kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Мой коллектив"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:        «МОЙ КОЛЛЕКТИВ»

Цель: раскрыть сущность понятия «коллектив» и углубить представление учащихся о взаимоотношениях в большом коллективе.

Задачи  урока:

  •  раскрывать значение понятий « школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность»; 
  •  развивать умение ценить дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками; 
  •  воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам. 

Ресурсы:  использование в работе презентации Рр, звукозапись песни «Если с другом вышел в путь»,
 

Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, театральная постановка, работа в микрогруппах.

Материалы для урока: музыкальный материал, стикеры, «коробка пожеланий», караточки-задания, мониторинг урока. 

Вид урока: изучение нового материала

Тип урока: урок формирования новых знаний

«Мудрые слова»

«Один за всех и все за одного» Александр Дюма

Ход урока:

Учитель: (слайд 1)

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем замечательном и любимом уроке самопознания.

- Посмотрите в окно - какая замечательная погода!

- Посмотрите на соседа справа, и улыбнитесь ему!

-Посмотрите на соседа слева, и улыбнитесь ему.

- На уроке у нас много гостей, которые в течение всего урока будут наблюдать за нашей с вами работой – улыбнитесь им.

«Круг радости»  (слайд 2)

Учитель:

- Ребята, я хочу начать наш урок со слов Александра Дюма 
« Один за всех и все за одного». 
-Эти слова из его знаменитого произведения о мушкетёрах, которые отличались особым мужеством и были сильны своей дружбой. 
-Предлагаю поздороваться необычным способом: 
Выходим по одному, образуем общее рукопожатие, как это делали мушкетёры. И громко произнесём эпиграф нашего урока. 
О Д И Н  З А  В С Е Х  И  В С Е  З А  О Д Н О Г О !  ( учащиеся выходят к учителю и образуют круг рукопожатия)

Звучит музыка     (слайд 3)

-Давайте споем песню, которая называется «Вместе весело шагать по просторам» (поют песню)

-Молодцы!  Присаживайтесь на свои места.  (учащиеся садятся на свои места) У вас на партах лежат оценочные  листы, где вы в течение всего урока ставите   в графе «Плюс»- плюс, если вам понравился этот момент на уроке, если не понравился,  то в графе «минус» - минус, а если было интересно, познавательно, то в графе «интересно» ставите «галочку». Вы уже за «круг радости»  можете поставить знак.

-Ребята,  как дружно вы сейчас спели.

- Скажите, а как,  по  другому, можно назвать ваш дружный класс?

(ответы учащихся)

Тема нашего урока «Мой коллектив» (слайд 4)

- Запишите  дату и тему урока.  (записывают тему урока в тетради)

Учитель: И сегодня на уроке мы поговорим о таких понятиях как коллектив, одноклассники, уважение и взаимоуважение. Но изучение этой темы мне бы хотелось начать со стихотворения  (слайд 5)

Есть в каждом то, за что он может

Быть уважаем и любим.

Ведь мы себя не уважаем

Не уважением к другим.

Друзья! Во всем, во всех пытайтесь

Дух доброй воли распознать.

Ум, почву мысли, уваженьем

Всегда стремитесь удобрять.

Вы наверное обратили своё внимание на слова Фёдора  Михайловича Достоевского  "Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя",которые являются цитатой нашего урока.

Давайте ребята побеседуем:

1. За что вы уважаете себя?

2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?

3.Как вы понимаете выражение "Уважая других, уважаем себя"?

4. Что такое коллектив?

- Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «коллектив»?

Перед вами лежат стикеры, запишите свое слово и прикрепите его на доску под темой урока «Мой коллектив". (обсуждение слов)

(люди, общее дело, группа людей, дружба, интерес…)

-Вы говорите все правильно, а теперь из ваших слов составим определение. (слайд 6)

«Коллектив- это люди, объединенные общими интересами, общими делами, хорошими дружескими отношениями и взаимопониманием» (учащиеся записывают в тетради с доски)

- А какие коллективы вы знаете?  ученический, учительский, танцевальный, спортивный, эстрадный)

«Читаем» (слайд 7)

Учитель:

- Сейчас предлагаю прочитать и проанализировать  стихотворение Ольги Высоцкой «Ёжик», открываем учебник на стр.54 (читают учащиеся в слух)

Учитель:

-Ответьте на вопросы:

- В чем особенность коллектива, в котором учится Сергей?

- За что его прозвали Ёжиком?

- Как помогли одноклассники Серёже?

-Можно ли класс,  в котором учится Сергей,  назвать дружным коллективом? (ответы учащихся)

- Кому-то из вас приходилось оказывать помощь одноклассникам? И какую? 

( учащиеся рассказывают историю).

-Значит, ваш класс можно назвать коллективом? (рассуждение детей)

Можете поставить значок в таблице.

« Размышляем над ситуациями»

Учитель:

-А  теперь ваш дружный класс, я поделю на группы.   

И предлагаю каждой группе рассмотреть ситуацию и дать ответ

(обсуждают в группе ситуации )

1-группа: Только начался урок, ученик уронил портфель, из которого высыпалось содержимое. Чем вы можете помочь? Ответы детей  (слайд 8)

2-группа: На переменке две подружки очень сильно ссорятся. Ученики проходят мимо. Как вы поступите? Ответы детей   (слайд 9)

3-группа:  Учительница вызывает к доске ученика, который не знает тему, но пытается что-то ответить, обращаясь взглядом на помощь коллективу. Как правильно поступить?

 Ответы детей  (слайд 10)

Учитель:

-Вы дружно поработали в группах.

-Ответьте на вопрос: а  ваши группы тоже  можно назвать коллективом?

Можете поставить значок в таблице.

«Минутка тишины»   (слайд 11)

Звучит музыка.

- А теперь сядьте по удобнее.

- Закройте глаза и представьте себя наедине … со всеми. Вы  в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем –то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения….
Учитель:

-А теперь открывайте свои глазки, сядьте по удобнее.

Можете поставить значок в таблице.

«Игра»   (слайд 13)

Учитель:

- Сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас напишите на листе бумаги свое имя, сверните его в несколько раз и положите в коробочку. Вместе с нами играют и наши гости (учитель перемешивает листочки)

- Выберите листочек из коробочки и напишите пожелание тому человеку, чье имя написано на листке.

Рефлексия:   (слайд 14)

Учитель:

Ребята, давайте построим ДОМ ДРУЖБЫ.

Я задаю вам единственный вопрос: Что может ваш дружный класс?

( учащиеся пишут на стикерах предложения в течение 30 секунд, затем выходят и строят дом. Перед вами треугольник со словом « Коллектив». Прикрепите под ним свои  стикеры с предложениями. Что у нас получилось?

Учитель:

Теперь вы знаете, что является главным для создания коллектива: общение, общее дело, сотрудничество, дружба.  

Можете поставить значок в таблице.

 Домашнее задание:  (слайд 15)

Учитель:

- Сейчас я вам раздам листочки с домашним заданием. Вам нужно дополнить предложения, дописав в кружок глагол:

Например

Я не люблю, когда мои одноклассники…. (получают «2», или кричат… обзываются)

   А во втором задании, наоборот, дополнить

Например:                                    

 Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе… (побеждали в соревнованиях…)

- (Дети получают листочки)

Круг «От сердца к сердцу» (слайд 17)

- А теперь всех приглашаю в круг «От сердца к сердцу» со своими пожеланиями. Сейчас каждый из вас зачитает его.

Можете поставить значок в таблице и собрать.

Ребята в конце нашего урока мне хотелось вам подарить "Мысли мудреца" и если вы хотя бы  раз в день будите выполнять один из пунктов, то я думаю,  что коллектив  вашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают, будут получать позитив от общения с вами.

1.Уважай собеседника (слайд 18)

2. Будь  тактичен

3.Не  унижай собеседника

4.Будь внимателен к собеседнику

5. Стремись к взаимопониманию.

В течении всего урока вы ребята давали оценку. А теперь с помощью смайликов покажите наглядно  понравился вам урок или не понравился.

Учитель:

- Урок окончен. Спасибо за урок! (слайд 19)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Мой коллектив"»

РАТУШНАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, учитель первой категории, САМОПОЗНАНИЕ 4 КЛАСС

Тема урока: «МОЙ КОЛЛЕКТИВ»


Цель: раскрыть сущность понятия «коллектив» и углубить представление учащихся о взаимоотношениях в большом коллективе.


Задачи урока:

  • раскрывать значение понятий « школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность»; 

  • развивать умение ценить дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками; 

  • воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам. 


Ресурсы: использование в работе презентации Рр, звукозапись песни «Если с другом вышел в путь»,

Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, театральная постановка, работа в микрогруппах.


Материалы для урока: музыкальный материал, стикеры, «коробка пожеланий», караточки-задания, мониторинг урока. 


Вид урока: изучение нового материала

Тип урока: урок формирования новых знаний


«Мудрые слова»

«Один за всех и все за одного» Александр Дюма


Ход урока:


Учитель: (слайд 1)

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем замечательном и любимом уроке самопознания.

- Посмотрите в окно - какая замечательная погода!

- Посмотрите на соседа справа, и улыбнитесь ему!

-Посмотрите на соседа слева, и улыбнитесь ему.

- На уроке у нас много гостей, которые в течение всего урока будут наблюдать за нашей с вами работой – улыбнитесь им.







«Круг радости» (слайд 2)

Учитель:

- Ребята, я хочу начать наш урок со слов Александра Дюма 
« Один за всех и все за одного». 
-Эти слова из его знаменитого произведения о мушкетёрах, которые отличались особым мужеством и были сильны своей дружбой. 
-Предлагаю поздороваться необычным способом: 
Выходим по одному, образуем общее рукопожатие, как это делали мушкетёры. И громко произнесём эпиграф нашего урока. 
О Д И Н З А В С Е Х И В С Е З А О Д Н О Г О !  ( учащиеся выходят к учителю и образуют круг рукопожатия)

Звучит музыка (слайд 3)

-Давайте споем песню, которая называется «Вместе весело шагать по просторам» (поют песню)

-Молодцы! Присаживайтесь на свои места. (учащиеся садятся на свои места) У вас на партах лежат оценочные листы , где вы в течение всего урока ставите в графе «Плюс»- плюс, если вам понравился этот момент на уроке, если не понравился, то в графе «минус» - минус, а если было интересно, познавательно, то в графе «интересно» ставите «галочку». Вы уже за «круг радости» можете поставить знак.

-Ребята, как дружно вы сейчас спели.

- Скажите, а как, по другому, можно назвать ваш дружный класс?

(ответы учащихся)

Тема нашего урока «Мой коллектив» (слайд 4)

- Запишите дату и тему урока. (записывают тему урока в тетради)

Учитель: И сегодня на уроке мы поговорим о таких понятиях как коллектив, одноклассники, уважение и взаимоуважение. Но изучение этой темы мне бы хотелось начать со стихотворения (слайд 5)

Есть в каждом то, за что он может

Быть уважаем и любим.

Ведь мы себя не уважаем

Не уважением к другим.

Друзья! Во всем, во всех пытайтесь

Дух доброй воли распознать.

Ум, почву мысли, уваженьем

Всегда стремитесь удобрять.

Вы наверное обратили своё внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского "Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя",которые являются цитатой нашего урока.

Давайте ребята побеседуем:

1. За что вы уважаете себя?

2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?

3.Как вы понимаете выражение "Уважая других, уважаем себя"?

4. Что такое коллектив?

- Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «коллектив»?

Перед вами лежат стикеры, запишите свое слово и прикрепите его на доску под темой урока «Мой коллектив". (обсуждение слов)

(люди, общее дело, группа людей, дружба, интерес…)

-Вы говорите все правильно, а теперь из ваших слов составим определение. (слайд 6)

«Коллектив- это люди, объединенные общими интересами, общими делами, хорошими дружескими отношениями и взаимопониманием» (учащиеся записывают в тетради с доски)

- А какие коллективы вы знаете? ученический, учительский, танцевальный, спортивный, эстрадный)

«Читаем» (слайд 7)


Учитель:

- Сейчас предлагаю прочитать и проанализировать стихотворение Ольги Высоцкой «Ёжик», открываем учебник на стр.54 (читают учащиеся в слух)

Учитель:

-Ответьте на вопросы:

- В чем особенность коллектива, в котором учится Сергей?

- За что его прозвали Ёжиком?

- Как помогли одноклассники Серёже?

-Можно ли класс, в котором учится Сергей, назвать дружным коллективом? (ответы учащихся)

- Кому-то из вас приходилось оказывать помощь одноклассникам? И какую?

( учащиеся рассказывают историю).

-Значит, ваш класс можно назвать коллективом? (рассуждение детей)

Можете поставить значок в таблице.


















« Размышляем над ситуациями»


Учитель:

-А теперь ваш дружный класс, я поделю на группы.

И предлагаю каждой группе рассмотреть ситуацию и дать ответ

(обсуждают в группе ситуации )


1-группа: Только начался урок, ученик уронил портфель, из которого высыпалось содержимое. Чем вы можете помочь? Ответы детей (слайд 8)



2-группа: На переменке две подружки очень сильно ссорятся. Ученики проходят мимо. Как вы поступите? Ответы детей (слайд 9)


3-группа: Учительница вызывает к доске ученика, который не знает тему, но пытается что-то ответить, обращаясь взглядом на помощь коллективу. Как правильно поступить?

Ответы детей (слайд 10)


Учитель:

-Вы дружно поработали в группах.

-Ответьте на вопрос: а ваши группы тоже можно назвать коллективом?

Можете поставить значок в таблице.






















«Минутка тишины» (слайд 11)

Звучит музыка.

- А теперь сядьте по удобнее.

- Закройте глаза и представьте себя наедине … со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем –то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения….
Учитель:

-А теперь открывайте свои глазки, сядьте по удобнее.

Можете поставить значок в таблице.

































А сейчас из классного коллектива, превратимся в театральный коллектив.

(Учащиеся разыгрывают сценку Виктора Драгунского «Главные реки »)

«Разыграем сценку» (слайд 12)

ОТКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ!

Действующие лица:

Учитель: Раиса Ивановна,

Ученики: Денис Кораблев, Мишка Слонов, Петька Горбушков

Звенит звонок (колокольчик) в класс вбегают Денис и Мишка:

Мишка:

-Ты выучил стихотворение?

(садясь за парту)

Денис говорит:

-Некогда было, я змея в космос запускал., а про уроки совсем забыл.

Мишка:

- Ну хорошо, если тебя вызовут, я подскажу.

Входит Раиса Ивановна.

-Здравствуйте, садитесь

-(Кораблев здоровается громче всех)

Раиса Ивановна:

-Кораблев к доске!

Денис (выходит к доске)

Раиса Ивановна:

-Стихи!

Денис:

- Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Раиса Ивановна:

- Это Пушкин.

Денис:

-Да,это Пушкин Александр Сергеевич

Раиса Ивановна

- А я что задавала?

Денис:

-Да!

Раиса Ивановна:

- Что «да»? Что я задала?

Денис:

- Что?

Мишка:

- Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задавали? Это он вопроса не понял, Раиса Ивановна.

Раиса Ивановна:

-Миша1 Не подсказывай.

Денис:

- Да!, Ты что, Мишка, лезешь? Без тебя знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

(Мишка отвернулся, обиделся)

Раиса Ивановна:

-Ну? Читай. Наизусть!

Денис:

-Ага, понял Стихи Некрасова. Поэта.

Раиса Ивановна:

-Читай же! Сейчас же читай!

Мишка подсказывает: Мужичонка и показывает на ноготь пальца)

Денис (выдвигает ногу вперед, взмахивает рукой)

-Мужичонка!... С ноготком!

- Мужичонка с ноготком!

(класс смеется)

Раиса Ивановна.

- Довольно Кораблев! Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись

- Ну а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера договорились всем классом, что будем читать интересные книжки. Вчера вы решили выучить название всех рек Америки. Ты выучил?

Денис:

- Конечно, выучил. А как же!

Раиса Ивановна:

-Назови самую большую реку Америки.

Денис Кораблев,(смотрит в потолок)Затем переводит взгляд на Петьку Горбушкова. ,а тот показывает листок бумаги, намалевано чернилами.

Денис вглядывается

Раиса Ивановна:

-Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?

Денис Кораблев (уверенно)

- Миси-писи.

(все смеются)

Денис Кораблев:

Я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.



Учитель:


- Вы сейчас посмотрели инсценировку по рассказу Виктора Драгунского «Главные реки».

- Ребята, скажите, а есть ли друзья у Дениса? (ответы детей)

- Денис учится хорошо или плохо, по-вашему мнению? (ответы детей)

- Какой мы должны с вами сделать вывод: дружить нужно только с теми кто хорошо учиться? (ответы детей)

-А вы сочувствуете однокласснику, который получает плохие оценки? Почему? (ответы детей)

- Какую помощь, вы как коллектив можете оказать отстающему? (ответы детей)

Можете поставить значок в таблице.







































«Игра» (слайд 13)


Учитель:

- Сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас напишите на листе бумаги свое имя, сверните его в несколько раз и положите в коробочку. Вместе с нами играют и наши гости (учитель перемешивает листочки)

- Выберите листочек из коробочки и напишите пожелание тому человеку, чье имя написано на листке.







































Рефлексия: (слайд 14)

Учитель:

Ребята, давайте построим ДОМ ДРУЖБЫ.

Я задаю вам единственный вопрос: Что может ваш дружный класс?

( учащиеся пишут на стикерах предложения в течение 30 секунд, затем выходят и строят дом. Перед вами треугольник со словом « Коллектив». Прикрепите под ним свои стикеры с предложениями. Что у нас получилось?


Учитель:

Теперь вы знаете, что является главным для создания коллектива: общение, общее дело, сотрудничество, дружба.

Можете поставить значок в таблице.
































Домашнее задание: (слайд 15)

Учитель:

- Сейчас я вам раздам листочки с домашним заданием. Вам нужно дополнить предложения, дописав в кружок глагол:

Например

Я не люблю, когда мои одноклассники…. (получают «2», или кричат… обзываются)

А во втором задании, наоборот, дополнить

Например:

Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе… (побеждали в соревнованиях…)

- (Дети получают листочки)















(слайд 16)












Круг «От сердца к сердцу» (слайд 17)

- А теперь всех приглашаю в круг «От сердца к сердцу» со своими пожеланиями. Сейчас каждый из вас зачитает его.

Можете поставить значок в таблице и собрать.

Ребята в конце нашего урока мне хотелось вам подарить "Мысли мудреца" и если вы хотя бы раз в день будите выполнять один из пунктов, то я думаю, что коллектив вашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают, будут получать позитив от общения с вами.

1.Уважай собеседника (слайд 18)

2. Будь тактичен

3.Не унижай собеседника

4.Будь внимателен к собеседнику

5. Стремись к взаимопониманию.

В течении всего урока вы ребята давали оценку. А теперь с помощью смайликов покажите наглядно понравился вам урок или не понравился.

Учитель:

- Урок окончен. Спасибо за урок! (слайд 19)
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока "Мой коллектив"

Автор: Ратушная Елена Николаевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Дружба."
    ["seo_title"] => string(9) "druzhba-3"
    ["file_id"] => string(6) "282502"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453711196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему: "Ты и твои друзья" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ty-i-tvoi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "115127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411843155"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства