Окружающий мир
1 класс
УМК «Школа России»
Тема: Как живет семья?
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. 3 1
− Вспомните, на какие вопросы мы отвечали на прошлых уроках? (Что и кто?)
− Как вы думаете о чем пойдет речь в разделе «Как, откуда и куда?» (Предположения детей.)
− Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем, зафиксируем затруднение и выясним его причину. Затем сами построим новое знание.)
− Желаю вам успешной работы!
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
(Чтение стихотворения учителем)
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
– О чем пойдет речь сегодня на уроке?
- На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как живет семья?)
- Мы можем сразу дать ответ? (Не можем)
-Почему? (Предположения детей)
- Каковы цели нашего занятия?
– Что мы узнаем сегодня на уроке?
Дети высказывают предположения, учитель подбирает наиболее точную и полную формулировку и может схематично записать её на доске, т.о. фиксируется план деятельности на уроке. 1 4
- Проверьте свои предположения на с.56 учебника.
3. Совместное открытие знаний
- Как вы понимаете слово «семья»? (Предположения детей.)
– Расскажите (по желанию) о членах семьи по плану. 6 2
1) Назвать члена семьи.
2) Имя.
3) Чем занимается.
4) Что любит и умеет делать.
Целесообразно вызывать и детей, у которых неполная семья, не акцентируя внимание на отсутствие того или иного члена семьи. Задача урока – показать семью и взаимоотношения в семье.
После выступления каждого ребёнка учитель может задать вопросы:
– Как мама называет папу?
– Как папа называет маму?
– Как ты ласково называешь маму?
– Кто может составлять семью?
Учитель на доску выставляет картинки:
На доске – карточки с действиями.
– Каждый член семьи имеет свои обязанности. Давайте попробуем разобраться, кому в вашей семье подходят эти действия. 1 2
Готовит обед.
Хвалит за хорошую отметку.
Любит смотреть телевизор.
Чинит сломанные вещи.
Помогает чинить сломанные вещи.
Убирает в комнате.
Гуляет с собакой.
Стирает бельё.
Работа в учебнике. 1 3
– Откройте учебник на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Расскажите, чем заняты взрослые и дети.
– Как же родители и дети могут помогать друг другу?
– А как, на ваш взгляд, должна быть устроена жизнь в счастливой семье?
Работа в парах: читающий и не читающий ученики. 4
–Подчеркните, что объединяет членов семьи.
Проверка.
– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули.
– Какие предложения не подчеркнули? Почему?
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте его на с. 57. Совпали наш вывод и вывод учебника?