План-конспект открытого урока.
Тема: Дружба.
Цели:
1.Расширить знание детей о дружбе.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.
3.Научит детей оценивать чувства и поступки других, видеть, понимать, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
4.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллектив
Задачи:
- развивать познавательную активность обучающихся;
- воспитывать чуткость, доброту, культуру общения;
- раскрыть понятие «дружба», её важные составляющие путем использования многообразных форм включения детей во взаимодействие в процессе игры.
Оборудование:
-
Интерактивная доска (проектор)
-
Презентация к уроку
-
Карточки с заданиями
-
Мультимедийные файлы
Ход занятия:
Слайд 1.
Организационный момент.
Аутогенная тренировка. Здравствуйте ребята. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Дайте мысленную команду рукам подняться вверх и в стороны. Представьте себе, что вы летите высоко над землей. Внизу проплывают реки, поля. Вы приближаетесь к лесу и видите красивую полянку, покружив над ней, вы приземляетесь. Отдохнули, вытянули ручки, глубоко вздохнули и открыли глазки. Приступаем к уроку.
Ход занятия:
1.Объявление темы и постановка целей занятия.
Слайд 2.
Слайд 3.
Мы попросим Настю и Олега нам рассказать стихотворение о дружбе:
Никогда не меняйте друзей.
Никогда не меняйте друзей..
Давайте обсудим вопросы: нужна ли дружба и для чего? От чего зависит дружба?
(ответы: дружба нужна, одному тяжело прожить в нашем мире, а друг может помочь в трудную минуту; дружба зависит от честного и верного отношения друг к другу).
2. Работа с пословицами.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Сократ говорил: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы» люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок:
Слайд 4.
-старый друг лучше новых двух
-был бы друг, найдется и недруг
-доброе братство дороже любого богатства
-не забывай друга ни в радости, ни в горе
-друга ищи, а найдешь, береги
-сам пропадай, а товарища выручай
-друга за деньги не купишь
-друг познается в беде
-друга иметь – себя не жалеть
3. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Слайд 5.
Ситуация №1:
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно передвинуть тяжелый шкаф. ( друга иметь – себя не жалеть).
Слайд №6.
Ситуация №2:
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал ногу. (друг познается в беде).
Слайд №7.
Ситуация №3:
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (дружбу за деньги не купишь).
В жизни могут быть разные ситуации, старайтесь принимать правильные решения. А теперь Кирилл нам расскажет стихотворение про друга:
Друг.
Друг – это тот, кто тебя понимает.
Друг – это тот, кто с тобой страдает..
4. Диспут.
Слайд №8
А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной:
- у плохих людей не бывает друзей.
- друг и приятель – одно и тоже.
- животные не могут быть друзьями.
- друг всем – никому не друг.
- не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
(дети высказывают свое мнение)
5. Упражнение «Мой идеальный друг».
С любым ли человеком дружат, каким должен быть настоящий друг? А какими качествами обладают ваши друзья, какие они – ваши друзья? Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.
Слайд №9.
а) уважение и доверие к другу,
б) злоба.
в) готовность оказать помощь и поддержку.
г) эгоизм.
д) лицемерие(лесть).
е) умение критиковать.
ж) прямота.
з) подлость.
и) искренность.
к) лень.
л) жадность.
м) честность.
н) забота.
о) зависть.
п) бескорыстие.
р) равенство.
с) преданность.
т) верность.
у) трусость.
ф) хвастовство.
Индивидуальная работа с Айдаром.
Составить из букв слово дружба.
Слайд №9.
проверьте все ли качества вы выбрали. Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте работу.
для дружбы важно: уважение и доверие друг к другу; готовность оказать помощь и поддержку; умение критиковать; прямота; искренность; честность; забота; бескорыстие; равенство; преданность; верность.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
Слайд №10.
6.Сценка: «Урок дружбы»
Ведущий: Кирилл и Настя друзья. Однажды Кирилл принес из дома конфеты и съел их не сказав Насте про них.
Кирилл: если я конфеты раздавать буду, то себе ничего не достанется.
Ведущий: когда он доел последнюю конфету к нему подошла Настя
Настя: ко мне вчера приезжала бабушка и подарила шоколадку. И я хочу поделиться с тобой.
Кирилл: не надо, зачем? Это же твоя шоколадка, ты и ешь.
Настя: но мы же с тобой друзья. А друзья должны делить все пополам. Разве не так?
Ведущий: Кириллу стало очень стыдно, ведь он съел все свои конфеты не поделившись с Настей. А сейчас отказаться от подарка друга – значит обидеть его. Он взял половинку шоколадки.
Кирилл: спасибо тебе, Настя. За шоколадку и за урок дружбы.
Ведущий: ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Кирилл не поделившись конфетами. Настоящий друг всегда поделиться со своим другом.
Слайд №11.
7. Игра «знаю ли я своего друга».
-чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару учитель приглашает к доске.
- сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Они запишут ответы на доске, затем мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Учитель задает вопросы, участники пишут ответ на доске:
- какой урок у него любимый?
- на чем он любит кататься?
- какое время года у него любимое?
- какой вид спорта любит?
- кем хочет стать, когда вырастет?
- какое животное он хотел бы иметь дома?
(Проверка ответов)
Мы видим, что (имя) хорошо знают друг друга. Это значит. Что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
Слайд №12.
8.Игра «Сказочные друзья»
Я буду называть сказочных героев, а вы определите – дружат они или нет:
Дядя Федор и кот Матроскин.
Слайд №13.
Заяц и Волк.
Слайд №14.
Малыш и Карлсон.
Слайд №15.
Красная шапочка и Серый волк.
Слайд №16.
Крокодил Гена и Чебурашка.
Слайд №17.
Колобок и Лиса.
Слайд №18.
Дружба на самом деле нелегкий труд. Если хотите, чтобы она не прекратилась, учитесь принимать в друзьях и хорошее и плохое. В жизни можно обойтись без многого, но только не без друзей. Я желаю, чтобы вас всегда окружали надежные и верные друзья!
9.Итог.
Подведем итоги нашего занятия. Кто мне скажет, что такое дружба? Почему люди дружат? Продолжите фразу: «на сегодняшнем уроке я узнал…»
Слайд №19.
Помните:
-Дружба это величайшая ценность.
-Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.
-Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.
-Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
-Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.