у вас создалось после прослушивания и прочтения стихов Константина Бальмонта? Чем вы хотите поделиться с друзьями?
VI Итог урока. Оценки
Что нового узнали о творчестве поэта и его жизни? Что можете сказать о внутреннем мире этого человека?
Захотелось ли вам самим сочинить стихотворение или нарисовать рисунок по прочитанным стихам?
VII Д/з : выучить понравившееся стихотворение наизусть, нарисовать рисунок,
попробовать сочить свое короткое фантазийное стихотворение (по желанию)
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(151) "Конспект урока 5 класс по теме «How do you help your neighborhood?» Как вы помогаете своему району?"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_5_klass_po_teme_how_do_you_help_your_neighborhood_kak_vy_pomogaet"
["file_id"] => string(6) "586916"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1631977076"
}
}