Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска «Центр детского творчества»
Занятие по программе «Экология»
для обучающихся 2 класса
Разработала
педагог дополнительного образования
Шитикова Е.И.
Нижневартовск 2016 год
Тема: Хвойные деревья нашего края.
Цель: Познакомить детей с видовым многообразием хвойных деревьев нашего края.
Задачи:
Познакомить детей с характерными признаками хвойных растений (внешний вид, особенности строения хвоинок, шишек), их ролью в жизни леса и человека. Сформировать умение детей классифицировать хвойные деревья по определенным признакам;
способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения работать в парах, навыков взаимопроверки;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации хвойных растений, инструктивные карточки, лупы, ветки и шишки: ели, сосны, кедра.
Методы организации: беседа, рассказ, практическая работа, игра.
Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия.
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Настроение хорошее? Тогда начинаем работать!
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ.
Спина? – ПРЯМАЯ.
Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, прослушав мою сказку. (Погружение в урок - сказка о хвойных растениях (приложение 1))
Вы догадались, о чём пойдет речь? Правильно, о хвойных деревьях.
Можно назвать хвоинки – листьями? (Да, это видоизменённые листочки).
Мы с вами продолжаем изучать природную зону «тайга». В конце занятия вы узнаете ответы на эти вопросы:
- (Педагог раздаёт веточки ели). Рассмотрите ветки, потрогай хвоинки, определите цвет, длину, твердость. Определите, по сколько хвоинок растёт на веточке с одной почки, пахнут ли хвоинки?
- Что можете рассказать? (ответы детей.)
(Обобщить ответы детей) Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.
- Вы можете определить с какого дерева ветка?
Даю подсказку:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
А в иголках круглый год. (действительно, это ель).
Ель обыкновенная достигает высоты до 35 метров, возраст 200-300 лет. В переводе с латинского языка, слово ель означает «смола». Теневыносливое растение. В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света, задерживает порывы ветра. Ель растёт медленно. Растениям в полтора-два метра лет двадцать, а то и больше. Все дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 6-7 лет.
- Как вы думаете, а у хвойных деревьев опадают хвоинки? (Ответы детей).
Хвоинки заостренные, длинной 1-2 см. Каждая хвоинка у ели живёт долго — от пяти до семи лет, а потом сухая падает на землю. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Замена хвои на дереве происходит постепенно, поэтому мы видим ель всегда зелёной. Шишки продолговатые 10-16 см длинной. В шишках находятся семена. Весной, при нагревании шишки раскрываются и семена падают на землю, прорастая в новые елочки.
-Знаете ли вы, как мы используем ель в хозяйственной деятельности?
- Ель – главный поставщик бумажного производства - из неё делают бумагу, искусственный мех, стройматериалы
- Ребята, у вас в школе есть музыкальные инструменты? А вы никогда не задумывались, из каких деревьев их изготовляют?
- Недаром ель называют самым музыкальным деревом. Древесина ели обладает высокой проводимостью звука, из неё делают скрипки, арфы, виолончели, пианино, поэтому ель называют музыкальным деревом.
Ель также обладает лечебными свойствами. В старину говорили: «Изба елова - сердце здорово!». В хвоинках ели витамина С больше, чем в лимоне, апельсине.
- (Педагог раздаёт веточки сосны). Рассмотрите ветки, потрогай хвоинки, определите цвет, длину, твердость, по сколько хвоинок растёт на веточке с одного места, сравните с предыдущей веткой.
- Что можете рассказать? (ответы детей.)
Вы можете определить с какого дерева ветка?
Послушайте загадку:
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту, в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке. (сосна.)
Сосна обыкновенная достигает высотой до 40 метров, живет до 150- 200 лет. В переводе с латинского языка слов о «сосна» означает «скала». Хвоинки – по две в пучке, длинной 6 см. Меняются на 2-3 год. Сосна светолюбивое растения, поэтому если она растёт в лесу, то нижние ветки от недостатка солнечного света погибают и отмирают. Поэтому сосновые леса обычно светлые. Сосна - лекарственное растение. Все дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. А если смола сосны попадала в море, она превращалась в ювелирный камень – янтарь.
Применение в промышленности: ценный строительный материал, из смолы вырабатывают канифоль, ванилин, скипидар, витамин С.
Стволы сосен используются в кораблестроении, древесина ценится за долговечность.
Сосновые леса ценятся за их высокое оздоровительное значение. В сосновых лесах строятся оздоровительные санатории. Но сосна не может мирится с загазованностью воздуха, поэтому она не растёт в городах.
Помочь определить его вам поможет моя загадка.
И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки.
На орешки очень щедр,
Богатырь сибирский … (кедр)
Сосна сибирская, кедровая. Высотой достигает до 35 метров, живёт до 400-500 лет.
Посчитайте, как расположены хвоинки у кедра? Правильно, по 5 штук в пучке, длинной до 13 см. Шишки крупные, наполнены ценными орешками, содержащих 60% масла, комплекс витаминов, микроэлементов. Чтобы появились первые шишки, кедру надо расти 50 лет.
Применение в промышленности Из древесины производят мебель, карандаши, чертежные доски. Из коры изготавливают коричневую краску. Масло кедровых орешков не уступает по качеству прованскому маслу. На нём разводили краски многие знаменитые художники.
Из отжатых орехов делают халву и кондитерские изделия. 80 видов зверей и 200 видов птиц лакомятся кедровыми орешками. Имеет высокое лечебное значение. Орехи применяют при гипертонии, цинге.
У народов ханты и манси дерево считается священным. В посуде из кедровой древесины долго не скисает молоко, а в сундуках не заводится моль. При рождении сына эвенки высаживали у своих жилищ сосну кедровую, а при рождении дочери – берёзу.
Ещё одно дерево растет в нашем лесу.
Пихта сибирская очень похожа на ель. Но есть и отличия: у ели хвоя колючая, у пихты мягкая. Иголочки, в отличие от ели плоские, в почке 1 хвоинка. Шишки, у пихты, как свечки растут вверх. Под елью лежат пустые шишки, под пихтой ни одной. Они рассыпаются ещё на ветвях, а вниз падают одни чешуйки.
Жизнь пихты короткая, меньше ста лет. Высота достигает 30 метров. Используют в медицине: из смолы добывают пихтовый бальзам, из хвоинок эфирное масло. Лечат бронхиты, ревматизм, радикулит.
А об этом дереве хочется сказать особо.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Лиственница-это единственное хвойное дерево, которое ведёт себя как лиственное, осенью оно сбрасывает хвоинки. Отсюда и получила своё название. Лиственница - самое распространенное дерево на территории России, поэтому ее называют национальным деревом нашей страны. Возраст этого дерева - 4oo-5oo лет, достигает высоты 35-40 м. Хвоя на её ветках негустая и мягкая. Держится она всего год. В пучке 15-20 хвоинок. Весной у лиственницы вырастает новая хвоя. Устойчиво к загрязнению воздуха, поэтому высаживается в городах. Древесина тяжёлая, не поддается гниению. Поэтому её не сплавляют по рекам, т.к. она тонет. Из древесины лиственницы изготавливают паркет. Из смолы добывают вещество, которое входит в состав мазей и пластырей.
Животные приходят в светлый лиственничный лес, как в столовую: северные олени — за грибами и лишайником, зайцы — за сочной хвоей.
Практическая работа
А сейчас давайте с вами поиграем. Я буду называть хвойные деревья, а вы будете показывать на пальцах, по сколько хвоинок растет на ветке в пучке. Готовы? Давайте встанем, приготовили руки, и будьте внимательны. (педагог перечисляет названия хвойных растений, дети показывают на пальцах сколько хвоинок растёт с одной почки.)
Сейчас вы получите инструктивные карточки, ваша задача определить, с какого дерева шишка. Соедините шишки и названия деревьев. Поменяйтесь карточками. Проверьте, как ваш сосед справился с заданием, оцените его работу. (ответы детей)
Я предлагаю вам ещё одну игру. (По классу развешены иллюстрации хвойных деревьев) Я буду называть различные предметы, а вы должны найти дерево, из которого эти предметы изготавливают. Начинаем.
Педагог перечисляет: Корабли, карандаши, музыкальные инструменты, пластырь, искусственный мех, витамины, янтарь, паркет, мебель, ванилин и т.д.
Молодцы!!!
Задача 1. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего: Это хвойный лес? Хвойный. А где хвоя? Опала. По чьей вине? Природы. Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса? И в какой лес попал ревизор?
Задача 2. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. В каком лесу бы вы порекомендовали ему выбрать участок: в лиственном или хвойном? Почему?
Задача 3: Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
4. Рефлексия.
- Скоро Новый год, и я предлагаю вам украсить нашу ёлочку шариками-смайликами, и таким необычным способом, выразить свое настроение.
Если вам было легко работать, и занятие понравилось, возьмите улыбающийся смайлик, если вам было неинтересно – грустный смайлик, если вам было трудно выполнять задания – удивлённый смайлик.
5. Итог занятия.
Ребята, вы замечательно сегодня поработали.
- Скажите мне, кто сегодня был самым активным?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
- Информация о каком дереве вам запомнилась?
Теперь вы можете ответить на вопросы, которые я написала на доске?
(ответы детей).
Мы с вами узнали, какие хвойные деревья растут в тайге, и какую роль они играют в жизни людей и природы. Давайте их беречь! Встретимся на следующем занятии.