Просмотр содержимого документа
«Конспект занятие "Введение в образовательную программу"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Методическая разработка
Автор: Евтеева Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
р.п. Вача
Аннотация.
Учебное занятие - основной элемент организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. В данной методической разработке представлено видение педагога современного учебного занятия в системе дополнительного образования детей. При разработке занятия детально продумывалось, как занятие впишется в контекст образовательной программы. Учитывались особенности дополнительного образования. Одна из основных задач педагога - сделать работу детей на занятии активным процессом, способствующим пробуждению интереса, запоминанию материала, выработке конкретных умений, развитию мышления и самостоятельности детей.
Целью данной методической разработки является описание методики проведения вводного учебного занятия, которое выявляет имеющиеся знания у обучающихся. Развивает интерес к данному виду деятельности и знакомит их с основными темами образовательной программы.
«Введение в образовательную программу» - это первая встреча педагога с детьми, которая должна заинтересовать их, увлечь и зажечь образовательной деятельностью. Очень важно разработать и провести занятие так, чтобы у каждого ребёнка в душе остался праздник творческого единения с педагогом.
Структура данного занятия состоит из следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, итогового, рефлективного, информационного. Можно сказать, что данной методической разработкой может воспользоваться любой педагог дополнительного образования, будь то руководитель кружка лепки из глины или же бисероплетения. В занятии много игровой деятельности, смены деятельности, сюрпризов, что подойдёт для любого вида творчества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное занятие составлялось с учетом психолого-педагогических требований. Основная идея этого занятия - показать и донести до каждого ребёнка красоту, значимость и возможности лепки из глины.
Цель: Пробудить у детей интерес к лепке из глины.
Задачи:
Знакомить обучающихся с образовательной программой
Знакомить детей с миром лепки, инструментами и материалами, которые используются в лепке.
Развивать творчество, фантазию и воображение.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- дети проявят интерес к лепке из глины и захотят записаться в творческое объединение по лепке.
Занятие разработано для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Учитывая психолого-педагогические особенности детей данного возраста необходимо было подобрать и распределить учебный материал так, что бы детям было интересно с первых минут занятия до последней! При этом были продуманы формы, методы и приёмы работы с детьми, а также была учтена направленность, по которой работает педагог - эколого-биологическая. С данной возрастной группой беспроигрышным методом является игровой. Дети, попадая в привычную для них среду - игру, гораздо активнее усваивают информацию. И при этом, не смотря на то, что урок информационно насыщен, автору хотелось, чтобы дети не были накрыты «лавиной информации», и чтобы данное занятие отличалось от занятий в школе, и от уже существующих. Ключевым этапом в каждом занятии является практическая работа. Уходя с занятия, дети уносят с собой работы. Но автору хотелось немного отойти от стереотипности и весь теоретический
материал занятия уложить в «сундучки». И когда закончится занятие, дети уйдут с практической работой и сундучком, в котором хранится теоретический материал занятия. Дома, делясь впечатлениями о прожитом дне и событиях с близкими и друзьями, ребёнок ещё раз вспомнит «путешествие» с его секретами, законами и правилами. Перебирая карточки- секреты, ребёнок ещё раз вспомнит о них.
Для проектирования занятия педагог опирался на свой педагогический опыт и материально-техническую базу. Сюжет занятия заключается в путешествии по королевствам страны Глинляндии. Каждое королевство - это отдельная тема или группа тем. Путешествуя по «королевствам-темам» дети знакомятся с миром, законами и секретами лепки и экологии. Новизна и актуальность разработки состоит в её высокой конструктивности. Взяв за основу сюжет занятия в зависимости от поставленных целей и задач можно моделировать и видоизменять королевства, а, следовательно, и цели и задачи пребывания там детей. Между «королевствами-темами» хорошо прослеживается взаимосвязь. А выстраивание тем, было продиктовано принципом от простого к сложному, от получения информации до закрепления её на практике.
Материально-техническое оснащение, оформление.
Для проведения занятия необходим просторный, светлый кабинет.
Оборудование и материалы: 7 столов-парт, 8 стульев, доска,
Инструменты и материалы: 8 альбомных листов, кисточек, тряпочек, баночек с водой, ширма, фартуки и нарукавники. Глина, 8 стек, 2 полотенца, 2 таза с водой. 8 досок для лепки, 8 палитр.
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, диски с записью видеообращения Кощея, звуков леса, слайды о животных, музыки.
Дидактическое обеспечение: карточки с секретами, цветные круги, знаки на картоне «=» и «+». Схема поэтапного выполнения лепки «Грибок», сундучки (для занятия их изготовили обучающиеся творческого объединения «Поделки из открыток).
Наглядность: карта-схема «Страна Глинляндия», вывески с названием королевств «Королевство Волшебства», «Королевство Красок»,
«Королевство Экология», «Королевство Мастеров и умельцев», кисточка- королева, тронный зал королевы из ватмана, Талисман кружка Комоша, бантики красного и синего цвета для рефлексии.
Методические советы на подготовительный период.
Ключевым моментом в подготовке к занятию является определение цели и задач будущего занятия. Определив цели и задачи, учитывая свои технические возможности и творческие замыслы необходимо составить конспект занятия, учитывая требования, предъявляемые к занятиям в системе дополнительного образования детей. Конспект готов!
Необходимо составить список необходимого методического, дидактического и технического материала. Самое время обратиться за помощью к коллегам, а также к обучающимся старших групп.
И приступить к тщательной и детальной подготовке.
Первоначально педагог подготавливает необходимые материалы и инструменты. К созданию наглядного и методического материала правильнее привлечь детей старших групп, такое поручение всегда значимо для детей. Педагог, обращаясь за помощью к детям, даёт понять им и почувствовать, насколько их знания и умения важны. Для успешной работы необходимо собрать детей старших групп, и перечислить список необходимой помощи. Затем дети распределяют работу между собой по желанию, тем самым, работая индивидуально и объединяясь в группы. Педагог только координирует работу и следит за тем, чтобы в наличии был необходимый материал для работы.
«Ведение в образовательную программу»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Проверочный.
Подготовительный.
Основной.
Итоговый.
Рефлективный.
Информационный.
Ход занятия.
(Кабинет оформлен выставкой игрушек из глины. На столе лежат карточки
с зажимом и фломастеры).
Педагог: Здравствуйте, ребята! Проходите, рассаживайтесь, ну вот мы с вами поздоровались, а теперь давайте познакомимся. Меня зовут Евтеева Елена Васильевна, я руковожу творческим объединением «Глиняная игрушка» в Вачском Центре детского творчества, и учу детей лепить из глины. А это наш талисманчик (Педагог показывает игрушку из глины), который придумали и слепили детки нашего творческого объединения и придумали ему имя Комоша, потому - что он сделан из комочков глины. Ну, про себя мы с Комошей немного Вам рассказали, а теперь нам не терпится узнать, как зовут Вас. Для этого напишите своё имя на карточках и приколите его себе на кофту или рубашку. (Дети вместе с педагогом пишут свои имена, знакомятся с Комошей, проговаривают свои имена, передавая его по кругу).
Педагог: Вот мы с Вами и познакомились. А скажите вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
Педагог: Мы с Комошей хотели бы пригласить Вас совершить путешествие в волшебный и удивительный мир глины, чтобы Вы - познакомились с темами, по которым работает творческое объединение «Глиняная игрушка» целый год; а ещё нам очень хочется, чтобы Вы - познакомились с миром лепки, инструментами и материалами. Проявили своё творчество, фантазию, поняли, что к природе нужно бережно относиться. Слепили своими руками поделку из глины.
И, кто знает, может кто-то после нашего занятия запишется в творческое объединение, чтобы продолжить обучение лепке из глины. А скажите, пожалуйста, кто-нибудь из Вас пробовал лепить из глины?
(Ответы детей)
Педагог: А скажите, какие названия глиняных игрушек Вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог: А скажите, кто-нибудь знает, где живёт глина?
(Ответы детей)
Педагог: А какого она бывает цвета?
(Ответы детей, педагог показывает слайды)
Педагог: Молодцы ребята! Какие вы наблюдательные и много знаете о глине. А нам с Комошей хотелось бы, чтобы Вы знали ещё больше! А для этого мы приглашаем Вас отправиться в путешествие, но посмотрите, мы с Вами нечего не взяли в дорогу! С чем обычно отправляются в путешествие?
(Ответы детей)
Педагог: (Педагог наклоняется к Комоше, делает вид, что советуется) Ребята, мы предлагаем вам взять с собой в путешествие сундучки, (педагог раздаёт детям сундучки из открыток)кто знает, может они нам пригодятся в волшебной стране под названием Глинляндия (Педагог открывает доску и показывает схему страны Глинляндин).В этой стране живут необычные жители, все они между собой дружат, и друг другу помогают, а как их зовут, и чем они занимаются, мы с Вами узнаем, побывав у них в гостях. А состоит страна из тем-королевств, и каждое королевство имеет своё название созвучное теме, с которой мы с Вами познакомимся. И первое королевство, которое мы посетим - это королевство Волшебства! А хотите узнать, почему оно так называется?
(Ответ детей)
Педагог: В этом королевстве происходит превращение глиняного комка, взятого из земли в пластичную и послушную массу. А для этого её копают из земли, приносят домой, очищают от мусора, заливают водичкой, а затем вымешивают до тестообразного состояния. А теперь ребята, Комоша, хочет открыть Вам маленький секрет. Для того, чтобы узнать, можно ли лепить из этой глины, пригодна ли она для работы, достаточно вымесить глину, скатать из неё шарик, а потом колбаску (Педагог демонстрирует) и сделать из неё «радугу», если она ровная, или на ней маленькие трещинки, смело запасайте такую глину для работы, а вот если при сгибание глина сломалась, добавьте побольше воды, если и после этого на глине появляются большие трещины, то такую глину брать не стоит! Вот Вам первый секрет, который открыл Вам Комоша! А давайте все наши секреты будем складывать в наши сундучки.
(Ответ детей) (Педагог раздаёт всем детям карточки с первым секретом) Педагог: А теперь мы Вам покажем, в какой последовательности комочек глины превращается в игрушку. (Педагог рассказывает и сопровождает свой рассказ показом). Ребята, обратите внимание, сколько разных ярких и неповторимых игрушек можно сделать из глины. (Педагог подводит детей к выставке и рассказывает о видах народных глиняных игрушек и народных умельцах)
Педагог: А мы приглашаем вас отправиться дальше в следующее королевство под названием «Королевство красок». В нём живут кисточки и краски, а управляет королевством королева Кисточка. (Педагог достаёт макет тронного зала с троном, но трон пуст!)
Педагог: Ой, ребята, а где же наша королева Кисточка?
(Включается экран мультимедиа, появляется Кощей) Совет:
В сьёмках лучше задействовать детей из старших групп своего объединения. Что автор и сделал.
Кощей: Ха, ха! Это я украл королеву Кисточку. Заупрямилась она! Говорил я ей: - «Чёрных красок больше надо, чёрных! А она ни в какую! Говорит всего должно быть в меру. Ух, негодная, вообщем, забрал её я!
Педагог: Ой-ё-ёй, Кощеюшка! У нас гостей много, дети хотят познакомиться с королевой, верни нам её.
Кощей: Какие хитрые! Не верну! Хотя постойте, дам я вам задание (в сторону) невыполнимое! Вот вам три цвета, сделайте мне из них 6. Тогда так и быть верну вам Кисточку!
Педагог: Ребята, надо Кисточку спасать. Иначе в нашей стране Глинляндии всё станет чёрным.
(На столе лежат листы альбомные, кисточки, тряпочки, краски, вода. Педагог спрашивает, у детей как получить другие цвета с помощью уже имеющихся, дети выполняют задание, педагог вывешивает на доску кружки с красками соединяя между собой пару знаком плюс, что в конечном итоге получится при смешивании скажут дети, педагог вывешивает получившийся цвет на доску, и раздаёт детям в сундучки таблички с получившимися результатами)
(Появляется Кощей)
Педагог: Ну, вот, мы выполнили твоё задание невыполнимое, верни нам королеву Кисточку!
Кощей: Поверить не могу! Ну и дети пошли! Ладно, победили вы, забирайте. Отдаёт в экран. Педагог достаёт Кисточку из-за экрана.
Педагог: Как хорошо ребята, что Вы помогли вернуться королеве-кисточке. Теперь здесь будет полный порядок! А мы отправимся дальше, в следующее королевство под названием «Экология». Но прежде чем, мы туда попадём, кто мне скажет, что такое экология?
(Ответы детей)
Педагог: Раньше люди жили в гармонии с природой. Вот, например, глиняные игрушки расписывались натуральными красками, разведёнными на яйце. А расписывали их мастера при свете горящей лучины. Но от этого они были ничуть не хуже! А сейчас мы не мыслим нашей жизни без света и других благ. У нас строятся новые дороги, мосты, но вместе с тем рубятся леса, осушаются болота, озёра. Куда деваться зверушкам, растениям? Как
сделать так, чтобы не исчезали животные, растения? Всё это можно узнать в королевстве «Экология». Туда я вас и приглашаю.
(Включается DVD проектор, показывающий картинку леса, звучит музыка леса. Педагог предлагает детям закрыть глазки и уходит за ширму, одевает шапку Лесовика, выходит из-за ширмы)
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мой лес, я старик- Лесовик, в лесу живу, за порядком слежу! Все, кто у меня бывают, того я экологической грамоте обучаю. Вот Вы, например, все знаете как вести себя в лесу? (Ответы детей) А как определить в лесу, где север, где юг? (Ответы детей) Как определить, что будет дождь? (Ответы детей). Молодцы! А жителей моего леса знаете? (Ответ детей) А вот сейчас и проверим. (Лесовик загадывает загадки, а детям Лесовик кладёт отгадки в сундучки)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Пушистой маленькой хозяйке Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках сушенные грибы. (Белка)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Сто иголок, а не шьёшь.
Не хочу ответил ... (Ёж)
Серый зверёк через кочки скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножно. (Заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Родилась она в лесу,
Там росла и расцвела.
И теперь свою красу к Рождеству нам принесла. (Ёлка)
Кто стоит на крепкой ножке в бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы - Нет под шапкой головы (Гриб)
Лесовик: Молодцы, ребята! (Раздаёт в сундучки карточки с загадками). И помните, природу нужно беречь и охранять, а мне пора! (Уходит за ширму, выходит педагог)
Педагог: Ребята, Вам понравилось в гостях у Лесовика? (Ответы детей) Да и сундучки ваши вижу, пополнились, славно потрудились. Ну, а нам, пора дальше! Мы с вами отправляемся в королевство Мастеров и Умельцев. Здесь в мастерских, в руках у жителей рождаются удивительные глиняные игрушки. А давайте, посмотрим, что необходимо, для того чтобы начать работу с глиной. Ну, во-первых, глина, её мастера держат в пакетах. Для чего? (Ответ детей) Баночка с водой, влажная тряпочка, стек, ну и, конечно же, одежда, которая защитит нас во время работы. А теперь давайте-ка, примерим одежду. (Дети одеваются). Ой, ребята вы очень похожи на мастеров, занимайте рабочие места и примемся за дело! Сегодня мы слепим с Вами грибок. Кто мне скажет, какие грибы растут у нас?
(Ответы детей)
Педагог: Молодцы! А теперь посмотрим, как же мы будем лепить наш грибок, с чего начнём? (Педагог показывает на доске схему поэтапной лепки грибка, объясняет. Дети приступают к работе, после того, как педагог проговаривает правила техники безопасности)
Практическая работа сопровождается музыкой. Подведение итогов. Рефлексия: Педагог: «Ребята, кто хотел бы записаться в творческое объединение лепки из глины клеит Комоше красный бантик, кто раздумывает или не хочет, синий. Педагог прощается с детьми.
Дети уходят с занятия с поделкой и сундучком знаний.
Методические совету по проведению занятия.
Для того, чтобы занятие запомнилось детям и прошло успешно. Педагогу с первых минут необходимо вовлечь детей в мир красоты и творчества. Передать им положительные эмоции. А самое главное играть вместе с детьми Обучение лепке предполагает контакт и общение с каждым ребёнком, контроль за его восприятием.
Главное на занятии, чтобы не один ребёнок не остался в стороне. Чтобы он был услышан, его результат был корректно оценен.
Методические советы на период подведения итогов.
Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:
обсуждение, беседа;
выставка по итогам занятия;
устный опрос «Что у нас в сундучке?»
Список литературы:
Дополнительная образовательная программа «Волшебная глина»
Глаголев Олег. Лепим из глины.- М.: Профиздат, 2009.- 96с.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М.,; Педагогическое общество России, 2000.
Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. М., 1984.
Конынева Н.М, Лепка в начальных классах. — М., 1985.
Скорлупова О.А. Знакомство с русским народным декоративноприкладным искусством. 2001.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М.: Просвещение, 2007. -158с.
Узорова О., Нефёдова Е. Большая книга загадок. - М.: Планета детства, 2003.-811с.