Тема урока: «МОЙ КОЛЛЕКТИВ»
Цель: раскрыть сущность понятия «коллектив» и углубить представление учащихся о взаимоотношениях в большом коллективе.
Задачи урока:
- раскрывать значение понятий « школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность»;
- развивать умение ценить дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками;
- воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам.
Ресурсы: использование в работе презентации Рр, звукозапись песни «Если с другом вышел в путь»,
Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, театральная постановка, работа в микрогруппах.
Материалы для урока: музыкальный материал, стикеры, «коробка пожеланий», караточки-задания, мониторинг урока.
Вид урока: изучение нового материала
Тип урока: урок формирования новых знаний
«Мудрые слова»
«Один за всех и все за одного» Александр Дюма
Ход урока:
Учитель: (слайд 1)
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на нашем замечательном и любимом уроке самопознания.
- Посмотрите в окно - какая замечательная погода!
- Посмотрите на соседа справа, и улыбнитесь ему!
-Посмотрите на соседа слева, и улыбнитесь ему.
- На уроке у нас много гостей, которые в течение всего урока будут наблюдать за нашей с вами работой – улыбнитесь им.
«Круг радости» (слайд 2)
Учитель:
- Ребята, я хочу начать наш урок со слов Александра Дюма
« Один за всех и все за одного».
-Эти слова из его знаменитого произведения о мушкетёрах, которые отличались особым мужеством и были сильны своей дружбой.
-Предлагаю поздороваться необычным способом:
Выходим по одному, образуем общее рукопожатие, как это делали мушкетёры. И громко произнесём эпиграф нашего урока.
О Д И Н З А В С Е Х И В С Е З А О Д Н О Г О ! ( учащиеся выходят к учителю и образуют круг рукопожатия)
Звучит музыка (слайд 3)
-Давайте споем песню, которая называется «Вместе весело шагать по просторам» (поют песню)
-Молодцы! Присаживайтесь на свои места. (учащиеся садятся на свои места) У вас на партах лежат оценочные листы, где вы в течение всего урока ставите в графе «Плюс»- плюс, если вам понравился этот момент на уроке, если не понравился, то в графе «минус» - минус, а если было интересно, познавательно, то в графе «интересно» ставите «галочку». Вы уже за «круг радости» можете поставить знак.
-Ребята, как дружно вы сейчас спели.
- Скажите, а как, по другому, можно назвать ваш дружный класс?
(ответы учащихся)
Тема нашего урока «Мой коллектив» (слайд 4)
- Запишите дату и тему урока. (записывают тему урока в тетради)
Учитель: И сегодня на уроке мы поговорим о таких понятиях как коллектив, одноклассники, уважение и взаимоуважение. Но изучение этой темы мне бы хотелось начать со стихотворения (слайд 5)
Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Не уважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.
Вы наверное обратили своё внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского "Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя",которые являются цитатой нашего урока.
Давайте ребята побеседуем:
1. За что вы уважаете себя?
2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?
3.Как вы понимаете выражение "Уважая других, уважаем себя"?
4. Что такое коллектив?
- Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «коллектив»?
Перед вами лежат стикеры, запишите свое слово и прикрепите его на доску под темой урока «Мой коллектив". (обсуждение слов)
(люди, общее дело, группа людей, дружба, интерес…)
-Вы говорите все правильно, а теперь из ваших слов составим определение. (слайд 6)
«Коллектив- это люди, объединенные общими интересами, общими делами, хорошими дружескими отношениями и взаимопониманием» (учащиеся записывают в тетради с доски)
- А какие коллективы вы знаете? ученический, учительский, танцевальный, спортивный, эстрадный)
«Читаем» (слайд 7)
Учитель:
- Сейчас предлагаю прочитать и проанализировать стихотворение Ольги Высоцкой «Ёжик», открываем учебник на стр.54 (читают учащиеся в слух)
Учитель:
-Ответьте на вопросы:
- В чем особенность коллектива, в котором учится Сергей?
- За что его прозвали Ёжиком?
- Как помогли одноклассники Серёже?
-Можно ли класс, в котором учится Сергей, назвать дружным коллективом? (ответы учащихся)
- Кому-то из вас приходилось оказывать помощь одноклассникам? И какую?
( учащиеся рассказывают историю).
-Значит, ваш класс можно назвать коллективом? (рассуждение детей)
Можете поставить значок в таблице.
« Размышляем над ситуациями»
Учитель:
-А теперь ваш дружный класс, я поделю на группы.
И предлагаю каждой группе рассмотреть ситуацию и дать ответ
(обсуждают в группе ситуации )
1-группа: Только начался урок, ученик уронил портфель, из которого высыпалось содержимое. Чем вы можете помочь? Ответы детей (слайд 8)
2-группа: На переменке две подружки очень сильно ссорятся. Ученики проходят мимо. Как вы поступите? Ответы детей (слайд 9)
3-группа: Учительница вызывает к доске ученика, который не знает тему, но пытается что-то ответить, обращаясь взглядом на помощь коллективу. Как правильно поступить?
Ответы детей (слайд 10)
Учитель:
-Вы дружно поработали в группах.
-Ответьте на вопрос: а ваши группы тоже можно назвать коллективом?
Можете поставить значок в таблице.
«Минутка тишины» (слайд 11)
Звучит музыка.
- А теперь сядьте по удобнее.
- Закройте глаза и представьте себя наедине … со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем –то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения….
Учитель:
-А теперь открывайте свои глазки, сядьте по удобнее.
Можете поставить значок в таблице.
«Игра» (слайд 13)
Учитель:
- Сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас напишите на листе бумаги свое имя, сверните его в несколько раз и положите в коробочку. Вместе с нами играют и наши гости (учитель перемешивает листочки)
- Выберите листочек из коробочки и напишите пожелание тому человеку, чье имя написано на листке.
Рефлексия: (слайд 14)
Учитель:
Ребята, давайте построим ДОМ ДРУЖБЫ.
Я задаю вам единственный вопрос: Что может ваш дружный класс?
( учащиеся пишут на стикерах предложения в течение 30 секунд, затем выходят и строят дом. Перед вами треугольник со словом « Коллектив». Прикрепите под ним свои стикеры с предложениями. Что у нас получилось?
Учитель:
Теперь вы знаете, что является главным для создания коллектива: общение, общее дело, сотрудничество, дружба.
Можете поставить значок в таблице.
Домашнее задание: (слайд 15)
Учитель:
- Сейчас я вам раздам листочки с домашним заданием. Вам нужно дополнить предложения, дописав в кружок глагол:
Например
Я не люблю, когда мои одноклассники…. (получают «2», или кричат… обзываются)
А во втором задании, наоборот, дополнить
Например:
Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе… (побеждали в соревнованиях…)
- (Дети получают листочки)
Круг «От сердца к сердцу» (слайд 17)
- А теперь всех приглашаю в круг «От сердца к сердцу» со своими пожеланиями. Сейчас каждый из вас зачитает его.
Можете поставить значок в таблице и собрать.
Ребята в конце нашего урока мне хотелось вам подарить "Мысли мудреца" и если вы хотя бы раз в день будите выполнять один из пунктов, то я думаю, что коллектив вашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают, будут получать позитив от общения с вами.
1.Уважай собеседника (слайд 18)
2. Будь тактичен
3.Не унижай собеседника
4.Будь внимателен к собеседнику
5. Стремись к взаимопониманию.
В течении всего урока вы ребята давали оценку. А теперь с помощью смайликов покажите наглядно понравился вам урок или не понравился.
Учитель:
- Урок окончен. Спасибо за урок! (слайд 19)